«Глаза разбегались на эти улицы»: Харьков в жизни писателя Ивана Бунина

10:44  |  23.06.2021

С Харьковом связана жизнь многих известных людей. В нашем городе некоторое время жил знаменитый писатель и лауреат Нобелевской премии Иван Бунин. В романе «Жизнь Арсеньева» он описывает Харьков, как город с мягким воздухом и высокими тополями. Рассказываем, как Бунин жил в наших краях.

«В Харькове я сразу попал в совершенно новый для меня мир»

Дом, где жил Иван Бунин с братом Юлием по улице Воробьева, 12

У Бунина был старший брат Юлий, также связанный с литературой. В 1881 году его, студента математического факультета Московского университета, сослали в Харькове за участие в студенческих беспорядках. Он доучивался в Харьковском университете и закончил его в 1882 году.

Юлий Бунин руководил местным народническим кружком, писал социалистические брошюры и вел активную политическую жизнь, чем часто привлекал к себе внимание полиции. Его арестовали и отправили на три года под гласный надзор в ссылку – в родовое имение Буниных в селе Озерки Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Елецкий район Липецкой области). В Озерках Юлий учил младшего брата Ивана языкам, философии, психологии, общественным и естественным наукам и, конечно же, литературе.

Во второй раз Юлий вернулся в Харьков в 1889 году. Вслед за ним поехал восемнадцатилетний Иван. Жили они в доме №12 по Скрипницкому спуску (ныне улица Воробьева). Дом стоял между двух синагог – солдатской и купеческой. Спуск находился практически в центре, откуда за несколько минут можно было добраться до Пушкинской и Сумской.

Читайте также: Остап Вишня: 12 лет счастливой жизни в Харькове

Мечты о книге

Иван и Юлий Бунины

По словам харьковского литературоведа Андрея Краснящих, в день приезда Бунин познакомился с харьковскими друзьями брата. Они собирались в «кухмистерской (т. е. столовой) пана Лисовского», где Бунину особенно запомнились «красный горячий борщ» и «стойка с превосходными и удивительно дешевыми закусками, — особенно хороши были как огонь горячие и страшно перченые блинчатые пирожки по две копейки штука». Хоть революционные идеи старшего брата и его друзей были ему не близки, со многими приятелями он все-таки сошелся. К тому же, иного круга общения у него в Харькове не было.

К моменту переезда в Харьков Бунин уже публиковался в известных журналах: в еженедельнике «Родина» и в «Книжках Недели». Здесь он чувствовал приближающееся всенародное признание и мечтал о книге, своем первом сборнике стихов (опубликован он был уже в 1891 году в Орле). Юный поэт хотел получить признание в литературных кругах, поэтому всячески искал общения с писателями. Все, что ему досталось тогда из литературных контактов в Харькове, это жена писателя-народника Филиппа Нефедова и писательница Александра Шабельская.

В Харькове Иван Бунин прожил приблизительно полгода, но и потом, в течение следующего полугода, работая корректором и театральным критиком в газете «Орловский вестник», не раз бросал работу и приезжал сюда. После Харькова братья Бунины переехали жить и работать в Полтаву: старший заведовал статистическим бюро губернского земства, младший служил в земской управе библиотекарем («хранителем») и статистиком, а также писал в газеты.

Читайте также: «Попал в новый для меня мир»: Харьков в воспоминаниях известных писателей

С Харькова началась любовь к Украине

Путешествия молодого Бунина по Украине ярко описаны им в романе «Жизнь Арсеньева». Свои впечатления о Харькове он перенес на своего лирического героя:

«В Харькове я сразу попал в совершенно новый для меня мир, — писал Бунин. — В числе моих особенностей всегда была повышенная восприимчивость к свету и воздуху, к малейшему их различию. И вот первое, что поразило меня в Харькове: мягкость воздуха и то, что света в нем было больше, чем у нас. Я вышел из вокзала, сел в извозчичьи сани, — извозчики, оказалось, ездили тут парой, с глухарями-бубенчиками и разговаривали друг с другом на вы, — оглянулся вокруг и сразу почувствовал во всем что-то не совсем наше, более мягкое и светлое, даже как будто весеннее. И здесь было снежно и бело, но белизна была какая-то иная, приятно слепящая. Солнца не было, но света было много, больше во всяком случае, чем полагалось для декабря, и его теплое присутствие за облаками обещало что-то очень хорошее. И все было мягче в этом свете и воздухе: запах каменного угля из-за вокзала, лица и говор извозчиков, громыханье на парных лошадях бубенчиков, ласковое зазыванье баб, продававших на площади перед вокзалом бублики и семечки, серый хлеб и сало. А за площадью стоял ряд высочайших тополей, голых, но тоже необыкновенно южных. А в городе на улицах таяло…».

Вдова Бунина Вера Муромцева писала, что «за время пребывания в Харькове он очень изменился и физически, и умственно, и душевно. Он обогатился знаниями по украинскому вопросу…», а «за жизнь в Полтаве у него окрепла начавшаяся в Харькове любовь к Украине».

Дом, в котором жил Бунин, можно увидеть и сегодня. Кроме этого, есть памятник, который находится на улице Максимилиановской, 18.

Владлена Колесник

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Оставьте комментарий

*

  1. Иван 5:48 | 24.06.21

    Угу. Только Харьков не был на тот момент украинским. Он относился к России. А с приходом большевиков, он и стал украинским.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: