Город тремпелей и сявок: история титула «Первая столица»

19:49  |  07.02.2020
Харьков

Харьковчане гордятся своей историей. Бесспорно, у нас самобытная городская культура, масса знаменитых деятелей во всех областях чего-угодно, научный и промышленный потенциал. Но есть еще одна  особенность Харькова, поднимающая самомнение горожан сразу на несколько пунктов.

Конечно же, это неофициальный статус «Первая столица». Этот титул стал уже практически синонимом к слову «Харьков».

Казалось бы, есть такой локальный статус, подтверждающий важность города в истории Украины, но всё-таки надо же его чем-то подтверждать. А вот как раз с доказательствами могут возникнуть проблемы.

Купеческий Харьков и промышленная революция

Старый Харьков
Город «тремпелей» и «сявок» длительное время был провинциальным купеческим центром, не претендующим на высокие звания и статусы. Долгие годы жизнь на периферии текла своим чередом, Харьков потихоньку рос и процветал. Кардинальные перемены в жизни провинциального города наступили с приходом в Российскую империю промышленной революции.

Мощная поступь индустриализации сотрясла, казалось, непоколебимые основы купеческого города и изменила его лицо раз и навсегда. Харьков стремительно нарастил промышленные мышцы, в связи с чем его заштатность сменилась статусом системообразующего производственного и транспортно-железнодорожного центра юга Российской империи.

Тогда же сюда хлынула и интеллигенция, ведь развивалась и культурная сторона мещанской жизни. Привычные нам театры, университет, парки – это как раз наследие той эпохи бурного роста города.

Киев же, в отличие от стремительно развивавшегося Харькова, почивал на лаврах прошлого. Колыбель восточнославянской государственности, «мать городов русских», являлся прекрасным, будто застывшим во временах Ивана Мазепы региональным и, на тот момент, периферийным центром.

Важность города заключалась в его символизме, потому ему выказывался почёт и уважение, а деятели культуры и искусств предпочитали проживать на берегах Днепра. Киев стал оплотом «украинофилов» – патриотической интеллигенции. Харьков же контрастировал на этом фоне, превратившись в город рабочих – будущей движущей силы Октябрьского большевистского переворота.

Именно такие различия сыграют свою роль в 1919 году при выборе «стольного города».

Читайте также: Отвращение: восемь неприятных вещей в Харькове

Как Харьков стал столицей Украины

trozkiy_v_kharkove

Излом 10-20-х годов XX-го века – период сложнейших испытаний для Украины. Российская империя, в состав которой входили украинские земли, билась в агонии – Февральская революция, Октябрьский переворот, и последовавшая за этим Гражданская война уничтожили Российскую империю.

Результатом стали развал государственных структур, расползание страны на лоскуты, анархия и беспредел. Такая обстановка дала возможность регионам выйти из-под власти царя и старых элит, чем не преминули воспользоваться и в Украине.

Чего только в тот период не было! УНР, а позже Украинская Держава, со столицей в Киеве, Одесская Народная Республика, кочующий Махно со ставкой в Гуляйполе, ЗУНР с переменой столиц Львов-Тернополь-Станиславов (нынешний Ивано-Франковск). Официального признания от Европы не получило ни одно образование, кроме УНР. И то, Украинскую народную республику признала Германия и ее союзники, проигравшие Первую мировую войну, а на их решения победители из Антанты просто плевали.

Особенную неприязнь ко всем республикам на территории Украины питали большевики, стремившиеся создать в регионе «правильное», соответствующее их интересам, государство. Для этого конкуренты должны были уйти в небытие, чем «красные» со всем возможным энтузиазмом и занялись.

Сначала была «мирная» попытка взять власть в Киеве. Но когда демократия победила, и оказалось, что большевики на Всеукраинском съезде рабочих оказались в катастрофическом меньшинстве, «красные» поступили по-хитрому – отправились в Харьков и там 25 декабря 1917 года провозгласили свою Украинскую Народную Республику Советов, с социализмом и диктатурой пролетариата.

Отсюда и тянутся корни «Первой столицы». В этом «протогосударстве», входившем в федерацию с Россией, харьковчане впервые выступили в рои столичных жителей.

На этом, как известно, история «столичности» не остановилась. Наличие сразу нескольких государств на небольшой территории – счастье для вечно голодных богов войны, потому Украина с головой окунулась в море крови, пролитой при взаимной резне.

Красные в Харькове
Власть постоянно менялась. Маятник качался от одной стороны к другой – от Деникина к УНР, от УНР к большевикам, от них – к войскам Тройственного союза, оттуда – к полякам и так далее. В процессе бесчеловечных «качелей» Харьков успел побывать столицей ещё и Донецко-Криворожской республики, ставшей в итоге одной из составляющих будущей УССР.

19 декабря 1919 года, ещё до окончания боевых действий большевики провозгласили в захваченном Харькове, ставшем вновь столицей, Украинскую Советскую Республику, формально объединявшую все республики Советов на территории Украины. Ну а с окончанием войны за власть новое государство официально утвердили 13 июля 1923 года. Железно столичный статус Харькова закрепился Конституцией 1929-го.

shevchenko

Почему же не Киев, ведь к 1923-му году город на Днепре уже контролировался большевиками? На этот вопрос однозначного ответа нет. Историки выдвигают различные гипотезы.

Харьков был на тот момент современнее, лояльнее и располагал большим, чем Киев, потенциалом.

Слобожане развивались по современному на тот момент пути, в отличие от древнего города Кия, застывшего во времени. После Февральской революции Киев стоял на позициях украинской независимости, а в Харькове было сильно влияние большевиков. Из харьковских рабочих комплектовались полки, воевавшие с УНР и внесшие свою лепту в победу над ней. Ну и банальная причина – в Киеве попросту не было административных зданий, способных вместить государственные органы.

В итоге Харьков пробыл столицей недолго. Даже несмотря на то, что сам Ленин был против переноса столицы в Киев, назвав эту идею – цитата – «чушью».

Читайте также: Прекрасный и ужасный район ХТЗ (фоторепортаж)

Переезд из Харькова в Киев и наши дни

Плозадь Розы Люксембург

Ни чаяния дедушки Ленина, ни масштабное строительство в городе (привет от Госпрома и памятника Тарасу Шевченко, возведённых в тот период), ни переезд интеллектуальной, научной и творческой элиты в Харьков не остановили неизбежное.

Переформатировав Киев, подтянув его до современного уровня, большевики 24 июня 1934 года торжественно отправили центральный аппарат госуправления УССР из Харьковского Госпрома на новое место. В Киев переехали не все – не хватало места. На Слобожанщине остались многие наркоматы, но и они постепенно покидали Харьков, как только для них строились нужные здания (теперь привет уже от Верховной Рады 39-го года постройки).

Короткий период новой «столичности» всё же настиг Харьков в ходе Второй мировой. Куда же ещё было переносить госорганы после оккупации Киева? Но и этот отрезок был небольшим.

С провозглашением независимости в 1991 году Киев стал столицей Украины, как правопреемницы УССР, так и, формально, УНР (полномочия президента Леониду Кравчуку передал последний глава республики в изгнании Николай Плавьюк). Но на этом полумёртвая история «первостоличности» не закончилась.

В 2009 году Владимир Литвин, на тот момент глава Верховной Рады, предложил в рамках идеи передачи полномочий центральной власти в регионы перенести в Харьков Конституционный суд. Затея никак не материализовалась – прошло больше десяти лет, а суд как был в Киеве, так там и остался. Только Литвин по факту сам уже стал историей.

До этого убелённого сединами джентльмена была попытка превратить Украину из унитарной в федеративную республику, а столицей её субъекта обязан был стать Харьков. Проект провалился, так и оставшись в разговорах. Ну а события 2014-го года вообще должны поставить точку в подобных начинаниях – после ситуации с Донецком и Луганском, а особенно Крымом, передавать полномочия центральной власти на места точно никто не будет.

Несмотря на то что «Первой столицей» справедливо будет назвать Чигирин (резиденция Хмельницкого при Гетманщине) или Батурин (ставка Мазепы), это понятие прижилось в лексиконе и мышлении именно харьковчан. Конечно, ни о каком возврате статуса «главгорода» страны речи не идёт, скорее о гордости за историю малой родины.

Да и нужно ли вообще городу и горожанам фактическое подтверждение старого прозвища? Представить только: грязная политика, торги больших воротил вокруг столицы, манипуляции и дрязги. Разве оно того стоит?

Читайте также: Салтовские ученые рекомендуют: топ-10 харьковских мемов

Не лучше ли наслаждаться тем, что нам досталось от предков, и тем, что мы сами делаем сейчас для себя и наших потомков? Харьков и без того прекрасный, не похожий ни на какой другой город Украины. Несмотря на историческую сомнительность титула «Первая столица», в сердцах харьковчан их малая родина будет первой всегда и во всём.

Михаил Татаринов

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: