Победа во Второй Мировой войне – знаковое событие в жизни украинского народа. В УССР День победы десятилетиями отмечали 9 мая. Праздник имел фактически сакральное значение в строительстве советского мифа.
Двадцать четыре года традиция по инерции продолжилась в независимой Украине, однако в 2015 году президент Украины Петр Порошенко подписал указ, предписывающий праздновать не День победы 9 мая, а День память и примирения 8 мая, как это принято в Европе. В этот день в 1945 году генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель и представители люфтваффе, имевшие соответствующие полномочия от последнего главы Третьего Рейха Карла Дёница, подписали второй Акт о безоговорочной капитуляции Германии, вступивший в силу на следующий день.
MyKharkov.info подготовил обзор мнений о том, стоит ли отмечать День Победы 9 мая или День памяти и примирения 8 мая, особенно в условиях продолжающейся гибридной войны с Россией.
«По-перше — за останніми даними на боці Радянського Союзу загинуло майже 42 мільйони. Це цифри, які апріорі не можуть говорити про якусь перемогу. Яка перемога? День пам’яті — так. По-друге — на боці самостійної України воювала УПА, для якої 9 травня війна не закінчилася, тому вважати 9 травня Днем перемоги я не можу. По-третє — Друга Світова Війна — це світова трагедія. Це не може повторитися. Тому я проти святкових заходів в цей день. Це має бути День пам’яті, хоча він є 8 травня. Цього достатньо. 8 травня — День пам’яті, який визнав майже весь світ. І, це не тільки тому, що в нас агресія Росії по відношенню до нас».
«Час настав для України позбутись нав’язаної Росією радянської лінії Дня Побєди, який, до речі, для багатьох держав став також початком комуністичного режиму, диктатури та репресій (Соціалістичний блок, наприклад). Не бачу зв’язку з гібридною війною з Росією, як і зв’язку перемоги над нацизмом в Другій Світовій війні виключно з Росією. Так, Путіну дуже хочеться приватизувати цю перемогу у війні, бо йому так легше контролювати власне населення. Майже половина всіх загиблих військових, полонених та мирного населення тодішнього СРСР – українці. Тому українці мають повне право самостійно визначати, коли, як і з ким відзначати ту чи іншу подію».
«Во-первых, по поводу гибридной войны. Есть заявления политиков и мейнстримовых украинских СМИ, где война идет полным ходом. А есть реалии, в рамках которых все межгосударственные договоры между Украиной и РФ о сотрудничестве вполне себе действуют. Кроме того, в России постоянно находятся и работают более 2,5 млн граждан Украины. А лишь через один из пограничных пунктов пропуска «Гоптовка-Нехотеевка» ежедневно границу только в одну сторону пересекает 22–25 тыс. человек, подавляющее большинство из которых украинцы. Украина продает в РФ продукцию военного назначения в серьезных масштабах, а Россия оказалась крупнейшим инвестором в Украину по итогам 2016 года. В восточных регионах Украины, в т.ч. на Харьковщине более 60% жителей относятся к России хорошо и очень хорошо (данные украинского центра КМИС) и этот список можно продолжать и продолжать. Так что насколько официальные заявления о «гибридной войне» соответствуют реалиям, пусть каждый решает сам для себя.
Во-вторых, собственно о празднике. На днях информагентство УНИАН провело опрос своих читателей, более 70% из которых отметили, что для них 9 мая большой праздник. Понятно, что это нерепрезентативное исследование, зато довольно показательное, ведь это издание с четко выраженной критической позицией по отношению к РФ.
Что касается того: праздновать или нет? Безусловно, есть те, для кого этот день – День скорби, пусть не празднуют, это их личное дело и, разумеется, они имеют на это полное право. Так же точно, как имеют полное право праздновать этот день те, для кого это настоящий праздник. Почему-то, однако, постоянно предпринимаются попытки им помешать это делать.
Ну а то, что для большинства харьковчан 9 мая остается все также очень значимым праздником, очевидный факт. Это подтверждают и социологические исследования. И это неспроста: харьковчане помнят, какую роль Победа сыграла в истории нашего города и всей страны».
«Для меня 9 мая, как и 8-ое — это день памяти всех погибших во Второй мировой. Я искренне не понимаю, что праздновать в эти дни. Поэтому мое мнение: 9 мая — никакой не праздник, это поминальный день».
«Я прожив півжиття на сході й півжиття на заході, але ніколи не зустрічав людей, які би, власне, святкували 9 травня. Користалися нагодою погуляти у вихідний – безперечно, демонстрували (особливо в останні роки, коли виникає дедалі більше дискусій щодо історії другої світової війни) свою політичну позицію – так, виконували певні урочисті ритуали – теж бувало. Але не знаю людей, для яких ця дата була би приводом для щирої глибокої радості. Напевно, такі є серед ветеранів, але цих людей залишилось так мало і вони такі старі, що тут доцільніше говорити не про загальнонаціональне відзначення, а про адресну гуманітарну допомогу. Тому як дні пам’яті про трагедію Другої світової 8 і 9 травня відзначати можна – але не парадами і салютами, а серйозною розмовою і спробою вивчити уроки минулого. Приводів для святкування і вихідних днів я тут не бачу взагалі».
«При чем здесь 9 мая к России? Мой дед воевал. Защищал тогда тоже свою родину и свою страну. Теперь также с оружием в руках нашу землю защищаю я. Дед рассказывал, что воевал и с молдаванами, и с грузинами, и еще с другими национальностями. Да, для меня 9 мая — день той победы. А у меня, когда — нибудь, будет уже НАША победа над Россией».
«Это должен быть день Памяти и Примирения в контексте Второй Мировой Войны (1939 — 1945) без бряцания оружием и без пафоса как в РФ. У нас две стороны воевавших за Украину — Ветераны Красной армии как победители нацизма — смертельного врага украинской нации, и Ветераны УПА (ОУН Б) как носители прогрессивной идеи Украинской независимости реализованной в 1991 году. Эти две стороны дали нам независимую Украину. Они должны войти в Пантеон героев Войны за Украину как простые солдаты, вынесшие всю тяжесть агрессии. 8-го и 9-го сделать праздником, из них выходной — только 8-е».
«Я считаю, что украинцы однозначно должны хранить память о трагедии Второй мировой войны, передавая ее потомкам и почитая тех немногих живых, кто внес вклад в освобождения Европы от нацизма и фашизма. Более того, мне кажется, что именно Украина должна актуализировать дискурс возможности повторения масштабной войны в условиях разъединения и потакания агрессивному популизму — как внутри страны, так и за ее пределами.
Для меня и моей семьи «День Победы» и ранее был скорее печальной датой, нежели пафосно-праздничной, поэтому я считаю, что наша страна не должна отступать от традиций почитания памяти Второй мировой войны, и для меня не является принципиальным вопрос конкретной даты, однако, если говорить о «праздновании» с пафосными военными парадами, продолжающихся форматом «водочка-шашлычок и дети в пилотках», то я за отказ от подобных «праздников»».
Елена Роситюк