Как-то раз – это было в конце 1930-х годов – Валентина Гризодубова, летчица высочайшего класса, харьковчанка по рождению, ехала в своем «опель-кадете» вместе с Чкаловым и Спириным — авиаторами, к тому времени уже прославившимися на всю страну. Валерий Чкалов начал вдруг рассказывать анекдоты весьма двусмысленного содержания. Валентина пыталась его урезонить, однако Валерий Павлович не унимался. Дело закончилось тем, что Гризодубова высадила «пассажиров», оставив их стоять на тротуаре в полной растерянности…
Наша национальная гордость, летчица, что называется, «от Бога», поставившая несколько мировых рекордов по скорости, высоте и дальности полета, — это все о Валентине Гризодубовой. Михаил Громов, ее коллега по «цеху» авиаторов, считал ее «летчицей номер один». Другой летчик-испытатель, Мстислав Листов, охарактеризовал ее точно и лаконично: «Женщина отчаянной храбрости».
Будучи блестящим профессионалом в своем деле, Валентина была в то же время истинной женщиной — красивой, на редкость обаятельной, душевной и открытой; при этом она могла проявить, в случае необходимости, решительность и жесткость, когда нужно было — рубила сплеча, характер имела бойцовский, взрывной и своенравный.
Родилась Валентина в Харькове 27 апреля (14 апреля по старому стилю) 1909 года, — эту дату установили сотрудники харьковского музея Гризодубовых; по другим данным, она появилась на свет в ночь на 1 января 1910-го.
Дед девочки, Василий Михайлович, потомственный дворянин, служил в канцелярии предводителя дворянства Сумского уезда, позднее — в харьковской казенной палате. А отец Вали, Степан Васильевич, окончив Харьковское железнодорожное училище, стал работать механиком на паровозостроительном заводе. Помимо этого, он всерьез увлекался конструированием летательных аппаратов.
Еще до рождения дочери Степан Васильевич пытался построить копию самолета братьев Райт, — и в 1912 году сумел создать аппарат, успешно поднявшийся в воздух. А когда маленькой Вале было чуть больше двух лет, отец, отправляясь в полет на очередном самостоятельно сооруженном самолете, взял с собой девочку, привязав ее к себе ремнями…
Позднее, в 1919—1920 гг Степан Гризодубов руководил мастерскими Харьковского авиапарка, а с середины 1920-х возглавлял секцию планерного спорта Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма. Неудивительно, что детство и юность его дочери оказались накрепко связаны с авиацией.
В 14-летнем возрасте Валя вместе с отцом отправилась в Коктебель на слет планеристов, встретившись там со знаменитым Константином Арцеуловым (внук художника Ивана Айвазовского, летчик Арцеулов в годы Первой мировой войны совершил свыше 200 разведывательных и боевых вылетов).
Тут же, в Коктебеле, Валентина провела свой первый самостоятельный полет. И тогда же состоялась ее первая встреча с 18-летним Сергеем Королевым. Обстоятельства знакомства запомнились обоим надолго: Сергей, озорничая совершенно по-мальчишески, попытался дернуть Валю за косу, но та в ответ залепила ему увесистую затрещину.
Читайте также: Застрелился из-за любви: выдающийся математик Александр Ляпунов
После окончания школы и музыкального училища девушка поступила в Харьковский технологический институт и одновременно — в консерваторию. В 1928 году 18-летняя Валя вошла в первый набор Харьковского центрального аэроклуба.
Вскоре она окончательно определилась с профессией: оставив занятия в институте, Гризодубова уехала в Тулу, окончив сначала местную летно-спортивную школу, а затем — школу летчиков-инструкторов в Пензе. После этого Валентина несколько лет проработала в Туле летчиком-инструктором.
Осенью 1937 года Гризодубова в течение одного месяца установила пять мировых рекордов для женского экипажа на легкомоторных самолетах. Международная авиационная федерация утвердила все эти рекорды, в том числе и тот, когда Валентина 24—25 сентября вместе со вторым пилотом Полиной Осипенко и штурманом Мариной Расковой совершила беспосадочный перелет на расстояние 5908 километров на дальнем бомбардировщике АНТ-37 (ДБ-2) «Родина».
Хотя полет этот оказался очень непростым. Перелетев через Уральские горы, летчицы потеряли радиосвязь с землей, — из-за этого самолет пролетел мимо Комсомольска-на-Амуре, где предполагалась посадка. Под крылом проплывала бесконечная тайга. Когда бензин оказался почти на нуле, Валентина отдала Расковой приказ, чтобы та прыгала с парашютом, а сама решила посадить бомбардировщик в тайге. В итоге АНТ-37 с невыпущенным шасси приземлился на болотную гать в верховьях реки Амгунь. Прошла целая неделя, пока члены экипажа были обнаружены с воздуха…
Именно благодаря этому беспрецедентному перелету Гризодубова, Осипенко и Раскова оказались первыми женщинами в стране, которым было присвоено звание Героя Советского Союза.
В конце 1938 года Гризодубову назначили начальником Управления международных воздушных линий; при этом Валентина успевала еще и учиться в Академии гражданского воздушного флота. А в военные годы, с марта 1942-го по октябрь 1943-го, она командовала 101-м транспортным авиаполком в составе 1-й транспортной авиадивизии дальней авиации. Уникальнейшая ситуация: по составу подразделение было сугубо мужским, — а командовала им женщина!
Авиаполк «специализировался» на ночных полетах, бомбардировках особо важных объектов противника и помощи партизанским формированиям; зимой 1942—1943 гг. «летуны» Гризодубовой снабжали продовольствием блокадный Ленинград. Сама Валентина, летавшая на военно-транспортном самолете Ли-2, к маю 1943-го совершила около 200 боевых вылетов. Однако отношения с командующим Авиацией дальнего действия Александром Головановым у нее не сложились, и в итоге ее отозвали в Москву.
Надо сказать, на фронте Вале не раз приходилось сталкиваться с настороженно-враждебным отношением и расхожими стереотипами вроде «баба в авиации – непорядок». Она писала с фронта мужу, летчику Виктору Соколову, о своем начальстве: «Если бы они могли, то съели бы меня живьем! Если «баба» взялась не за свое дело, как они считают, если она имеет здравый ум, видит все безобразия и прямо говорит об этом, — то в ответ принимаются все меры, чтобы она сама отказалась от службы…»
Читайте также: Советская Мэрилин Монро из Харькова: кейс Валентины Серовой
В послевоенном 1946 году Гризодубову назначили заместителем начальника московского НИИ-17 — головного института авиапромышленности по разработке авиационных средств. Она руководила в нем летно-испытательной базой (ЛИБ), где проводилась апробация экспериментальных образцов и разработок.
Естественно, эти разработки были строго засекречены, поэтому и сама Валентина Степановна превратилась в «закрытую» персону. В начале 1960-х на базе ЛИБ был создан Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ), который Валентина Степановна возглавляла до весны 1972 года. А потом она вплоть до 1993 года работала заместителем начальника Института приборостроения.
Умерла Валентина Гризодубова 28 апреля 1993 года из-за внутреннего кровотечения, — в последние годы жизни она страдала язвой желудка.
Современники Валентины Степановны оставили массу упоминаний о том, что она, пользуясь своими обширными знакомствами в высших кругах страны, не раз выступала в защиту людей, угодивших под каток репрессий.
К примеру, Гризодубова в большой мере поспособствовала тому, что Сергея Королева, арестованного и осужденного на 10 лет лагерей, перевели из Магаданской области в Москву, в спецтюрьму НКВД — ЦКБ-29 (так называлась знаменитая «туполевская шарага», работая в которой, Королев принимал участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2), а потом и освободили досрочно в 1944 году.
В архивах Гризодубовой осталась папка, в которой хранятся ее ходатайства за самых разных людей, — их около пяти тысяч. Помогая арестованным и репрессированным, Валентина Степановна, безусловно, сама рисковала невероятно. Но, судя по всему, она никогда не относилась к той породе равнодушных людей, с молчаливого согласия которых, по известному афоризму, существуют на свете и предательство, и убийство…
Марина Калинина
спасибо! прочел с удовольствием. познавательно. харьковчане должны знать своих героев.