2018 год объявлен Годом культурного наследия в Европе и в Украине. В его первые дни участники проекта «Ctrl+S.Закон на защите культурного наследия Украины» объединяются во всеукраинской кампании по сохранению архитектурных памятников.
https://www.facebook.com/Ctrl.S2017/posts/313014592519606
Разрушение зданий — объектов культурного наследия в разных городах страны — результат, в первую очередь, несовершенства законодательства, уверены активисты. Однако это несовершенство может быть исправлено — участники проекта проводят юридический анализ в этой сфере, собирают мнения экспертов и готовят предложения по внесению изменений в законодательство для Верховной Рады, Кабинета министров и Министерства культуры. Для большей наглядности о проблеме как явлении национального масштаба украинцам расскажет документальный фильм «Сохранить нельзя разрушить», также созданный в рамках проекта — его снимали в 10 городах на 150 локациях с участием 50 экспертов.
Согласно Закону «Об охране культурного наследия» (№ 1805-III от 8.06.2000 г.), собственник памятника архитектуры обязан содержать его в надлежащем состоянии, ремонтировать, оберегать от разрушений. Но на практике это не работает, говорит руководительница проекта, директор БО «Благотворительный фонд «Харьков с тобой» Елена Рофе-Бекетова, правнучка знаменитого академика архитектуры, харьковчанина Алексея Бекетова. Фонд, который она возглавляет, и стал инициатором проекта — в родном Харькове множество таких домов ветшают буквально на глазах, а некоторые из зданий сносят.
«Происходящее нарушает закон. Кроме того, нет механизмов реакции на нарушения, нет упорядоченности существующих памятников культуры, — говорит Елена Рофе-Бекетова и тем самым иллюстрирует юридический казус. — Часть их находится в областном подчинении, часть — в городском, а часть — в частной собственности. В результате ответственность размыта, и «у семи нянек дитя без глаза».
Заниматься охраной культурного наследия должны областные администрации, но на деле всё решается между частными лицами и городской властью, объясняют инициаторы проекта: «Неразбериха и безнаказанность гарантированно ведут к коррупции. А тем временем исчезают наши города».
Исторические города, такие как: Харьков, Киев, Львов, Днепр, Ужгород, Одесса в последние годы потеряли сотни исторических зданий, подчёркивают эксперты и культурные активисты, — значит, проблему нельзя считать местной. И решать её нужно тоже не на местном, на национальном уровне. Поэтому основной задачей участники проекта считают подготовку предложений правок в законы и систему охраны культурного наследия, которые в апреле будут предложены на рассмотрение на национальном и местном уровнях.
«Специфика этой сферы в том, что многие считают охрану памятников не важной. Соблюдение трудового законодательства, пожарной безопасности — здесь проверки со стороны контролирующих органов постоянные, а об архитектурном наследии вспоминают в последнюю очередь. Поэтому и с неразберихой в законодательстве мало кто борется, — считает юрист проекта Алёна Купина. — И в этом «тихом омуте» возникает коррупция. Причём как со стороны владельцев недвижимости, которым проще дать взятку, чем выяснять, памятник у них в собственности или нет, так и со стороны чиновников, которые могут избирательно придираться к владельцам некоторых объектов, а могут и закрывать глаза».
Примеры подобных случаев содержатся в исследовании, которое провели участники проекта из «Харьковского антикоррупционного центра». Его выводы однозначны: необходимо в законодательстве чётко обозначить обязанности и полномочия органов охраны культурного наследия на местном уровне — в первую очередь, а также на уровне центральной власти, прописать алгоритмы сотрудничества. На местном уровне о зонах ответственности должны договориться обладминистрации и городские советы.
«Сейчас в сфере охраны памятников архитектуры, истории большой беспорядок, — уверена Елена Рофе-Бекетова. — Вот пример: Министерство культуры считает, что в Харьковской области (без Харькова) 951 памятник национального и местного значения. А Департамент градостроительства и архитектуры ХОГА указывает по области 235 памятников. Получается, областная власть не считает памятниками 716 объектов, а Министерство культуры — считает».
Поводом обсудить ситуацию за пределами круга специалистов и активистов поможет документальный фильм «Сохранить нельзя разрушить». Режиссёр Павел Сироменко и сценарист Татьяна Омельченко побывали в Киеве, Днепре, Полтаве, Одессе, Львове, Ужгороде, Ивано-Франковске, Запорожье и Харькове, провели интервью с 50 экспертами, зафиксировали на камеру 150 уникальных зданий. Всё это создаёт яркую картину и подчеркивает удручающее состояние прекрасной украинской архитектуры прошлых лет.
«Когда смотришь на ситуацию со стороны, кажется, что только в одном конкретном городе есть некое «безусловное зло», например, нерадивые владельцы зданий, — объясняет Татьяна Омельченко. — А проблема оказывается системной, одинаковой во всех городах, где есть архитектурные памятники. И её причины — несовершенство законов и работы правоохранительной системы, пассивность общества, недостаток финансирования».
Премьера фильма для широкой общественности состоится в ближайшее время. После просмотра картины своё мнение о ней и о проблеме выскажут представители громад, а активисты смогут собрать ещё больше мнений и примеров нарушения законодательства для дальнейшего анализа существующего положения дел. После показа в Харькове — он состоится до конца января — его представят в тех городах Украины, где проходили съемки.
Но фильм — далеко не единственный способ расширить аудиторию проекта. Организаторы видят своей задачей объединение гражданских активистов, депутатов местных советов, архитекторов, реставраторов, юристов, действующих разрозненно в разных городах. Эти люди и сегодня занимаются контролем соблюдения национальных законов и местных регуляций во время строительства зданий и планировки города. Но координация групп из разных городов поможет им работать более эффективно и сформировать общественное мнение, изменить отношение украинцев к культурному наследию. Также в наведении порядка в сфере заинтересованы уже упоминавшиеся частные собственники памятников архитектуры — часто, приобретая объект культурного наследия, собственник даже об этом не подозревает. А ведь такой объект в собственности накладывает много дорогостоящих обязательств.
«Если предыдущий владелец не сообщил, что объект является охраняемым памятником культуры, то покупатель может и не узнать. Если, конечно, сам не начнёт проверять, — объясняет Алёна Купина. — С каждым владельцем памятника должен быть заключён охранный договор. И ответственность за его заключение несут обе стороны, а значит, никто. С одной стороны, этим пользуются, чтобы делать реконструкцию без дополнительных ограничений. С другой стороны, бывает такое, что и в самом деле, владелец не подозревает, с чем имеет дело — с ветхим зданием или с жемчужиной архитектуры».
«Мы ратуем за то, чтобы был не только «кнут» в виде наказаний, штрафов и т. д., но и «пряник», — акцентирует внимание Елена Рофе-Бекетова. — Например, налоговые каникулы для тех, кто делает реставрацию по всем правилам, налоговые льготы и поощрения для тех, кто содержит здание-памятник культуры в надлежащем состоянии и прочее — как это устроено на Западе. Возможно, есть смысл смягчить требования. Государство должно поощрять и поддерживать ответственных владельцев».
Организаторы проекта и авторы фильма надеются, что проект станет поводом для объединения людей вокруг проблемы. Здания могут принадлежать отдельным людям, но архитектура — наше общее наследие и богатство.