Стальные крепости: как в 1941 году бронепоезда обороняли Харьков

14:39  |  24.09.2020
Бронепоезд

На совещании 4 августа 1941 года Гитлер говорил своим генералам, что промышленный район Харькова и Донбасса — вторая по важности цель вермахта. Он считал, что там расположена вся база русской экономики, а овладение этим районом неизбежно приведет к краху СССР.

Сражение за Харьков проходили с 1 по 29 октября 1941 года. Красная армия не удержала город, но в боях себя отлично проявили а. Подвижные крепости поддерживали огнем стрелковые части, вели борьбу с вражескими батареями и танками, участвовали в штурме и обороне железнодорожных станций.

Харьковские бронепоезда

Бронепоезд

В первые месяцы войны рабочие Харьковского паровозоремонтного завода построили бронепоезд, который получил пятый номер. Экипаж формировался из учеников 2-го Харьковского бронетанкового училища. Командовал им капитан Крохин. Также в сентябре 1941 года в Харькове переоборудовали бронепоезд № 4 «Ильичевец», который построили и пригнали из Мариуполя.

Бронепоезд – это подвижная крепость, состоящая из бронированного паровоза и двух-четырех бронеплощадок. Выглядят они как платформы со стальным корпусом, одной или двумя артиллерийскими башнями. Легкие площадки вооружались орудиями калибром 76-мм, а тяжелые 107-мм. Борьбы с пехотой противника велась при помощи пулеметов «Максим».

Для перевозки десанта, запчастей, шпал и рельсов к составу присоединялись контрольные площадки. Чаще всего их было четыре. Каждый бронепоезд поддерживала так называемая «база». Это были обычные вагоны, в которых находился штаб, кухня, хозяйственная часть, мастерские, склады с боеприпасами и даже клуб. На время сражения эти вагоны отсоединялись от боевой части и находились в тылу.

Читайте также: Эсминец «Харьков»: как воевал и погиб боевой корабль, носивший имя нашего города

Боевое крещение и круговая оборона

Бронепоезд

21 сентября бронепоезда №4 и №5 вышли на патрулирование 100-километрового участка железной дороги от Краснограда до Водолаги. Из первого боя победителем вышли немцы. Их танковому батальону удалось повредить бронепоезда, которые пришлось отправить на ремонт.

С 12 по 15 октября стальные крепости поддерживали действия 212-й стрелковой дивизии и вели тяжелые бои на станции Гавриши, рядом с Богодуховым. Экипажам бронепоездов удалось уничтожить три минометных батареи, батарею противотанковых орудий и до батальона солдат противника.

21 октября немецкие войска захватили Мерефу. Однако оккупации предшествовали горячие бои. Для поддержки пехоты в город прибыл бронепоезд №5. Когда нацисты заняли здание станции, их атаковали советские бойцы. Один из пулеметчиков бронепоезда красноармеец Портнягин вспоминал: «Рано утром был открыт внезапный для противника огонь. Гитлеровцы, спавшие в здании вокзала, в панике стали разбегаться. Но уйти от пулеметного огня удалось немногим. Разбитые повозки, брошенные пулеметы, минометы, снаряжение остались на поле боя».

Неожиданным контрударом красноармейцы отбросили нацистов на семь километров. Когда бронепоезд выехал за пределы города, диверсанты противника взорвали железнодорожное полотно, и стальная крепость оказалась отрезанной от основных сил. Командир бронепоезда №5 капитан Крохин приказал экипажу держать круговую оборону. Часть бойцов заняли позиции у пушек и пулеметов, установленных на открытых платформах.

До ночи шел упорный бой, но немецкой пехоте и артиллерии так и не удалось разгромить бронепоезд. В сумерках немцы отошли, а красноармейцы начали срочный ремонт полотна. К утру работы завершились и Крохин увел бронепоезд в Мерефу. Впоследствии он прикрывал санитарные составы и эшелоны с оборудованием, которые эвакуировались из Харькова в Купянск.

Читайте также: Полковник «Паяльная лампа»: как любимчик Гиммлера истребил население харьковских сел Ефремовки и Семеновки

Боевой путь бронепоезда №60

Бронепоезд

В боях под Харьковом в военную историю вписал себя экипаж бронепоезда №60 капитана Турганов. 23 октября красноармейцы 216-й стрелковой дивизии пошли на штурм станции Совнаркомовской (современная Люботин-западный). Для поддержки их действий было решено использовать стальную крепость.

Для эффективного огня бронепоезд №60 выходил на открытое пространство и побеждал в дуэлях с немецкими батареями. На исходе дня замаскированный наблюдательный пункт старшины Казакевича по телефонной связи доложил капитану Турганову, что по мосту планируется переход танковой колонны противника. Пользуясь ориентирами Казакевича, бронепоезд из всех орудий ударил по немцам. Два танка были подбиты, а остальные повернули назад.

Рядом с железной дорогой немцам удалось окружить стрелковый полк 216-й дивизии. Красноармейцы несли большие потери. Спасать их направили бронепоезд №60. Для корректировки огня в окруженный полк пробились разведчики из состава экипажа. Используя их координаты, огнем орудий удалось сбить наступательный порыв немецких частей, однако на поле боя появились нацистские танки. Поразить их огнем из закрытых позиций было невозможно и Турганов решил идти в наступление.

Он вывел платформы на открытое пространство, поразил четыре танка и отступил в лощину. Опасный маневр пришлось повторить для отражения наступления немецкой мотопехоты. Потрепанные бойцы полка вышли из окружения, а бронепоезд остался на позиции, чем блокировал немецкое наступление. Тогда немцы пошли на хитрость. Глубокой ночью они сформировали состав из трех паровозов и 40 вагонов.

Многотонный таран направили на бронепоезд. Чтобы он не смог избежать столкновения, вражеские диверсанты повредили стрелки перевода колей. Красноармейцы вовремя заметили опасность. В гонке со смертью экипажу удалось выжить, но была снесена контрольная платформа. После экстренного ремонта и очистки путей бронепоезд №60 отступил в сторону Чугуева.

Пока бронепоезда обороняли дальние подступы, нацисты взяли Харьков. Тем не менее бронепоезда выполнили свою задачу. Экипажи поддерживали огнем действия пехоты, тем самым задержав наступление противника и выиграв время, необходимое для эвакуации промышленных предприятий города. Через два года Харьков освободят. Из 900 тысяч довоенного населения в нем останется порядка 190 тысяч человек.

Хотя маршал Баграмян и называл штурм немцами Харькова «кровопусканием для противника» на самом деле оценка действий советского командования была неоднозначной. В своей книге «Харьков в огне сражений» историк Владимир Мельников приводил итоги обороны, составленные в РККА. Командование сбежало и утратило контроль над войсками, а оборона населенных пунктов велась слабо и неумело.

 Павел Брагин

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: