Встреча осенью 1924 года знаменитого 35-летнего писателя-юмориста Остапа Вишни (настоящее имя — Павел Губенко) и молодой актрисы Вари Маслюченко была и случайностью, и закономерностью.
Случайностью, потому что молодую 22-летнюю актрису могли не пригласить на роль неистовой Жанны д’Арк. А закономерностью – потому что такая светлая, крепкая, верная и самоотверженная любовь закономерно приходит только к людям богатой души, предназначенным трепетно беречь нежнейшее чувство всю жизнь.
Варвара родилась 2 декабря 1902 года в Харькове. О ее родителях мало что известно, они умерли, когда девочка была еще маленькой. Это заставило ее рано повзрослеть, чтобы начать самой заботиться о себе.
После гимназии в Киеве Варвара поступает на работу в губернское управление милиции, где на прообразе современного ксерокса – шапирографе – размножает рукописи и печатные тексты. В 1919 году Варвара поступает в драматическую студию Государственного музыкально-драматического института имени Николая Лысенко, но не заканчивает обучение.
Она вдохновляли его на чудесные «усмішки», и он писал, писал, писал так много, что стал «королем тиража» – самым издаваемым после Ленина и Шевченко автором.
Это не мешает ей начать успешную театральную и кинематографическую карьеру. Она рано выходит замуж за свою первую любовь – режиссера Михаила Тинского. В 1923 году у них родилась дочь Мария. Но узнав, что ее любимый завел роман с актрисой Натальей Ужвий, она оставила его, уехав с восьмимесячной дочерью в Харьков. Здесь проживали ее близкие родственники – семья Новиковых, с которой Варвара на протяжении всей жизни поддерживала теплые отношения.
Читайте также: Остап Вишня: 12 лет счастливой жизни в Харькове
Режиссер-новатор Борис Глаголин, любивший эпатировать публику, в театре имени Франка в Харькове поставил спектакль по пьесе Бернарда Шоу «Святая Иоанна». Кто бы мог подумать, что никому не известная актриса Варвара Маслюченко так талантливо сыграет непокорную Жанну д’Арк?
Остап Вишня, который был не только заядлым театралом, но и художественным руководителем театра «Березиль» Леся Курбаса, посетил премьеру и был сражен игрой молодой актрисы. Впоследствии он писал, как его захлестнула ее «ярчайшая игра перед иезуитским судом», покорила «ее прекрасная фигура стройного французского солдата-девы»!
С букетом пышных белых хризантем он протискивается в гримерную новой звезды, и встает перед ней на колени. Порыв, банальный жест известного серцееда Павла Губенко, но … но оказалось, что это начало большой любви. В 1925 году они поженились и в браке были счастливы, несмотря на то, что первый семейный опыт у каждого был неудачен.
К этому времени Остап Вишня развелся с первой женой, с которой имел сына Вячеслава. Варвара стала любимой, помощницей, защитницей мужа на всю жизнь, а он отдавал тепло и свет широкой души своей «звезде» и ее маленькой дочурке. Они вдохновляли его на чудесные «усмішки», и он писал, писал, писал так много, что стал «королем тиража» – самым издаваемым после Ленина и Шевченко автором. Варвара и Остап во многом были единомышленниками, тринадцатилетняя разность в возрасте никак не мешала их взаимопониманию.
Год молодая семья прожила у родственницы Варвары по материнской линии Юлии Новиковой, которая имела собственный дом по улице Пермской на Холодной горе. А потом до 1933 года они жили в «писательском доме «Слово», к руководству строительством которого Остап Вишня был причастен.
В этом роскошном здании, в одной из лучших квартир в 100 квадратных метров прошли самые счастливые годы их семейной жизни. Карьера Варвары развивалась: она работала в театрах, в частности в Харьковском краснозаводском украинском театре, а с 1927 года начала сниматься в кинофильмах. Она сыграла Люльку в фильме «Муть» (1927 год) и гувернантку в фильме Трое» (1927 год).
Дома у нее тоже был порядок: ухоженная дочь, за которой следила няня, а сама Варвара была не только чудесным кулинаром, но и гостеприимной хозяйкой. Рядом жили писатели – друзья мужа Мыкола Хвылевый, Николай Кулиш, Владимир Сосюра, Михаил Яловой и другие. Они собирались по очереди в разных квартирах, и, как писали доносчики, пьянствовали, читали свои рукописи, иногда с критикой существующего строя и властей. А временный флюгер уже показывал направление на террор против украинской интеллигенции.
Читайте также: Не смог притвориться советским режиссером: харьковский период в жизни Леся Курбаса
26 декабря 1933 года в их семью пришла беда: Остапа Вышню арестовали по вымышленному обвинению в покушении на второго секретаря компартии Украины Павла Постышева.
Неизвестно, уволил ли Варвару с работы один из лучших друзей мужа и руководитель театра Гнат Юра, или она сама ушла, чтобы добиваться освобождения мужа, но работу она тут же теряет. Варвара с маленькой дочкой покидают писательский дом и перебираются к Новиковым. Все свободное время она посвящает попыткам освободить мужа: оббивает двери кабинетов высокого начальства, пишет письма в различные инстанции, пыталась подключить связи с влиятельными друзьями.
Муж так писал о жене в своем дневнике: «Я никогда не думал, … что она будет так биться и хлопотать обо мне, так свяжет свою жизнь с моей. И вот несчастье показало, какая это целостная, прекрасная, самоотверженная натура. Какое счастье иметь такого настоящего друга…»
В то время как многие семьи и дети отворачивались от своих близких, арестованных как «враги народа», Варвара продолжала бороться за мужа, игнорируя угрозу себе и дочери. Родной сын Остапа Вишни Вячеслав, который после смерти матери и бабушки от тифа попал в интернат, прилюдно отрекся от отца. Возможно, именно усилия и настойчивость жены повлияли на изменение приговора Остапу Вишне: расстрел заменили десятью годами каторги в Ухтинско-Печорском исправительно-трудовом концлагере ГУЛАГа.
Более того, ее просьба – письменный крик души о помощи, направленный жене Максима Горького Екатерине Пешковой, возглавлявшей общественную организацию «Помощь политзаключенным», возымела свое действие. Ей вместе с дочерью было разрешено поселиться в поселке Кедровый Шор, где пребывал муж.
И она отправляется в незнакомые края «на перекладных» – лишь бы только поближе к мужу. Некоторое время они даже жили вместе в пределах лагеря, и это было несказанно большое арестантское счастье. Она поддерживала мужа, следила, как могла, за его питанием, хотя условия были очень ограниченные. У него открылась язва желудка, обострились другие заболевания. Но через полтора месяца эта жизнь прекратилась, и Варвару заставили покинуть мужа. С большим риском для семьи она смогла спрятать и вывезти из лагеря дневники мужа.
Самым близким к Остапу Вишне городом, в котором разрешили жить Варваре, был Архангельск. Она поселяется на Кегострове, в маленькой тесной и темной комнатенке. В это время Варвара работает уборщицей, еще Варя хорошо шила и вязала кружева крючком. Продавая свои работы, она имела небольшой дополнительный доход, который старалась использовать для покупки вещей, продуктов и посылок мужу. Его и ее согревали письма, полные нежности, любви и страданий. Вот фрагмент одного из таких посланий 1936 года: «Скучаю по тебе, Варюша, очень скучаю, скучаю коричнево, аж черно. Такая мне здесь тоска и печаль густая, как туча, и жгучая, как пламя… Не забывай меня, моя родная, единственное мое утешение! …Люблю я тебя и благодарю, каждую секунду – с тобой».
Во многих источниках описана встреча в 1936 году актрисы театра оперы при Киевском доме Красной армии Марии Малыш-Федорец с Варварой Маслюченко в Архангельске. Этот театр власти пригласили для гастролей по Северу, в том числе и в лагерях ГУЛАГа.
Еще в первом театре Николая Садовского Мария играла роль Наталки-Полтавки, а на гастролях уже была в роли Терпилихи. Как-то Мария увидела возле афиши их спектаклей женщину, которая окликнула актрису по имени. Когда же «незнакомка» заплакала и представилась, Малыш-Федорец с трудом узнала в увядшей женщине Варю Маслюченко. Она пригласила Варвару на спектакли, и та смотрела все их вместе с двенадцатилетней дочерью.
Бывшая «Жанна д’Арк» жила в ужасающих условиях. Когда она с дочерью зашла в гримерную актрисы, та увидела, что свое старое, неопределенного цвета пальто Варвара скрутила, и положила на пол между калош, объяснив, что в нем есть вши. На ногах были обмотки из тряпок, и свою одежду она называла странным словом «шухав». Варвара была счастлива встретить в холодном Архангельске свидетельницу своей счастливой театральной юности. Позже, когда ей разрешили некоторые перемещения, Варвару с большими оговорками взяли актрисой в маленькую труппу передвижного театра, где она имела возможность вновь вернуться к любимой профессии.
Все десятилетие заключения Остапа Вишни (он только несколько дней не отбыл до этого срока) жена была опорой и поддержкой мужа. За это время им было разрешено несколько свиданий, и после них Варвара тайно увозила листы «захалявного» дневника и другие записи Остапа. Она аккуратно переписывала их и надежно прятала. И были редкие, но такие долгожданные письма друг другу, полные любви и нежности, тоски и муки.
Муж так писал о жене в своем дневнике: «Я никогда не думал, … что она будет так биться и хлопотать обо мне, так свяжет свою жизнь с моей. И вот несчастье показало, какая это целостная, прекрасная, самоотверженная натура. Какое счастье иметь такого настоящего друга…». Этот любовный роман в письмах достоин поэзии, драматургии, кинематографа.
13 декабря 1943 года больной и измученный, но не реабилитированный Остап Вишня был освобожден. После возвращения Варвара с мужем год прожили в городе Чаплыгин, тогда Рязанской области, где она работала руководителем театра, часто выезжавшего на фронт. Именно здесь была написана вишневская «усмішка» «Зенитка», вновь прославившая автора на всю страну, как и его простых героев – деда Свирида и бабу Лукерку.
Варвара вспоминала, что однажды ночью ее разбудили всхлипывания мужа. В тревоге за его здоровье она проснулась и поняла, что муж заливается смехом. А утром он записал юмореску, которая полюбилась и на фронте, и в тылу.
Устроиться в Киеве семье помог Максим Рыльский, за которого, после его ареста в начале 30-х годов бесстрашно хлопотал Остап Вишня. Рыльский помог с получением продовольственных карточек, восстановлением документов и квартирой. Остапу даже вернули весь гонорар от издания произведений, который накопился на его счету за годы заключения.
Семья приобрела машину «Победа», но водила ее только Варвара, не допуская мужа к рулю, поскольку у того было плохое зрение, и, несмотря на то, что сердце «пошаливало», он любил выпить с друзьями. Варвара оставила работу, чтобы опекать и лечить больного мужа. Снималась только иногда в кинофильмах, за всю послевоенную жизнь она снялась в 14 лентах.
Она прекрасно заботилась о своем Павлуше, причем делала это очень мягко и деликатно. И хотя в их роду Варвару считали «генералом в юбке», а муж шутя говорил, что его «Варя состоит из змеиных спинок», они, как вспоминают родные и друзья, никогда не ссорились. В селах, где любил отдыхать Вишня с женой, местные крестьянки удивлялись, как дружно жила эта столичная пара. Жена так и кружила вокруг мужа, пытаясь ему во всем угодить. У нее было даже собственное ружье, и она часто выезжала с мужем на охоту, но никогда не стреляла в птиц или зверей.
Общих детей у супругов не было, но так же, как Остап любил приемную дочь Марию, Варвара приняла и поддерживала отношения с его законным сыном Вячеславом и его семьей, и рожденным вне брака, еще до женитьбы Губенко, сыном Юрием. Вячеслава после освобождения нашел сам отец, и тот постепенно оттаял, принял его в свое сердце. А Юрий уже во взрослом возрасте нашел своего отца, и это была радость для всей семьи Остапа Вишни.
После смерти мужа в 1956 году Варвара пыталась добиться разрешения на открытие музея Остапа Вишни. Постоянно сталкиваясь с отказами, она вновь и вновь начинала свою борьбу с бюрократией. Но до сих пор этот вопрос остается открытым.
В свое время квартира Варвары стала музеем юмориста на общественных началах, куда приходили работать научные сотрудники и студенты. Варвара написала книгу воспоминаний о муже «Про Остапа Вишню». Эта книга и другие материалы легли в основу сценария фильма «Из жизни Остапа Вишни» (1991 год) о писателе и его преданной жене, в котором в главной роли снялся знаменитый Богдан Ступка.
Читайте также: «Пользовался огромным успехом у женщин»: как жил украинский поэт Владимир Сосюра в Харькове
Варвара Маслюченко умерла 21 января 1983 года. Славным именем нашей землячки названа одна из улиц города Киева.
Светлана Лысенко