Художник и архитектор Василий Кричевский (1872-1952) прожил в Харькове 21 год и за это время создал более 300 проектов зданий, фасадов домов, реконструкций сооружений, которые обычно выделяются своим готическим стилем. Во время Украинской народной республики он разработал дизайн Малого герба Украины. Его имя носит Полтавский краеведческий музей, здание которого он проектировал.
Этот самобытный и многогранный деятель искусств был не только художником и архитектором, но и графиком, декоратором, мастером сценического костюма, дизайнером, искусствоведом и учителем.
Кричевского считают основоположником архитектурного стиля «украинский модерн». Он один из основателей Украинской академии искусств. Во время Второй мировой войны он остался в оккупированном немцами Киеве и по заказу нацистов рисовал портреты немецких офицеров, поэтому в конце войны ему пришлось бежать из Украины. На долгие годы советская власть предала имя этого художника забвению и только после 1991-го года его вклад в развитие украинского искусства начали вспоминать и оценивать. Сегодня некоторые искусствоведы, восстанавливая справедливость, называют период развития украинского искусства с 1890-х по 1940-е гг. «полувеком Василия Кричевского».
Василий Кричевский был старшим сыном в семье земского фельдшера Григора Кричевского, еврея, крещенного в православие и его украинки Прасковьи. Семья жила в селе Ворожба Харьковской губернии (ныне – Сумской области), где мальчик окончил церковно-приходскую школу, а затем – двуклассное училище села Верхняя Сыроватка. В 13 лет он поступает в Харьковское железнодорожно-техническое училище.
Мальчик был очень любознательным, хорошо рисовал, но особенно интересовался архитектурой. Однажды, проведывая заболевшего Васю, харьковский друг отца врач Томашевский увидел его рисунки. Он был удивлен их совершенством и правильными пропорциями, и показал их технику-чертежнику при городском правлении. Тот привлек юный талант к работе, заказывая ему проекты небольших зданий.
А вскоре Вася уже работал и жил у другого специалиста – Михаила Бабкина, который возводил частные дома в районах Заиковки и Москалевки. Он выполнял чертежи, подписываемые работодателем как свои, но платил очень приличные деньги – 20 рублей за каждую работу. Это дало возможность Васе помогать семье, которая обучала сына Федора в столице.
Отсутствие у Василия специального архитектурного образования компенсировали многие знания, переданные прекрасными учителями профессором Сергеем Загоскиным и академиком Алексеем Бекетовым.
В 17 лет судьба подарила юноше встречу с талантливым архитектором и душевным, интеллигентным человеком Сергеем Загоскиным. Он не только профессионально опекал Василия, но поселил в своем доме, и воспитывал, как своего сына. Здесь юноша познакомился с известными харьковчанами, профессорами, архитекторами, художниками, писателями, музыкантами. Культурная среда благородным образом влияла на формирование мировоззрения и таланта молодого дарования. Учась всему у Загоскина, Василий продолжал трудиться на Бабкина, удачно сочетая теорию с практикой.
В 20 лет его учитель помог официально трудоустроиться помощником городского архитектора Альфреда Шпигеля. Теперь он подписывал проекты своим именем. Через непродолжительное время Кричевский был принят помощником Илиодора Загоскина – родного брата профессора Загоскина, инженера службы путей и сооружений Курско-Харьковско-Азовской железной дороги.
В это же время Василий по вечерам начинает выполнять работы для Алексея Бекетова, а в 26-летнем возрасте он полностью начал трудиться на академика. За десятилетие сотрудничества с выдающимся зодчим Кричевский многое перенял. Он очень ценил прекрасное отношение со стороны Загоскина и Бекетова, а те отдавали должное способностям, трудолюбию и знаниям молодого архитектора.
Читайте также: Кто такой Сергей Костюрин, чье имя носит переулок в центре города. Подсказка — бывший мэр Харькова
Василий Кричевский прожил в Харькове 21 год. За это время он создал более 300 проектов зданий, украшений фасадов, реконструированных домов. Часть из них дожили до наших времен и некоторые внесены в реестр исторических памятников города. Это небольшие здания, но многие имели черты своеобразной прелести, оригинальные лепные украшения, конструкторские элементы с применением готического и псевдоготического стиля, который применял только Василий.
Например, прекрасно сохранился дом по улице Сумской, 52, созданный в 70-х гг. ХIХ в. Через 23 года после строительства его купил горный инженер Авдаков для своей жены, популярного врача-фтизиатра. По его заказу Загоскин и Кричевский реконструировали здание, перестроив его под больницу для пациентов с туберкулезом. Ныне дом считается памятником архитектуры.
Василию Кричевскому историки приписывают авторство двухэтажного особняка жены генерал-лейтенанта Радзишевского на роге улиц Маяковского и Мироносицкой (ныне № 74), возведенного в стиле готики, хотя документальных подтверждений пока нет.
Кричевский принимал участие в создании проектов, которые и сегодня радуют харьковчан. В центре города есть два здания, прекрасно сохранившееся и внесенные в перечень достопримечательностей. Это здание автотранспортного колледжа и рядом расположенного Дома науки и техники, в проектировании которых под руководством Алексея Бекетова участвовал Василий Кричевский.
Помимо этого, он оформил фасады многих зданий: дома Бекетова, дома Дмитрия Алчевского, современного Радиотехнического колледжа, библиотеки им. В. Короленко и других. По подсчетам его биографов он причастен к проектированию и декорированию более 300 харьковских зданий.
На Москалевке Кричевский построил дом в старофранцузском стиле для своей семьи. Это здание находится на пересечении двух улиц – Владимирской и Котляревской, и сейчас принадлежит к памятникам истории. Оно построено из красного кирпича и украшено полосой белого кирпича и цветной майоликой.
В доме располагалась творческая мастерская. Здание разноуровневое: одна часть одноэтажная, а вторая – полутораэтажная. Василий Кричевский женился в 1894 году, у него и жены Варвары Марченко, его дальней родственницы, родилось четверо детей, но выжили только два сына – Николай и Василий. В построенном доме он прожил с семьей до отъезда в Киев в 1906 году. Но с 1903 г. по 1906 г. бывал в Харькове наездами, потому что наблюдал за строительством здания Полтавского губернского ведомства. Молодой архитектор-самоучка победил в важном конкурсе и трудился над одним из своих важных проектов.
В Харькове он начал писать картины, преимущественно акварели, на которых изображал пейзажи и природу города: плотину Квитки-Основяненко (1899), улицу Котляревского (1902), университет (1902), собор в Лебедине (1917), а также вечерние пейзажи, сады и др. Его произведения придирчивые эксперты ежегодно отбирали для участия в выставках «Общества русских акварелистов» в Петербурге (1899-1902).
Василий проявлял глубокий интерес к истории Украины, ее культурному наследию и национальному искусству. С этой целью он как вольнослушатель посещал университетские лекции известных профессоров-этнографов и историков Дмитрия Багалея, Николая Сумцова, Егора Редина и др. Неудивительно, что именно Кричевскому было поручено создание в натуральную величину украинской хаты со всем типичным интерьером и внешними атрибутами подворья. Эту композицию разместили в библиотеке университета к открытию ХII Всероссийского съезда археологов в начале ХХ в.
В целом, именно в харьковский период жизни произошло становление Кричевского как выдающегося деятеля украинского национального искусства.
Василий Кричевский был выдающимся творцом по нескольким направлениям. Он быстро утвердился в Киеве, завоевав авторитет у столичной элиты. Как архитектор он основал украинский модерн в зодчестве.
Рождение нового стиля состоялось при проектировании здания Полтавского губернского земства. Затем он применил свои оригинальные находки при создании своего первого киевского двухэтажного дома, принадлежащего И. Щитковскому (1907-1908), Учебно-показательного пункта по керамике в Опишном, возведенного с участием галичанского мастера по керамике Юрия Лебищака (1916-1919), дома Чубука-Подольского в городе Переяславль (после 1924), Дома писателей «Ролит» (1923-1924).
В киевском доме по Крещатинском заулку, где жил Тарас Шевченко в 1846 г., он не только инициировал реставрацию, но и создал проект и разработал художественное оформление (1923-1924). Ныне здесь работает Литературно-мемориальный дом-музей Великого Кобзаря.
Как искусствовед он печатал научные статьи и рецензии в журналах «Украина», «Сяйво» и др. Как художник-импрессионист, использующий национальные традиции, он мастерски, «благородной кистью» – по выражению одного из искусствоведов, создавал красочные пейзажи Приднепровья, Слобожанщины, Крыма. Как график и декоратор он стоял у истоков украинской книжной иллюстрации, украсив своими работами более 70 изданий и положив начало украинской книги. Среди них такие известные произведения Михаила Грушевского как «Иллюстрированная история Украины» и «Культурно-национальное движение».
Как разработчик сценических костюмов и декоратор, он известен подготовкой этой атрибуции для театра Садовского (1907-1910), а впоследствии и для столичного Государственного национального театра в Киеве. В этом ему помог опыт работы с керамистами села Опишное, руководства ковродельческой мастерской, созданной Варварой Ханенко (до 1913 г.), и ткацкой мастерской в селе Оленовка (1913-1915), а также знание украинских культурных традиций.
Именно его театральные работы заложили основы исторически верного художественного оформления сценических постановок. Высокий профессионализм обеспечил ему успешное сотрудничество с кинематографистами Киевской и Одесской киностудий (1925-1937). Его художественные работы очень ценил Александр Довженко. Как художник-постановщик, он руководил оформлением 12 украинских фильмов, среди которых «Тарас Шевченко», «Звенигора», «Борислав смеется», «Кармелюк», первая цветная кинолента «Сорочинский ярмарок» и др. Последней лентой, для которой работал художник, был фильм режиссера Георгия Тасина «Назар Стодоля» (1937), который снимали в селе Ледное под Харьковом. Многие селяне участвовали в массовых сценах, а роль бандуриста исполнил Гнат Хоткевич.
Кричевский вел большую общественную работу, являясь одним из основателей и профессоров Украинской академии искусств (1917). До 1941 года он стал доктором искусствоведения в академии, которую в 1924 г. было преобразовали в Киевский художественный институт. Кричевский преподавал архитектуру, композицию и заведовал кафедрой живописи. Он продолжал собирать этнографическую коллекцию и создавать альбом хат и домов украинских селян. Участвовал в создании проекта памятного комплекса «Тарасова могила» в Каневе, который так и не был воплощен в жизнь.
В 1940 году состоялась большая выставка его работ, приуроченная к получению звания Заслуженного деятеля Украинской ССР. Она была впечатляющей и насчитывала 1055 творений, несмотря на то, что при обстреле Киева большевиками в 1918 году была уничтожена его квартира в доме Михаила Грушевского. Кричевский едва успел спасти месячную дочку Галинку от второго брака с Евгенией Щербаковской, вынеся ее на руках. Сгорело более 300 картин, уникальная коллекция народного творчества, проекты зданий, результаты научных поисков.
После февральских революционных событий и образования Украинской Народной Республики встал вопрос о государственной символике. Председатель Центральной Рады и ученый Грушевский в статье, напечатанной в газете «Народна воля» (1917), отмечал, что Украина никогда не имела своего герба, но на нашей территории функционировали многие символы государственности. Он перечислил несколько таких элементов, упомянув знак Рюриковичей и Владимира Великого в форме трезубца, представляющий, по мнению многих геральдистов, фигуру сокола, пикирующего на свою добычу. В период Киевской Руси это был символ власти, его чеканили на печатях князей, монетах и многих предметах, изготавливаемых на княжеском дворе.
Эскиз герба поручили создать Василию Кричевскому. Он смог стилизировать лаконичный, но емкий и содержательный символ государства. Это был золотой трезубец на синем фоне, увитый венком из листьев, и окруженный ромбами и треугольниками. 25 февраля 1918-го года тризуб приняли в качестве национального символа УНР. 19 февраля 1992-го года Верховна Рада утвердила его как Малый государственный герб Украины, и неотъемлемую часть Большого герба.
Кричевский также прославился разработкой дизайна первых денежных купюр, печатей, почтовых марок для УНР. Кроме Василия, разработкой денег занимался талантливый график Георгий Нарбут. Купюры, выполненные в примитивном стиле, считаются шедеврами оформительского искусства. Показательно, что их использовала и большевистская власть до денежной реформы 1922-1924 гг., хотя дважды арестовывала Василия, но, подержав немного в тюрьме, отпускала на свободу.
Читайте также: Гнат Хоткевич: как харьковчанин научил мир играть на бандуре
По невыясненным причинам профессор Кричевский с семьей остался в Киеве во время оккупации столицы немецкими войсками. Немецкое командование узнало о талантливом художнике, и ему стали поступать заказы написания портретов немецких офицеров. Отказаться от таких работ было невозможно. Поэтому когда советские войска в 1943 году подошли к столице, Кричевский с семьей переехал во Львов. В противном случае он был бы арестован за коллаборационизм.
Кричевскому также не забыли сотрудничество с Центральной Радой, Грушевским и Симоном Петлюрой. Когда Кричевский уезжал из Киева потерялся или был украден его багаж со всеми художественными и проектными работами. Часть работ позже появилась у коллекционеров США. Во Львове профессор принял предложение митрополита Андрея Шептицкого по руководству Высшей изобразительной школой.
Фронт быстро двигался на восток, и семья Кричевского уехала сначала в Германию, а затем в Париж, где уже некоторое время жил его сын Николай. А в 1948 году Василий Кричевский с женой переехали в Каракас (Венесуела) к дочери Галине. Здесь он по памяти рисовал пейзажи родной Украины. Прожил на чужбине Кричевский недолго и умер в 1952 г. А через 23 года прах его и жены перезахоронили на украинском кладбище Святого Андрея в городе Баунд Брук (штат Нью-Джерси, США).
Василий Кричевский стал основателем династии украинских художников, которая насчитывает уже 4 поколения. Его брат Федор (1879-1947) был известным художником и первым ректором Украинской академии искусств. Сын Николай (1898-1961) – известный живописец и декоратор, живший в Париже, Василий (1901-1978) – художник, педагог, известный в США, дочь Галина Кричевская-Линде (1918-2006) – художник, скульптор, ткачиха, вышивальщица. К художественной элите принадлежат две внучки и внук, а также правнучка и правнук.
Его наследники много сделали для восстановления доброго имени Кричевского в нашей стране. Дочь передала украинским музеям, в том числе и Харьковскому художественному, более 300 работ своего отца. В 2012 году, накануне 140-летия архитектора, в центре украинского гончарства Опишном, в доме, спроектированном патриархом украинского модерна, был открыт Музей семьи Кричевских.
Харьковчане установили памятную доску Кричевскому на здании, где он работал (ул. Сумская, 18). На территории его родной школы в селе Верняя Сыроватка открыт памятный знак земляку. Некоторые искусствоведы, восстанавливая справедливость, называют период развития украинского искусства с 1890-х по 1940-е гг. «полувеком Василия Кричевского».
Светлана Лысенко