Долгие годы харьковский «Металлист» радовал болельщиков, а взамен получал фантастическую поддержку трибун, и в годы успехов, и в периоды падений.
«Металлист» просуществовал 91 год и стал достоянием истории. Клуб по-прежнему помнят и чтят, он остаётся футбольным символом Харькова.
За долгие годы существования команда так и не стала чемпионом и вообще не радовала болельщиков трофеями, кроме одного – Кубка СССР-1988, о завоевании которого и пойдёт речь.
Будущий футбольный символ Харькова был основан работниками Харьковского паровозостроительного завода (будущий «имени Малышева») в 1925 году.
Следующие двадцать лет команда носила название родного предприятия – «ХПЗ». Единожды, в сезоне 1939/40, клуб представлял в чемпионате Харькова спортивное сообщество «Зенит» и заявлялся на соревнования под таким именем. После войны команда называлась «Трактор» (45/46 гг), затем на протяжении десяти лет – «Дзержинец», с 1956-го по 1967 год – «Авангард», а уже после была переименована в знакомый всем «Металлист».
В целом, «Металлист» к семидесятым прославился, как упрямый клуб со своим характером, который звёзд с неба не хватает, но способен время от времени портить кровь грандам советского футбола в кубковых противостояниях.
Переименование связано с окончательным вступлением в спортивное общество «Зенит». По одной версии заслугу приписывают тогдашнему тренеру Виктору Каневскому, по второй – руководству «Завода имени Малышева».
В первые годы существования команда взяла пару трофеев местного значения на аматорском уровне – кубок чемпионов Харькова в 1935 году и Кубок города в 1941-м. На профессиональном уровне успехи отсутствовали, несмотря на качественную подготовку местных воспитанников, многие из которых становились Мастерами спорта и входили в сборные УССР и СССР разных лет.
В целом, «Металлист» к семидесятым прославился, как упрямый клуб с характером, который звёзд с неба не хватает, но способен время от времени портить кровь грандам советского футбола в кубковых противостояниях. При этом команда продолжала играть в низших лигах, барражируя на рубеже первого-второго дивизионов. Но такая ситуация кардинально изменилась с приходом одного из успешнейших тренеров в советской истории клуба – Евгения Филипповича Лемешко.
Читайте также: Александр Горяинов: история легенды Харькова
Новый наставник принял команду в 1977 году, будучи уважаемым специалистом, хотя и не хватавшим с неба звёзд. То же можно сказать и про его карьеру – вратарём играл за родной николаевский «Судостроитель», затем провёл 8 лет (1950-1958 гг) в киевском «Динамо», в основном будучи запасным игроком, а заканчивал в «Авангарде» из Николаева и, наконец, в «Шахтёре» из Сталино (так до 1960-го года назывался Донецк). Привлекался к играм за сборную УССР и получил звание «Мастера спорта». В «Шахтёре», в возрасте 29-ти лет, Лемешко травмировал мениск, что поставило крест на продолжении игровой карьеры.
Только закончив игровой период, Евгений Филиппович сразу начал новый – тренерский. Стартовал молодой наставник с хмельницкого «Динамо», проработав там 6 лет, после чего отправился во львовские «Карпаты» на один год, затем недолго работал в черниговской «Десне» (1967 г.) и вновь в команде из Хмельницкого, после чего вернулся на родину, в Николаев. В «Судостроителе» он плодотворно тренировал с 1971 по 1974 гг. и один сезон занимался херсонским «Кристаллом». Пройдя этот путь, Евгений Филиппович был приглашён в «Металлист».
К тому моменту Лемешко ни в одной из команд не сумел завоевать трофеи союзного масштаба, ограничиваясь победами в низших лигах. Тем не менее, Евгений Филиппович считался хорошим специалистом, умевшим совершенствовать игру подопечных, развивать футболистов. Главным достоинством наставника считалось умение настраивать игроков, вырабатывать победную психологию и характер. Лемешко грамотно работал с молодыми спортсменами, стараясь в каждой команде составлять костяк из местных воспитанников.
Также о тренере отзывались, как о достаточно суровом человеке, правдорубе, не терпевшем вмешательства в свою работу со стороны руководства. Он всегда говорил человеку в лицо всё, что думает, вне зависимости от заслуг и статусов. При таком характере парадоксальным кажется искренняя любовь игроков к тренеру – они признавали грубость его нрава, но считали эту черту полезной для их развития. Футболисты отмечали исключительную справедливость тренера и тот факт, что он всегда защищал подопечных перед нападками журналистов или руководителей команд.
Такой неординарный человек принял «Металлист» и, как оказалось, клуб и тренер нашли друг друга. Лемешко с ходу взялся за дело – сформировал состав из местных молодых футболистов и опытных ветеранов, поставил не самую эффектную, но эффективную игру, и стал постепенно выводить харьковский клуб из трясины низших дивизионов. Во второй свой харьковский сезон Лемешко выиграл Вторую лигу, затем два года «Металлист» отыграл в Первой, после чего выиграл её и вышел в «Вышку» СССР в 1982 году.
В 1983-м харьковская команда ошарашила всех любителей футбола в Союзе, сенсационно выйдя в финал Кубка, но первый поход за трофеем оказался пристрелочным – решающий матч харьковчане проиграли донецкому «Шахтёру».
После этого «Металлист», застолбив за собой твёрдый статус середняка Высшей лиги СССР, выходил в 1/8 финала Кубка (1984 г), дважды кряду был гостем 1/16 (1985, 1986 гг), а перед триумфальным сезоном вышел в четвертьфинал 1987-го. Кто тогда мог подумать, что следующий розыгрыш трофея станет для харьковчан «золотым»?
Исторический сезон для «Металлиста» проходил привычно: команда сражалась в чемпионате, оказавшись по его итогам на одиннадцатой позиции. Место не стыдное, но и не знатное. Ну а в Кубке СССР слобожане сотворили одну из последних сенсаций доживавшего последние годы советского футбола.
Розыгрыш трофея традиционно начался с ранних стадий 1/64 и 1/32 в июне-июле 1987 года. На этом этапе определялись сильнейшие команды низших лиг, а представители «вышки» появились в сетке, начиная с 1/16-й. Среди них были «Металлист» и «Торпедо» – будущие финалисты.
Читайте также: Харьковский ипподром: тотализаторы, «золотой век» и смерть молодой женщины
Путь команд был непрост, но москвичи прошли более грозных соперников. Достаточно сравнить: харьковчане сначала играли с «Красной Пресней» (3:1 и 1:1), затем в 1/8 сразились с сухумским «Динамо» (3:0, 2:1), после – с волгоградским «Ротором» (1:0) и уже в полуфинале взяли верх над «Жальгирисом» из Вильнюса со счётом 2:1 на поле соперника. Из всех команд более-менее сильной по футбольным меркам того времени можно считать только литовскую. Вот только харьковчане тоже не считались флагманом, потому и успех на каждой стадии можно считать спортивным подвигом.
В свою очередь, «Торпедо» прошло такую сетку: 1/16 – «Атлантас» из Клайпеды (1:1 и 1:0), 1/8 – ЦСКА Москва (0:1, 4:0), 1/4 – московский «Спартак» (в дополнительное время 1:0) и полуфинал с днепропетровским «Днепром» (1:0 также в дополнительных таймах). Не сравнить с соперниками «Металлиста».
Нужно учитывать и разницу между финалистами: москвичи были именитой командой, заслуженной и мастеровитой. Харьковчане – коллектив с периферии, трудяги, выгрызавшие победы на характере и тактическом мастерстве наставника. Но в финалах разница в мастерстве зачастую не играет роли.
Решающий матч состоялся 28 мая 1988 года на московском стадионе «Динамо». На эту дату выпал не только финал Кубка СССР, но и День пограничника, потому первым мяч символически пнул полковник Никита Фёдорович Карацупа – Герой Советского Союза и ветеран службы. На этом торжественная часть закончилась, и команды перешли к игре.
С первых минут «Торпедо» на правах фаворита взяло мяч под контроль и попыталось взломать оборону харьковчан. Игроки «Металлиста» в ответ спокойно оборонялись, не гнушаясь в редких опасных ситуациях у своих ворот просто-напросто выносить «круглого» как можно дальше. Несмотря на то, что игроки явно выполняли установку тренера, Лемешко нервничал с первых и до последних минут матча. Немного сбросить напряжение наставнику помог первый гол.
Пришёл он будто из ниоткуда – Леонид Буряк в одной из немногих «металлистовских» контратак навесил в штрафную, а игрок «Торпедо» Алексей Ерёменко по-глупому сыграл рукой. Пенальти чётко реализовал Гурам Аджоев, пробив на силу.
Гол не повлиял на ход игры – москвичи продолжили атаковать, а харьковчане обороняться. Только «торпедовцы» стали во втором тайме заметно нервничать, а «металлисты», наоборот, успокоились.
Уверенности слобожанам добавляли надёжная игра защитников и вратаря, Игоря Кутепова, а также прекрасная поддержка трибун. Можно было подумать, что матч проводится в Харькове – практически всю игру были слышны речёвки только в адрес «Металлиста». И футболисты оценили усилия фанатов, начав играть в атаке наглее, что и принесло свои плоды.
Буряк и Аджоев на правом фланге устроили перепасовку около «торпедовской» штрафной, а завершил комбинацию Александр Баранов точным ударом мимо московского вратаря.
Оставалось играть ещё полчаса, но хозяева поля с каждой минутой теряли уверенность в своих силах, а вера харьковчан в собственный успех, наоборот, только укреплялась. Все потуги по взлому обороны «Металлиста» оказались тщетными и финальный свисток арбитра зафиксировал исторический успех – Кубок СССР впервые отправлялся на Слобожанщину.
Читайте также: История харьковского футбола: Лига чемпионов и 15 других знаковых матчей
Вручение трофея не было столь пафосным, как принято сейчас – Председатель Федерации футбола СССР Борис Топорин передал кубок капитану харьковчан Игорю Якубовскому, поднявшему его над головой совместно с одним из главных героев матча, голкипером Игорем Кутеповым. После был круг почёта и торжества на том закончились.
В городе масштабных гуляний не было – в СССР уже наступали времена дефицита и смуты, потому головы горожан по большей части были заняты другими мыслями. Хотя любители футбола всё же ликовали.
Прошли годы, память об историческом завоевании единственного в истории команды трофея поблекла на фоне успехов «Металлиста» в украинском чемпионате. Но руководство клуба и болельщики со стажем всё же не забывали о памятной дате. Например, в честь 25-летия победы проводился матч с участием ветеранов «Металлиста» и «Торпедо», игравшем в финале 1988 года. Тогда это вызвало фурор – на трибунах было новое поколение болельщиков, горячо поддержавших заслуженных спортсменов.
Но время идёт, и его не остановить. Нет в живых Евгения Лемешко, который после триумфа ушёл из команды и позднее тренировал запорожское «Торпедо» до 1993 года, затем вернулся в Харьков на короткий период, а после вовсе завязал с футболом. «Филиппыч», как его любя называли подопечные, не сумел смириться с новыми условиями работы, превратившими спорт в бизнес.
Нет даже самого «Металлиста», исчезнувшего в 2016 году. Попытки создать «наследников» команды несостоятельны, ведь для преемственности мало похожего названия, нужны имиджевые права, а их продавать никто не собирается.
Но надежда жива. Возможно со временем клуб возродится, появится новый Лемешко, который сумеет добавить в клубный музей множество новых трофеев.
Михаил Татаринов