Советского Союза нет уже 30 лет, но наши новогодние традиции до сих пор несут след обычаев той эпохи. В канун Нового 2022 года вспоминаем, как харьковчане отмечали этот праздник в прошлом столетии.
После Октябрьского переворота большевики запретили Новый год, объявив этот праздник исключительно «буржуйским» и религиозным.
Однако же отмечать его совсем не перестали – харьковчане стали делать это тайно в кругу семьи с традиционными поздравлениями и подарками, особенно для детей. Но уже без елок и светских мероприятий. Дежурные в эти дни ходили по улицам городов и заглядывали в окна домов, чтобы определить нарушителей.
Читайте также: Возле храма дежурство НКВД: как отмечали Пасху в Харькове при советской власти
Удивительно, но первая елка в СССР появилась в Харькове. В то время наш город был столицей советской Украины. Инициатором возвращения елки считается 2-й секретарь ЦК КП(б) Украины Павел Постышев. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья Постышева с призывом вернуть детям елку.
Давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах — говорилось в статье Постышева — В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающее разноцветными огнями дерево и веселящихся вокруг него детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.
Первая в СССР новогодняя елка состоялась в харьковском Дворце пионеров, в 1935 году. На нее были приглашены 1200 детей, а длилось мероприятие более шести часов. Отбор участников происходил по итогам конкурса маскарадных костюмов. В то время дети пришли на праздник в костюмах революционных матросов, стахановцев, полярных летчиков, а также уже ставших популярных киногероев: Чапаева, Петьки и Анки-пулеметчицы.
В это время елка окончательно стала символом Нового года и украшением праздника. Вскоре грянула Вторая мировая война, и людям стало не до праздников. Местные жители страдали от недостатка дров для обогрева и приготовления пищи, поэтому о елке на некоторое время пришлось забыть. После войны на заводах праздников не отмечали – было не до этого, так как восстанавливали страну. Только в 1947 году первый день года объявили официальным выходным.
Читайте также: Большой Алкогольный Массив: 7 фактов о Пятихатках
Во время хрущевской «оттепели» и в годы застоя традиции остались примерно теми же, что и в предыдущем десятилетии. Харьковчане заранее закупали продукты к новогоднему столу, женщины обычно сами шили вечерние платья и костюмы для детских утренников.
Работали елочные базары, а некоторые предприятия помогали сотрудникам приобрести все необходимое для торжества, в частности – продукты, шампанское и даже деликатесы. К концу 60-х был налажен массовый выпуск игрушек для украшения новогодней елки, а в начале 70-х можно было купить варианты из пластика с советской символикой.
К середине 70-х товарный дефицит внутри страны стал острее, поэтому о многих продуктах пришлось забыть. Зато появился фильм, который до сих пор является чуть ли не обязательным для просмотра в Новый год. Конечно, речь идет об «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова.
С развитием новых музыкальных направлений и модных тенденций появились и новые традиции празднования Нового года. Для молодежи организовывали веселые массовые дискотеки при ресторанах, клубах или в домах культуры. Люди же среднего возраста стремились поддерживать домашние традиции праздника, сложившиеся в предыдущие послевоенные десятилетия.