Благодаря известному харьковскому врачу и физиологу Владимиру Данилевскому в нашем городе появились сразу несколько медицинских учреждений – Женский медицинский институт, Украинский институт труда и Органотерапевтический (ныне Институт проблем эндокринной патологии им. В. Я. Данилевского АМН Украины).
Его родители, Яков и Елена Данилевские, поселились в Харькове в середине ХIХ века. Отец, часовой мастер, имел пытливый ум и разнообразные таланты, подвигающие его к различным изобретениям и экспериментам в домашней химической лаборатории.
Папа Данилевского быстро освоил профессию фотографа, и приобрел фотолабораторию. Примечательно, что ретушные работы выполнял его подмастерье – будущий знаменитый художник Иван Крамской. Увидев замечательные акварельные работы подростка, Яков посоветовал ему поступить в Петербургскую Академию художеств. В семье Данилевских было семеро детей и все они получили высшее образование.
Четыре сына постигали медицину в Харьковском университете. Три из них стали докторами наук. Старший сын Александр – профессор, стоял у истоков биохимии, работал в Казанском и Харьковском университетах, а также в Швейцарии. Его выбрали начальником Петербургской Военно-медицинской академии и в последствии он дослужился до генерала. При этом он был единственным начальником академии, которого выбрали, а не назначили.
Константин также был профессором, занимался преимущественно физиотерапией, а затем увлекся «изобретательством летательных машин», которые в то время называли «воздушные велосипеды». Их испытывали в окрестности Рогани.
Младший сын Михаил стал психиатр и имел собственную клинику. Дочь Антонина сделала карьеру пианистки. Ее муж Сергей был любимым учеником композитора Петра Чайковского. Он преподавал в Харьковском музыкальном училище и стал инициатором учреждения в нашем городе консерватории.
Елизавета Данилевская вышла замуж за владельца аптечного дела в Екатеринодаре. Их сын Евгений Гамбургер, продолжатель дела отца, был женат на харьковчанке, профессоре-библиотековеде, изобретателе обобщающих каталогов Любови Хавкиной. Однако самого значительного уровня в науке и карьере достиг Василий Данилевский.
Читайте также: «Лекарство от старости»: великий харьковчанин Илья Мечников
Василий родился 1 (13) января 1852 года. От отца он унаследовал безграничную любознательность, трудолюбие и упорство.
В десятилетнем возрасте Василий по собственному настоянию был зачислен во второй класс 2-й гимназии Харькова, успешно сдав экзамены. Но финансы семьи истощились, и через два года мальчика отправили к брату Александру – профессору Казанского университета.
Здесь он продолжил обучение в гимназии, интересуясь преимущественно естественными и точными предметами. Юный Василий имел не по возрасту серьезные исследовательские и экспериментаторские способности. В Харькове он исследовал городские подземелья. В Казани ставил опыты в домашней химической лаборатории. Его интерес к медицине и физиологии сформировался под влиянием брата, а также видных казанских ученых – химика Александра Бутлерова, зоолога и зоопсихолога Владимира Вагнера, математика и механика Василия Имшенецкого, которые были частыми гостями в доме Александра.
В 1868 году Василий закончил среднее образование с золотой медалью. После этого он год был вольнослушателем физико-математического факультета, поскольку возраст не позволял стать студентом.
Поступив на медицинский факультет, Василий не потерял интерес к математике, и продолжал слушать лекции. В это время в университете Казани работали видные ученые: создатель теории функциональной анатомии Петр Лесгафт, химик Александр Бутлеров… Кафедрой физиологии заведовал лучший экспериментатор Николай Ковалевский. Под его влиянием у Данилевского пробудился интерес к роли головного мозга в управлении системами кровообращения и дыхания, которые впредь стали ведущими в его деятельности.
Спустя год Данилевский покидает Казань, и переводится на медицинский факультет Харьковского университета. Причиной такого шага стало гонение властей на ряд прогрессивных ученых, которые ушли с работы, протестуя против необоснованного увольнения профессора Лесгафта. Среди них был и брат Александр, который впоследствии не мог найти достойное применение своему профессионализму, пока в 1885 году его не пригласили возглавить одну из кафедр университета в Харькове.
Василий сразу ощутил отличия в условиях учебы: неприспособленные аудитории, отсутствие доверительных отношений между преподавателями и студентами. Но постепенно он удостоверился, что и здесь работали прекрасные ученые и педагоги: офтальмолог Леонард Гиршман, хирург Вильгельм Грубе, патологоанатом Владимир Крылов, медик-эмбриолог Зосима Стрельцов, терапевт-клиницист Валериан Лашкевич и многие другие.
Через два года исследовательская работа Василия Данилевского о разложении азотистых веществ в процессе мускульной деятельности была награждена золотой медалью университета. До окончания курса учебы на основании этого труда была создана значительная монография.
Все свое время Данилевский отдавал учебе и научной работе. Его быт был довольно аскетичен: он довольствовался подработкой на 20 рублей в месяц помощником в лаборатории основателя гигиенической науки Аркадия Якобия. Только на последнем курсе университет предоставил талантливому студенту частную стипендию.
В 1874 году Данилевский с отличием оканчивает учебу и упорно занимается подготовкой диссертации по исследованию физиологии головного мозга. Спустя два года, его принимают стипендиатом с целью подготовки к званию профессора и вскоре он защищает диссертацию и становится доктором. Тема его исследования была очень смелой, поэтому нашлось много противников. Молодой ученый дал аргументированный отпор «критиканам», не воспринимавшим физиологического подхода к изучению особенностей психики человека и животных. Постоянные дискуссии с оппонентами создали мнение о Данилевском как о своенравном упрямце.
Читайте также: «Лучший окулист» и «святой человек» Леонард Гиршман
После защиты диссертации Данилевский некоторое время работает в поезде-госпитале, где лечил раненых в русско-турецких сражениях. Затем он на пару лет уезжает в командировку за границу. Год трудится у офтальмолога Адольфа Фика в Вюрцбурге, а затем у физиолога Карла Людвига в Лейпциге. С ним у молодого ученого тоже возникли расхождения, поскольку Людвиг запрещал в своей лаборатории исследовать мозг, считая, что для этого еще нет точного инструментария.
По возвращению в Харьков Данилевского пригласили в Ветеринарный институт, а три года спустя – в университет, где он занял одну из низших профессорских ступеней – экстраординарного профессора. Карьера талантливого педагога и исследователя быстро развивается. Данилевского рекомендуют на должность профессора кафедры физиологии медицинского факультета, а вскоре избирают ею заведовать.
С приходом Данилевского экспериментаторская и теоретическая деятельность кафедры значительно разнообразилась, более активно в нее вовлекались студенты. Данилевский, как большой поборник эволюционной теории, развивал сравнительную физиологию человека и животных, активизировал работы по изучению свойств нервной системы и биофизике.
Итоги своей деятельности и работы ученых кафедры он излагал на отечественных съездах врачей и естествоиспытателей в научных докладах «Душа и природа» (1889 год), «Чувство и жизнь» (1894 год) и многих других. Придерживаясь материалистического подхода, он бескомпромиссно критиковал модное тогда направление «витализма» («жизненной силы»), которое поощрялось в те годы.
Его интересовало физическое воздействие электричества на нервную систему на расстоянии. В 1897 году он сделал доклад в Париже и поставил опыты, заинтересовавшие таких видных ученых как Илья Мечников и других. Данилевский работал над улучшением электроприборов для экспериментов. Его заслуженно считают первопроходцем в электроэнцефалографии, поскольку при содействии брата Константина он значительно усовершенствовал необходимую аппаратуру.
Долгое время Данилевский занимался сравнительной паразитологией. Причем эксперименты он ставил на своей даче под Харьковом, где было много прирученных птиц. Эти работы он продолжил и в послереволюционное время, когда ему была выделена дача под Люботином. Это позволило открыть и исследовать многих паразитов в крови птиц, а также значительно продвинуться в изучении особенностей малярии. Данилевского привлекал на даче не отдых, а исследования и труд. Он с любовью трудился в саду, но и здесь экспериментировал, став одним из первых, вырастивших персики и виноград на Харьковщине.
Со студенческих лет Василий исследовал гипнотизм у животных. После первого своего доклада в Харьковском медицинском обществе (1878) о гипнотизме у лягушки, он сделал вывод о сходстве этих явлений у человека и животных. Некоторые его воззрения, с точки зрения современной науки, были не совсем точны. Но многие научные достижения физиолога были отмечены престижными наградами академий: Парижской – премией им. Монтьона (1884), Петербургской – премией им. Бэра (1894); Варшавским университетом – премией им. Юшенкова (1900), Институтом тропической медицины, Ливерпуль – медалью в память Мари Кингсли (1907) и т. д. За выдающиеся заслуги на научной стезе ему присвоили звание почетного профессора Харьковского университета (1906).
Не все было гладко в судьбе выдающегося ученого. Его бескомпромиссный нрав и честность раздражали профессуру. На фоне общей реакции конца 90-х годов ХIХ века начались репрессивные действия против его лаборатории, что побудило нескольких сотрудников уйти.
Во время активных студенческих забастовок в 1899 году студенты-медики в знак протеста не стали сдавать сессию. Хотя нашлись несколько человек, решивших подыграть начальству. Крайне консервативный декан Николай Кульчицкий заставил Данилевского, который должен был ехать в командировку, вместе с другими профессорами принять экзамены у «отщепенцев». Но знаменитый физиолог их «провалил», чем вызвал крайнее недовольство начальства. Все эти поступки привели к тому, что его предупредили «по секрету», что не выберут на очередной срок заведовать кафедрой. Он ушел с должности в 1909 году.
В мае 1910 года Данилевский по поручению Харьковского медицинского общества приступает к созданию Женского медицинского института, и несмотря на противодействие учебных властей и сомнения многих, уже в октябре 1910 года институт был открыт. Его и кафедру физиологии возглавил сам Данилевский, сразу внедрив многие инновации, что сделало учебный процесс студенток более содержательным, чем в университете.
Ученый занимался активной общественной и просветительской деятельностью. В 1891 году он организовал первую бесплатную библиотеку-читальню. При его активном участии как председателя Харьковского общества по распространению грамотности в народе, был открыт Народный дом, который имел читальню и внушительный зрительский зал.
Данилевский активно боролся за открытие Общественной библиотеки (сейчас – ХГНБ имени Владимира Короленко), читал лекции в воскресной школе Христины Алчевской, выступал перед рабочими. В 1906 году он не только руководил работой по созданию многотомника «Народной энциклопедии научных и прикладных знаний», но и сам написал для него несколько статей. Василий Данилевский написал ряд значительных монографий и учебников по физиологии.
После Октябрьского переворота 1917 года большевики создали условия для работы выдающегося физиолога. Ему вернули кафедру физиологии в университете, а с 1921 года он также возглавил аналогичную кафедру в новом медицинском институте, объединившем факультет университета и Женский институт.
В 1922 году был создан Украинский институт труда, где он также заведовал кафедрой. В 1926 году Данилевского избрали действительным членом АН Украины, он активно трудился в научных комиссиях при Наркомате просвещения и Наркомате здравоохранения, занимался реформированием медицинской науки и образования.
Он также был инициатором создания и директором Всеукраинского института эндокринологии и органотерапии, которому оставил свой патент на изготовление эндокринных препаратов. С 1927 года до последних дней жизни продолжал трудиться над проблемами медицины и руководить этим институтом.
Читайте также: «Осторожно, кусается»: свободная любовь Льва Ландау в Харькове
Василий Данилевский умер 25 февраля 1939 года. Имя выдающегося харьковчанина увековечили в названии одной из улиц его любимого города.
Светлана Лысенко