В советские времена в нашей стране было уничтожено множество храмов, старинных зданий, усадеб, а прямо на местах захоронений строились парки, магазины, стадионы. В Харькове тоже немало таких мест.
Об этом мало кто знает, но стадион «Металлист» был построен в 1925 году на месте кладбища Святого Духа. Тогда Харьков был столицей Советской Украины, и поэтому было принято решение усиленно развивать спорт. По личному указу члена ЦК РКП (б) Анастаса Микояна было решено строить стадион именно на месте этого кладбища.
Кладбище Святого Духа было одним из самых больших в городе. Кресты и плиты были снесены, стадион благополучно построен. Но о перезахоронении видимо думать не стали, так как во время реконструкции в 2007 году было обнаружено множество человеческих костей и черепов. Так что всё это время прямо на останках умерших проводились футбольные матчи, люди кричали и ругались, попивая пиво и щёлкая семечки, тем самым нарушая покой усопших. Может быть, поэтому нашему харьковскому «Металлисту» не очень везёт?
Выше названное кладбище Святого Духа было закрыто для дальнейших захоронений с 1885 года, когда было решено открыть новое Кирилло-Мефодиевское кладбище, на месте которого сейчас и располагается парк Машиностроителей.
Кладбище не знало покоя ни до революции, ни после. Разница лишь в том, кто нарушал покой мёртвых. До революции – «буржуазный» класс, после – «пролетарский». В 1906 году в полицейские протоколы попал сам товарищ Федор Сергеев, больше известный по кличке Артём, в честь которого позже будет назван парк. На кладбище он организовал «слёт» большевиков, за что и был задержан. После революции кладбище стало разрастаться за счёт «пополнявших» его дворян и купцов. Только вот ритуал был значительно упрощён, расстрельные приказы выполнялись прямо на месте будущего погребения.
В 1930-е годы тут тайно хоронили жертв голодомора. Вероятно, чтобы скрыть этот факт в 1934 году, было решено ликвидировать кладбище, а на его месте разбить парк. Причиной было и то, что кладбище стало приютом для бомжей и алкоголиков и постепенно превращалось в свалку. В итоге могилы сравняли с землёй, проложили аллеи, высадили деревья и 12 августа 1935 года торжественно открыли парк.
Ещё один стадион, построенный на месте кладбища. Ранее на его месте находилось Кузинское кладбище, а улица Муранова в то время носила соответствующее название – улица Кладбищенская.
В годы оккупации Харькова в Холодногорской тюрьме нацисты организовали концентрационный лагерь, в котором содержалось больше 20 тысяч узников. Из них по меньшей мере 10 тысяч человек погибло. Тела расстрелянных и погибших от пыток и голода заключённых вывозили на Кузинское кладбище, там их бросали в выкопанные ещё живыми пленниками ямы.
После войны кладбище ликвидировали. Сталин не считал советских военнопленных участниками военных действий, более того, — их даже приравнивали к изменникам. На месте братской могилы был разбит парк. А в 1980-х годах на месте парка началось строительство стадиона «Трудовые резервы». Во время строительства парка и стадиона рабочие очень часто находили останки и вещи погибших.
На сегодняшний день стадион находится в распоряжении Инженерно-педагогической академии, на нём проводятся различные спортивные мероприятия.
Этот парк появился не так уж давно, так что есть очень много очевидцев его закладки. Там, где сейчас аллеи, деревья, скамейки, детская площадка и ресторан — ранее находилось 1-е городское Иоанно-Усекновенское кладбище. Это кладбище было самым известным и «элитным» в городе, тут были похоронены государственные деятели, деятели искусства, интеллигенция и другие выдающиеся люди.
В 1970-х годах кладбище решили ликвидировать. По официальной версии такое решение было принято потому, что кладбище превратилось в запущенное и неухоженное место. Городские власти не стали брать на себя ответственность за состояние захоронений. Потомки известных людей, похороненных здесь, объединились в инициативную группу против сноса могил (внук академика Дмитрия Багалея, потомки Александра Потебни, архитектора Алексея Бекетова, академика Дмитрия Синцова) и предложили создать здесь мемориальный комплекс, но власть это предложение отклонила.
О перезахоронении умерших до 1920-х годов представителей известных дворянских родов, офицеров, священников, «старорежимных» политических деятелей даже речи не было. Родственников покойных, пожелавших перезахоронить родных, обязали присутствовать при эксгумации. У них на глазах выкапывали гробы и извлекали останки. Некоторым людям становилось плохо, приходилось вызывать «скорую».
Могилы некоторых выдающихся деятелей перенесли на 13 кладбище, кого-то перезахоронили на других городских кладбищах, а несколько могил оставили.
На месте кладбища был разбит Молодёжный парк с баром и рестораном, детской площадкой, летним кинотеатром, который в 90-х годах был закрыт.
На месте, где сейчас стоит главный символ города, когда-то располагалось кладбище. Это было в те давние времена, когда эта часть города считалась окраиной. Также здесь стояла Мироносицкая церковь. Кладбище было закрыто ещё в 1792 году, а ликвидировать его начали еще в 40-х годах XIX века. Перезахоронений сделано не было. Церковь уничтожили намного позже – в 1930-х годах её взорвали, а на том месте построили троллейбусный парк.
Именно здесь, на аллее ведущей к памятнику Шевченко во время оккупации немцы создали военное кладбище и планировали создать пантеон германской военной славы. Тут похоронено как минимум два немецких генерала – Георг Браун, командир 68-й пехотной дивизии, и командир 6-й танковой дивизии Вальтер фон Хунерсдорф.
Георга Брауна вместе со всем штабом взорвали радиоуправляемой миной прямо во время банкета отступившие части Красной Армии. А Вальтер фон Хунерсдорф скончался от полученных ранений, не смотря на усилия врачей, прооперировавших его в Харькове, и был похоронен с большой помпезностью в саду Шевченко.
В начале нулевых ходили слухи, что у памятника футбольному мячу харьковчане видели призраки двух немецких генералов, которые при приближении исчезали. Конечно, это могло быть просто игрой воображения. Очевидцы якобы утверждали, что призраки генералов вермахта имели удрученный вид и перестали являться людям только после того, как в Харькове прошел чемпионат по футболу Евро — 2012.
Когда-то на месте этого парка было еврейское кладбище. По словам старожилов перезахоронять останки не стали. В начале 2000-х годов специалистами был проведён ряд экспертиз, благодаря которым обнаружили, по меньшей мере, 6 массовых захоронений.
Выяснилось, что на месте парка было захоронено более 6 тыс. жертв политических репрессий 30-х годов. Предположительно здесь покоились тела расстрелянных НКВД политзаключённых. Также были найдены детские останки. Скорее всего, эти дети стали жертвами голодомора 1932 — 1933 годов. После этого название парка сменили с «Комсомольский» на «Парк Памяти», в нём установлен памятник жертвам политических репрессий.
Этот парк бы построен в послевоенные годы на месте старого еврейского кладбища и изначально имел гораздо более значительные размеры. Однако в 1970-х годах часть территории парка отдали под жилые дома. Так что сейчас на месте упокоения находится не только парк, но и большой жилой массив.
Вплоть до 1990-х годов немногие знали о том, что в Лесопарк были свезены сотни трупов расстрелянных жертв сталинских репрессий. Тела стали свозить в 1937 году – в разгар репрессий. В 60-х годах несколько школьников раскопали в Лесопарке более 20-ти черепов, но власти приписали захоронения немцам и настоятельно посоветовали молчать об этом. И только во времена независимости после рассекречивания архивов КГБ, стало известно, что тут находилось секретное кладбище НКВД. Сейчас на этом месте находится мемориальный комплекс жертвам репрессий.
Возле главного въезда на рынок «Барабашово», на том самом месте, где сейчас стоит торговый комплекс, а прямо возле памятника находится парковка — 18 декабря 1941 года нацистами было расстреляно и захоронено более 400 пациентов и сотрудников психиатрической лечебницы Сабурова дача. Строительство торгового комплекса было начато не так давно, в 2008 году, и вызвало резонанс в обществе и волну протестов. Но, не смотря на это, котлован на месте захоронения был вырыт, вместе со множеством костей и черепов, две ивы («Плачущая мать с сыном») посаженные в память о трагедии – выкорчеваны, а здание построено. Торговый центр на братской могиле и сейчас предлагает широкий ассортимент товаров…
Мы все бывали во многих из этих мест, но вряд ли все знали о их невесёлой истории, не задумывались над тем что было «до того как…». Да, мы живём здесь и сейчас, и прошлое изменить не в силах. Но мы можем и должны помнить, как с большим цинизмом, не считаясь с мнением людей, власть вершила историю уничтожая и закатывая её в асфальт, стирая будто её никогда не было.
Ирина Чередник
У Барабашова пациентов не хоронили, не занимайтесь дезинформацией
[…] […]
Странно, что упомянув немецкое кладбище в саду Шевченкою ни словом не упомянули парк Горького, где кладбище было намного больше. Прямо через середину его сегодня проходит Гепв-штрассе
[…] […]
9npdrk