Знаменитые харьковчане: основатель физической химии Николай Бекетов

9:10  |  25.09.2020
Николай Бекетов

Видный ученый ХІХ – начала ХХ века Николай Бекетов прославил Харьковский университет и город Харьков тем, что первым разработал основы новой науки – физической химии.

И хотя зачатки «истинной физической химии» излагал в своих лекциях еще Михаил Ломоносов, однако до Николая Бекетова это были лишь разрозненные научные сведения, а фундаментальное основание и развитие эта наука получила лишь в трудах харьковского ученого. Немцы же утверждают, что пальма первенства в разработке физико-химии принадлежит немецкому ученому Вильгельму Оствальду, но Бекетов преподавал студентам ее системный курс в 1865 году, когда Оствальд был еще двенадцатилетним подростком.

Род Бекетовых

Николай Бекетов

Вполне возможно, что представители старинного дворянского рода Бекетовых – наследники беков-черкесов, сопровождавших вторую жену Ивана Грозного к мужу-царю. Они упоминаются еще во второй половины ХІV века.

Например, Никита Бекетов в царствование Екатерины ІІ получил чин генерал-поручика и карьеру закончил сенатором. Его родная сестра Екатерина стала матерью будущего сочинителя басен, а также министра юстиции Ивана Дмитриева. Дед Николая Алексей Бекетов был прокурором города Пенза и владел в губернии восьмью тысячами десятин и почти двумя тысячами крепостных.

В деревне Новая Бекетовка в семье прокурорского сына, морского офицера в отставке Николая Бекетова 12 января 1827 года (по новому стилю) родился четвертый ребенок, которого нарекли Николаем. Он и его старшие братья Алексей и Андрей получили хорошее домашнее воспитание, которым поначалу руководила мать – племянница декабриста Ивана Якушкина, женщина передовых взглядов.

Богатая домашняя библиотека была значительным подспорьем в образовании детей. Но самое сильное впечатление на братьев имел их дядя Дмитрий Бекетов, гусар, прошедший войну 1812 года плечом к плечу со знаменитым партизаном Денисом Давыдовым. Давыдов бывал в доме отца Николая, поэтому новейшую историю братья учили со слов ее активных участников. Дядя вышел в отставку и поселился в доме Бекетовых, где ему отвели комнату для химической лаборатории, потому что он страстно увлекся наукой. Закономерно, что все три его племянника были также заинтересованы наукой и стали химиками.

Читайте также: Архитектор Харькова Алексей Бекетов

Ассоциация квартиры

Старый Харьков

Системное среднее образование все братья Бекетовы получили в столичной гимназии. Николай в 1844 году поступил в университет на отделение естественных наук факультета философии. Все братья были студентами этого учебного заведения и состояли в литературно-философском кружке, и даже были его зачинщиками.

Они организовали «ассоциацию» для совместного проживания на квартире. Объединяли их также демократические взгляды и горячие дискуссии. Среди товарищей было много знаменитых в будущем людей: писатели Федор Достоевский и Дмитрий Григорович, поэты Алексей Плещеев и Аполлон Майков с братом, критиком Валерианом, философ Александр Ханыков, медик Степан Яновский и другие. Активные обсуждения и жизнь «в складчину» длилась всего несколько месяцев. Закончилась она после перевода братьев Бекетовых в феврале 1847 года в Казанский университет, хотя Николай поддерживал дружеские отношения с Достоевским всю жизнь.

Братья уехали на учебу в Казань по той причине, что в столичном университете был недостаточный уровень преподавания химии, а в Казанском университете Николай стал изучать химию под руководством одного из лучших на тот момент представителей этой науки Николая Зинина. Областью его изучения были органические соединения, к чему он привлек и своего талантливого студента Бекетова. В 1849 году Николай успешно защитил дипломную работу по результатам исследований воздействий высоких температур на различные соединения, получив диплом кандидата естественных наук.

И вновь Николай Бекетов оказался в столичном граде, поступив на работу в Медико-хирургическую академию. Он стал исследовать новые химические направления, готовя диссертацию на звание магистра химии. Условия работы были неблагоприятные: отсутствовала специальная химическая посуда, поэтому приходилось ставить опыты в битых черепках. Это не помешало ему сделать значительные открытия и синтезировать в 1852 году бензуреид и ацетуреид.

В 1853 году диссертация была защищена, и Николай начинает работать в должности лаборанта на кафедре химии и технологии в столичном университете. Через два года судьба его привела в город Харьков, где он на протяжении трех десятилетий выстраивал восходящую карьеру. Активную научную и преподавательскую деятельность в университете Николай начал как адъюнкт кафедры химии, а с 1859 года – как экстраординарный профессор.

Обучение химии здесь не отличалось высоким научным уровнем, и молодому преподавателю приходилось ломать рутинные традиции. В то время в высшей школе вообще не были введены практические занятия студентов как по естественным наукам в лабораторных условиях, так и по гуманитарным наукам. Николай и его единомышленники приложили огромные усилия, чтобы создать материальную базу лаборатории.

В 1858 году Бекетова направили в заграничную научную командировку на год и три месяца. Он посетил университеты Германии, Франции, Англии, работал в химических лабораториях, учился у многих знаменитых ученых: у немцев Эйльхарда Митчерлиха, Роберта Бунзена, Фридриха Кекуле и Фридриха Вёлера, французских органиков Жана-Батиста Дюма и Огюста Каура, англичан Эдуарда Франкленда, сэра Бенджамина Броди и многих других светил. Его избрали членом Парижского химического общества, с деятельностью которого он познакомился «изнутри». На предоставленные ему финансы он закупил химический инструментарий и препараты для лаборатории университета. Командировка сыграла колоссальную роль в дальнейшей его деятельности. Вернувшись в Харьков, он приложил максимум усилий для создания здесь нескольких термохимических лабораторий.

Талант исследователя, приобретенный научный и преподавательский опыт позволил Николаю Бекетову совершить то, что под силу только великим ученым – создать новое направление в науке – физическую химию, и разработать ее основы.

С 1860 года он вводит в программу обучения университета свой курс по аналогичной дисциплине, проводит в лаборатории практикумы со студентами, вместе с ними ставит опыты и делает открытие за открытием. В этом же году харьковский химик в одной команде со знаменитостями Дмитрием Менделеевым и Николаем Зининым представлял достижения отечественной науки в Карлсруэ на I Международном конгрессе по химии.

Читайте также: Знаменитые харьковчане: Василий Данилевский

Николай Бекетов в жизни Харькова

Старый Харьков

1865 год связан с успешной защитой докторской диссертации, посвященной проблеме вытеснения металлов другими металлами. Профессор Бекетов теоретически обосновал параметры реакций и их направленность в зависимости от внешних условий и реагентов. Он поставил опыты, подтверждающие свои выводы. Например: доказал, что водород при высоком давлении вытеснял металлы из их солевых растворов; такие элементы как магний и цинк это делали при высокой температуре. Разработал множество других основополагающих экспериментов, значительнейшим из которых были те, что раскрывали особенности восстановления алюминием металлов из их оксидов при высоких температурах. Это положило начало методу алюминотермии и многим разделам металлургии.

Бекетов систематизировал ряд металлов на основе их активности в вытеснении других металлов. Интересно, что эта классификация совпала с созданным позже «рядом напряжений». Он также установил то состояние теплоты, при котором образуются оксиды и хлориды щелочных металлов. Это дало возможность впервые получить безводные оксиды этих металлов (1870 год). В своих научных работах он пытался связать химические особенности элементов с их физическими параметрами, что приблизило его к мысли о том, что химические явления связаны и зависят от масс и расстояний между наименьшими частицами, т. е. атомами.

Николай Бекетов не только был прекрасным лектором и изобретательным преподавателем, умевшим увлечь слушателей проблемой, которую тут же пытался обсудить и решить. Сейчас такой метод преподавания называется проблемным, и требует больших знаний, сообразительности и педагогического мастерства. На его интересных лекциях практически не было прогульщиков. И еще профессор имел добрую открытую душу, что привлекало к нему студентов и коллег. Экзамены он проводил достаточно либерально, не прибегая к низким оценкам. Но студенты настолько уважали «добрейшего Николая Николаевича», что не позволяли себе приходить на испытания неподготовленными. Он удивлял своей простотой в отношениях, мягкостью и сердечностью, прямотой и отсутствием даже малейшего пафоса.

Профессор Бекетов пытался внести усовершенствование в процесс подготовки химиков на системной основе. В 1864 году он стал инициатором разделения физико-математического факультета университета на три «разряда», среди которых был физико-химический. Последний выпуск отделения состоялся в 1888 году, а еще в 1884 году в связи с реакционной ликвидацией университетской автономии, все три отделения были вновь слиты в одно, что отрицательно сказалось на содержании преподавания. Как замечательный ученый, прекрасный педагог-методист он старался создать учебную базу для подготовки будущих специалистов, и в 1886 году были изданы литографическим способом его лекции по физической химии.

Бекетов играл значительную общественную роль в жизни университета и города. Он был одним из инициаторов и руководителей нескольких общественных организаций: руководил физико-химическим обществом, которое называлось «Общество опытных наук» (с 1872 года), активно работал над созданием Публичной библиотеки, Общества помощи нуждающимся студентам, оказывающего на протяжении трех десятилетий финансовую поддержку студентам. Обществу распространения грамотности в народе он отдавал средства, вырученные за свои платные лекции. Бекетов стал первым руководителем Харьковского отделения технического общества, основателем фармацевтического общества нашего города. Одним из результатов его трудов было исследование минеральных вод в окрестностях Березовки, о чем сейчас нас информирует этикетка знаменитой лечебной воды.

В Харькове счастливо сложилась его семейная жизнь с аптекарской дочерью Еленой Мильгоф, родом из Екатеринослава (ныне Днипро), на которой он женился в 1861 году. В семье было пятеро детей: старший Алексей стал знаменитым архитектором; Николай был очень видным виноделом, который многого достиг в этой отрасли, работая в своем имении Болгатур на Южном берегу Крыма; Владимир стал химиком, сотрудничал с отцом, а также в годы первой мировой войны занимался производством йода и брома в Крыму; Петр был морским офицером; дочь Екатерина вышла замуж за Владимира Юрковского, будущего контр-адмирала, и имела троих сыновей.

В детстве Николай Бекетов много времени уделял своим детям и их товарищам, держал себя с ними очень непринужденно и естественно, занимался играми, ставил опыты, которые вызывали детский восторг и любопытство. Семейное воспитание также включало занятия литературой, поэзией, музыкой, рисованием, к которому сам Николай Бекетов имел большой интерес и способности, что и передал сыну Алексею.

Огромная библиотека семьи была в распоряжении детей. К сожалению, в после пятидесяти лет здоровье отца ухудшилось, поэтому семья приобрела дачу в Алуште, где они отдыхали каждое лето. При этом собственного дома у семьи Бекетовых в Харькове не было. Они проживали в арендованных домах сначала в Скрыпницком переулке (ныне Воробьева), в доме 5, а затем по улице Чернышевской, в доме 26, который до наших дней не сохранился.

Плодотворные труды и достижения Николая Бекетова были соответственно оценены, и он удостоился высоких чинов: сначала коллежского советника, а затем действительного статского советника, а с 1890 года – тайного советника, что по Табелю о рангах соответствовало воинским чинам полковника и генерала. С 1877 года он был избран член-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук, в 1880 году получил Ломоносовскую премию столичного университета, и тогда же его избрали заслуженным профессором Харьковского университета. В 1886 году, после избрания действительным членом Академии наук, он покидает наш город и переезжает в столицу, где его карьера была на взлете до самой смерти в 1911 году.

Читайте также: Год математики: харьковская математическая школа

Память о великом ученом и достойном человеке Николае Бекетова увековечена в названии кратера на Луне, а Харьковский национальный университет им. В. Каразина ежегодно проводит майские Бекетовские чтения, участники которых продолжают научные традиции основателя харьковской физико-химической школы.

Светлана Лысенко

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: