Свято-Борисоглебский монастырь находится в селе Водяное Харьковской области, на правом берегу реки Уды, среди живописных мест. У монастыря очень интересная история, в которой было немало чудес: здесь чудесным образом обновилась старинная икона Спаса Нерукотворного, бьет источник святой воды, а главный храм обители чудом не взорвали в 1985 году. Сегодня в монастырь приезжают со всей Украины ради исцеления и обретения душевного покоя. Его смело можно считать православной жемчужиной Харьковщины.
Мы расскажем вам о самых интересных фактах из истории и современности Свято-Борисоглебского монастыря.
Самый первый храм в Водяном построили еще в 1700 году в честь Бориса и Глеба. В 1788 году в храме появился иконостас. Его перенесли из козацкого Змиевского монастыря, который ранее закрыла российская императрица Екатерина Вторая.
Приходской кресто-купольный каменный храм, который существует сегодня, начали строить в 1880-х годах на средства прихожан. Храм спроектировали в древнерусско-византийском стиле с использованием элементов византийской архитектуры.
Проект строительства предложил архитектор культовых зданий Владимира Немкин. Церковь одноглавая, крестообразная, одноаспидная, соединяется с двухъярусной колокольней. Второй ярус храма построили в виде восьмигранной ротонды. Храм небольшой, ему свойственна компактная пластичность. Купол сделан из деревянных конструкций и покрыт железом. Стены храма построены из нештукатуреного красного кирпича. Интересно, что специально для строительства храма даже построили кирпичный завод.
Свято-Глебский храм возвели на земле профессора Харьковского университета Федора Зеленогорского и помещика Григория Кочубея. Финансировали строительство церкви помещица Серафима Ключарова и Федор Зеленогородский. Храм возведен среди живописных мест на высоком холме и виден с большого расстояния.
Росписью нового храма занимался художник-самоучка Феодор Рубан, который служил у Ключаревой. Он расписывал Свято-Борисоглебский храм более 25 лет, и умер, не успев закончить работу.
В 1905 году храм в честь Бориса и Глеба начал свою работу. В 1906 году два устроителя храма – Ключарева и Зеленогорский погибли. Их могилы сегодня находятся на территории монастыря.
Читайте также: Пришла «Молодость»: топ-10 заведений Харькова, открывшихся в 2021 году
После Октябрьского переворота 1917 года храм продолжил свою работу. Богослужения в нем продолжались вплоть до 1932 года. Отец Афанасий стал последний священником, который вел богослужения до разорения храма. В 1932 году сторожка, в которой жил священник, подвал и ограду храма снесли. Новая советская власть снесла 5 колоколов, один из них разбился. Закрыли и церковноприходскую школу, которая работала в трапезной.
Во время Второй мировой войны в этих местах проходила линия фронта. На стенах храма и сегодня сохранились пулевые воронки. В 1942 года почти на год возобновили богослужения в храме, которые вел священник Емельян. В 1943 году церковь опять закрыли.
Долгие годы после войны храм находился в запустении. Местные власти превратили святое место в склад, где хранили минеральные удобрения и стройматериалы.
В 1985 году председатель облисполкома Андрей Бездетко дал указание взорвать церковь. Но Владимир Грещук, на которого было спущено это распоряжение, отказался его выполнять и буквально спас храм. Все дело в том, что он побеседовал с местными жителями, которые были православными христианами и рассказали, что за взрыв храма последует кара Божья и река Уды затопит все село. Можно сказать, что Бог уберег храм для будущей обители. Вплоть до 1991 года в здании храма находился склад, а помещения находились в заброшенном состоянии.
Читайте также: Туристический гид по Харьковской области: села на реке Синиха — Синиха и Воронцовка
С 1995 года в Свято-Борисоглебском храме велись восстановительные работы, которые курировал Владыка Никодим. За 2 года восстановили два жилых монашеских корпуса, кухню и другие хозяйственные постройки. Также облагородили и украсили двор. Средства на развитие монастыря поступали от прихожан и от духовников. Послушницы монастыря выезжали в разные города Украины, России и Беларуси для сбора денег на строительство монастыря.
Борисоглебский монастырь начал свою работу 15 апреля 1997 года. Его утвердил Священный Синод УПЦ. Первой настоятельницей монастыря стала монахиня Серафима. А духовным пастырем – отец Севастиан. Богослужения в монастыре восстановили только в мае 1997 года. До 2012 года монастырь находился в Харьковской и Богодуховской епархии Московского патриархата, а позже перешел к Изюмской и Купянской епархии.
Первая настоятельница монастыря Серафима недолго прослужила в монастыре, около полугода. Ее заменила Мария-Магдалина, которая несколько раз была настоятельницей. С июня 2013 года настоятельницей монастыря является Ангелина (Нечаева).
На территории Борисоглебского монастыря сегодня находится два основных храма – восстановленный старинный храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба и современный собор в честь Преображения Господня, в котором ведутся строительные работы с 2012 года.
Основными святынями монастыря являются: чтимая икона страстотерпца Николая Второго, старинная икона Казанской Божией Матери (XVII век), а также Чудотворная икона Спаса Нерукотворного (XVIII век), ради которой в святую обитель приезжают верующие со всей Украины. О чудесах, связанных с ней, мы расскажем чуть позже.
Обитательницы монастыря сегодня много трудятся, монастырь живет за счет своих трудов. Легендой Свято-Борисоглебского монастыря является гнездо аистов, которое находится рядом с монастырем. Аисты привыкли к распорядку жизни монастыря, и провожают монахинь на священные служения.
20 июля 1997 года в Свято-Борисоглебском монастыре произошло настоящее чудо. В воскресенье во время Божественной литургии старинная икона Спаса Нерукотворного обновилась – заблистала ярким светом в виде вспышки. Находящиеся рядом с иконой пономарь Андрей Пестунов и отрок Забродский, почувствовали дуновение воздушной волны. Образ Спасителя стал более четко виден, а по бокам иконы стали видны лиги святых Михаила и Рафаила. В течение пяти дней от иконы изливалось неземное благоухание.
Митрополит Никодим так прокомментировал случившееся чудо: «Посигая верою Божие благоволение к нам, можем ли мы не радоваться столь дивному событию, через которое Господь обновляет нам разум, сердце и волю своим Божественным снисхождением».
Старинную икону передала монастырю местная жительница Александра Проскурина, которая была ее любимой семейной родовой святыней. В монастыре икону поместили в алтаре на горное место. Около полугода над ее образом совершались ежедневные молитвы.
Это древняя икона 18-го века, написанная на деревянной доске с помощью византийского стиля иконописи. Икона Александре Проскуриной досталась от родителей. Во время Второй мировой войны она спрятала ее для сохранности в погреб, а сама покинула дом. После окончания войны от дома остались одни руины, а сама икона сохранилась, но сильно пострадала от пожара – потемнела и местами потрескалась, надписей на ней не было видно.
После чудесного обновления икону постановили считать чудотворной. Считается, что сила святого образа настолько удивительна, что помогает излечивать разные болезни. Ради духовного и физического исцеления, чтобы приклониться к святыни, в монастырь сегодня едут со всех уголочков Украины.
Читайте также: Туристический гид: село с храмом начала ХХ века Лизогубовка
В 1990-х годах на территории монастыря не было питьевой воды, не получалось наладить водоснабжение. В 1997 году настоятель монастыря игумен Севастиан догадался, где нужно копать. После проведения литургии он, выйдя из храма, водрузил крест в землю и сказал пророческие слова: «Здесь будет колодец».
Приглашенные специалисты после исследований подтвердили, что место выбрали правильное – настоятель попал крестом в пересечение 3-х подземных источников, подходящее для родниковой воды. Колодец расписал библейскими сюжетами художник Николай Масема.
А вода в источнике оказалась лечебной. Сегодня ее пьют прихожане для исцеления от болезней. Удивительно также и то, что уровень воды в колодце не меняется, несмотря на большую потребность монастыря в воде для хозяйственных работ, приготовления пищи и полива клумб.
Наталия Печник