В конце декабря 2015 года, выступая в Киеве, борцы со взяточничеством во главе с Михаилом Саакашвили анонсировали проведение следующего антикоррупционного форума в Харькове. Местные активисты встретили эту инициативу с большим воодушевлением, однако после форума мнения участников и экспертов разделились. Кто-то считает, что мероприятие выполнило свои цели, другие обвиняют выступавших политиков и лидеров мнений в популизме. Попробуем разобраться, что происходило там на самом деле и кто прав.
Оранизаторы планировали разделить форум на 3 блока:
На первом этапе народные депутаты Сергей Лещенко (БПП), Мустафа Найем (БПП), Дмитрий Добродомов (внефракционный), Виктор Чумак (БПП), Алена Шкрум («Батькивщина») должны были ознакомить присутствующих с антикоррупционными инициативами в парламенте и на местах. Во второй части была запланирована презентация Михаилом Саакашвили и Русланой Лыжичко программы действий, а в завершающей части должны были выступить представители общественных организаций Харькова.
Ну а пока высокие гости собирались и давали комментарии журналистам, харьковчанам предлагалось принять участие в коллективной работе «Город и область без коррупции». Жители и активисты при помощи «мозгового штурма» искали пути ликвидации коррупции в 6 сферах: ЖКХ, медицине, правоохранительных органах и судах, распределении земли, образовании, а также в отношениях бизнеса и власти.
Сам форум начался с яркого исполнения гимна Украины и гимна украинских националистов, а продолжился не менее яркой и эмоциональной речью Михаила Саакашвили. Одесский губернатор расточался в комплиментах Харькову и харьковчанам, сыпал историями из жизни и лишь после этого перешел к тому, чего все так ждали — к разгрому тех, кого он считает коррупционерами.
«Коррупция — это слишком красивое слово, это обычное банальное воровство и бандитизм», «наше правительство продолжает сидеть на тех же потоках, на которых сидел Янукович», «для многих чиновников совковый мир Путина ближе чем Европа», «надо отправлять на свалку истории элиты, которые 25 лет грабят свой народ» — все эти громкие слова зал встречал аплодисментами, но..конкретных шагов по искоренению взяточничества со сцены так и не прозвучало.
Единственной мерой прямого действия, которую назвал Саакашвили, стал запланированный сбор одного миллиона подписей за отставку действующего правительства и изменение избирательной системы. Однако как собранные подписи смогут повлиять на украинское законодательство — услышать от политика не удалось.
Крайне мало конкретики прозвучало и от народных депутатов. Они перечислили проблемы, существующие в различных государственных органах, а также заявили, что в планах движения смена Кабинета Министров и Генерального прокурора. После этого нардепы призвали всех объединятся и искать честных чиновников/правоохранителей на местах.
Многие участники форума надеялись на то, что список реальных шагов будет озвучен Русланой в программе «Движения за очищение», но и эти надежды не оправдались. Весь манифест можно вместить в одну фразу: «Движение открыто для всех, кто не запятнал себя коррупцией и будет бороться с теми, кто уже запятнал».
Читайте также: Бизнесмен Евгений Чичваркин в Харькове: «Постреформенная Украина – это страшный сон Путина»
Куда более интересные мысли были озвучены на третьем этапе форума. Харьковские активисты подробно описали незаконные схемы завладения землей и не стеснялись называть известные фамилии. Так, в частности, обвинения в присвоении сотен гектаров земельных ресурсов прозвучали против «окружения Геннадия Кернеса и Михаила Добкина», депутата Харьковского горсовета Игоря Ариха и ЖБК «Жилстрой-1».
Кроме того, по мнению представителей политической партии «Демократический альянс», местные чиновники наживаются при помощи нарушений в тендерных процедурах. Среди участников этих схем были названы предприятия, принадлежащие еще депутатам от «Возрождения» Максиму Мусееву (закупки, связанные с метрополитеном) и Надежде Тимофеевой (детское питание по завышенным ценам).
С не менее важными откровениями относительно уровня коррупции в Харьковской области выступил и народный депутат Михаил Кобцев. По его данным, местная ГФС способствует уходу в «черный нал» более 6 миллиардов гривен ежегодно. Он также обвинил налоговиков в «сборе дани» с крупных предприятий. Отвечая на вопрос корреспондента MyKharkov.info народный депутат заявил, что «коррупционные группировки в ГФС контролируют весь бизнес города».
У меня есть список предприятий, которые пострадали от этих схем. Практически все крупные супермаркеты Харькова там есть. Даже предприятия, которые обслуживают оборонную промышленность есть в списке. Там вообще катастрофа, — Михаил Кобцев
Можно также отметить спич и.о. ректора ХНУРЭ Эдуард Рубин, который недавно дал интервью нашему изданию. Он рассказал о борьбе с коррупцией в рамках университета и акцентировал внимание на том, что к этому процессу надо привлекать молодежь. Дальнейшие выступления касались таких далеких от реальной ситуации в Украине проектов как электронное правительство и полная отмена любой регуляции мелкого бизнеса.
Таким образом, харьковский антикоррупционный форум так и не дал ответа на главный вопрос: какие же конкретные меры предлагают активисты «Движения за очищение»? Звучало много красивых слов, фамилий, обещаний — но за весь форум не удалось услышать ни одной конкретной, пошаговой инструкции как побороть даже известную коррупционную схему в рамках Харькова и тем более Украины. Поэтому сам Антикоррупционный форум больше напоминал старт предвыборной кампании, чем собрание тех, кто действительно старается побороть «раковую опухоль» украинского общества.
Вместе с тем мнения самих участников о дальнейшей роли «Движения за очищение» серьезно расходятся. Так, бывший кандидат в мэры Одессы, экономист Саша Боровик еще перед началом форума заявил, что одним из возможных вариантов станет «создание платформы, которая сможет назначать министров». А вот Сергей Лещенко наоборот отверг возможность преобразования в политическую партию в ближайшее время.
Станет ли инициатива Михаила Саакашвили очередным политическим проектом под красивыми лозунгами или же действительно что-то удастся поменять — мы увидим уже в ближайшее время. А пока остается только констатировать — ожидания большинства из 2,5 тысяч участников оказались нереализованными…
Алексей Басакин