Стартовал онлайн-ресурс ksp.ui.org.ua «Харьковская школа фотографии от советской цензуры к новой эстетике», созданный в рамках программы Украинского института #UkraineEverywhere. Он рассказывает о Харьковской школе фотографии и является крупнейшим на сегодня онлайн-архивом Школы.
Сайт содержит подборку из более 2000 фотографий и охватывает весь период существования Школы (с 1960-х по настоящее время), профайлы 28 художников и художественных объединений, исследовательские тексты и фотографические истории, выполненные в популярном в соцсетях формате stories. Работает сайт на английском, украинском и частично французском языках.
Программа #UkraineEverywhere, в рамках которой создан ресурс, создана Украинским институтом для презентации визуальной культуры Украины онлайн. Она открывает широкой европейской аудитории весомые достижения украинского искусства и демонстрирует взаимосвязи между украинским и европейским художественными контекстами.
Во времена пандемии, когда культурное взаимодействие стагнировано з-за невозможности привычной коммуникации, онлайн-проекты, по мнению партнеров программы, помогают культурным связям избежать разрыва.
«Харьковская школа фотографии, — знаковое явление украинского искусства, которое обращено ко всему миру, — говорит Александр Виноградов, руководитель направления «Визуальное искусство» Украинского института. — Темы, которые поднимает проект ksp.ui.org.ua, в частности — переосмысление категорий «красивого» и «общественно приемлемого» и роль искусства в выходе из тоталитарного способа мышления, сегодня не менее актуальны, чем 50 лет назад».
Ресурс создан таким образом, чтобы быть интересным как тому, кто впервые знакомится с Харьковской школой фотографии, так и тому, кто хочет углубиться в ее архивы или посмотреть сквозь ее призму на отдельные аспекты социокультурных процессов в Украине последних 60 лет.
Европейский зритель узнает (а украинский вспомнит), как в Украине в последние полвека развивалась городская среда, как авторы-нонкорформисты существовали в условиях жесткого контроля советской системы, а за «железным занавесом» все же развивались взаимосвязи с европейскими художественными движениями.
Задумается, как на постсоветском пространстве менялся канон красоты, а вместе с ним — трактовка понятий маскулинности и феминности; почему даже в современной Украине тело является метафорой границ индивидуальности и личности, триггером «общественной морали» и так далее.
Знакомство с ресурсом — это погружение в своеобразный фотографический дневник, который иронически документирует и осмысливает различные аспекты (пост)советского бытия и рефлексии на вызовы нынешнего времени: будь то российская оккупация, или искусство после #Metoo, или переосмысление вопросов телесности, самоидентичности, общественных иерархий .
«Манера фотографов Харьковской школы в основном иронична и самоиронична, что, мне кажется, сегодня опять невероятно важно, — говорит куратор проекта, представитель второй волны ХШФ, фотограф Игорь Манко. — Примечательно, что наши партнеры, Украинский институт, не побоялись выбрать для презентации украинской культуры в мире художественное явление, которое использует острый, часто некомфортный украинскому зрителю визуальный язык, поднимает темы сложные, иногда все еще маргинализированные в нашем социокультурном поле».
Команда проекта считает символичным то, что ресурс появился в тот же год, когда Украина наконец признала важность наследия художника, которого считают корифеем Харьковской школы, — Бориса Михайлова: в этом году он награжден Шевченковской премией в области визуальных искусств.
Также в прошлом году партнеры проекта, Музей харьковской школы фотографии, при поддержке Украинского культурного фонда издали монографию Надежды Бернар-Ковальчук «Харьковская школа фотографии: игра против аппарата». Художественное движение, которое большую часть времени находилось в эстетической оппозиции к государству, наконец получает признание на государственном уровне.
«Невероятно важно то, что государственная институция (Украинский институт) четко демонстрирует, что не ждет от искусства ни сервильности, ни потакания господствующим вкусам, — говорит менеджерка проекта, управляющая партнерка агентства «Bagels & Letters» Иванна Скиба-Якубова. — Визуальный язык Харьковской школы фотографии резко отличается от того, что обычно толерируется государственными структурами. Неэстетизированная бедность, неприкрытая боль, негламуризованная сексуальность: это то, что «не принято» показывать в школах, на телевидении или государственных праздниках. И тем более не то, что обычно государство хочет «везти на экспорт». #UkraineEverywhere — это еще и Ukraine in different ways, и в этом есть очень большая честность».