Предприниматель Антон Потиха: «Пандемия — продуктивное время для стартапов. Люди сейчас легко пробуют новые приложения и сервисы»

14:29  |  19.07.2021
Антон Потиха
Бизнес

Антон Потиха

Слово «стартап» знакомо, наверное, всем. В Украине бум бизнес-проектов с новаторскими идеями пришёлся на 2010-е и сформировал представление о сфере молодых, смелых, идейных людей. Как изменилась эта сфера за более чем 10 лет, какие стартапы становятся успешными в 2021, и чему научились стартаперы — мы спросили у серийного предпринимателя Антона Потихи.

Антон Потиха — создатель сервисов «Купискидку», Arbrowser и других. Стартапер с 2008 года. Продавал скидки в салоны и рестораны, организовывал онлайн-выставки, международную доставку товаров частными лицами, онлайн-консультации с врачами, просмотр интерьеров с помощью дополненной реальности.

Когда и с чего начинался ваш стартаперский путь?

Я пришёл к этому в 2008 году, когда в Украине ещё не было заметного стартап-движения и вообще рынок интернет-услуг был развит намного меньше. Тогда мне хотелось пробовать возможности новых технологий, воплощать их в продукт. Стартап был для меня интересным вызовом.

Я запустил свой первый проект Expoonline — сервис для проведения выставок в режиме онлайн. Потом уже включилось стартаперское мышление, и остановиться стало невозможно.

Чем отличается стартап-мышление?

Стартапер — это человек действия. Когда он видит проблему, то начинает придумывать для неё самое простое решение. Когда придумал решение — он не может не попробовать его реализовать. То есть по сути, он видит не проблему, а возможность для изменений.

Из каких этапов состоит процесс создания стартапа?

Классический путь такой. У стартапера возникает идея по решению проблемы. Он в неё верит, возможно обсуждает, развивает. Потом обязательно проверяет — проводит интервью с потенциальными клиентами, на этом этапе, возможно, кардинально переосмысляет. Если оказывается, что идея действительно востребована и продукт найдёт аудиторию — собирается команда для реализации. Затем создаётся минимально работающий продукт, который показывают потенциальным клиентам. В хорошем случае заключается договор о том, что при доработке ваш продукт купят. Потом стартаперы обращаются к инвесторам —  «бизнес-ангелам» —  для создания первой рабочей версии продукта. Когда продукт запускается, начинается бесконечный процесс его совершенствования. Мы собираем обратную связь, анализируем реакцию рынка. Иногда приходится менять всё кардинально, иногда — постепенно развивать, масштабировать. В общем, продукт точно не останавливается после релиза.

Читайте также: Предпринимателю не скучно: топ-4 бизнес-клуба Харькова

Вы последовательно создавали несколько стартапов. Если проект не останавливается после релиза, как вы понимаете, что пора его покинуть и начать следующий?

Всегда индивидуально, но для меня — когда в нём не остаётся интересных мне вызовов. Например, один из своих первых проектов — стартап «Купискидку» —  я покинул через три года после создания, на пике популярности. Он имел 4 миллиона подписчиков и оборот в несколько сотен тысяч долларов. Мы были первыми во многих рейтингах и работали с такими компаниями, как Shell, Mastercard, «Люменис». Компания имела офисы в Киеве, Одессе, Харькове, Днепропетровске, Львове, Херсоне, Донецке, Сумах, открыла свои представительства в Грузии, Молдове, России. Всё работало стабильно, и мне захотелось делать что-то новое, поэтому я продал свою долю и ушёл работать в холдинг «Аск Онлайн Медиа». По сути, ушёл на время из стартаперской деятельности. Но подход к делу сохранился — под моим управлением было 6 медийных проектов: издания Mama, Udoktora, Nashasvadba, Luxlux, Woman, Okino — и в каждом из них мы искали новые возможности, новые решения. За несколько лет проверили несколько бизнес-гипотез, экспериментировали с сервисами и инновациями, подбирали бизнес-модели, искали ниши, чтобы не зависеть от рекламы. Так, в 2015 году мы первыми на нашем рынке внедрили онлайн-консультации с врачами  — сервис Telehealth на основе издания Udoktora. Это тоже можно считать стартапом, причём тогда проект был инновационным, а сейчас это распространённая история. То есть я понимал, что текущая модель, когда медиа зарабатывают только за счёт рекламы, требует усовершенствования, и нашёл для этого пути. В итоге холдинг стал зарабатывать, и все издания существуют до сих пор.

Получается, в это время вы управляли шестью проектами одновременно? Как справлялись с многозадачностью?

Тут тоже помогло стартаперское мышление, оно вообще полезно в повседневной жизни. Я стремился к оптимизации и искал лучшие модели во всём — от самого продукта, до построения команды, взаимоотношений в ней. Поэтому получалось эффективно и прибыльно.

У вас большой опыт в стартапе: что изменилось за годы в сфере?

Сейчас для стартапов есть уже всё, что нужно — технические возможности, стартап-комьюнити, в котором можно собрать команду профессионалов; книги, видеоматериалы, акселераторы, инкубаторы, венчурные фонды, «ангелы»-инвесторы, сотни сервисов, которые облегчают реализацию стартапа — в общем, целая инфраструктура. С одной стороны, сделать проект намного легче, чем 13 лет назад. Но в то же время рынок за годы заполнился, и большинство ниш уже занято. Поэтому растёт ценность идеи — они должны быть всё более оригинальными, более смелыми. Также в условиях большой конкуренции способности создать более технически совершенный продукт имеют всё большее значение.

Особенные условия времён пандемии тоже изменили сферу. Сегодня сервисы переживают бум — люди всё больше привычны к онлайну, они проводят встречи онлайн, совершают покупки, смотрят контент, создают контент, учатся, отдыхают. И во всех этих сферах хотят удобства и чего-то нового. Аудиторию стало намного легче убедить попробовать сервис или приложение — она привыкла к этому. В общем, довольно продуктивное время для стартапа, хотя и конкурентное.

Какие сегодня стартап-тренды?

По опыту есть два способа найти идею для стартапа — непосредственно увидеть актуальную проблему и придумать её современное решение или заметить актуальную технологию и внедрить её в нужную сферу. Чтобы попасть в тренд, нужно уметь прочувствовать, чего людям не хватает в определённый момент или заметить потенциал. Сейчас, например, все осваивают искусственный интеллект, интернет вещей, какие-то модные технологии, развиваются в сфере медицины, финансов, агросфере.

Каким проектом занимаетесь сейчас вы?

В 2016 году мы с командой заметили новую на тот момент технологию дополненной реальности, решили, что за ней будущее, и стали искать ниши для применения этого инструмента. В итоге остановились на рынке мебели. Дополненная реальность помогает увидеть товары в интерьере до покупки. Долго прорабатывали бизнес-модель, и с 2020 года сервис Arbrowser работает в его современном виде. Наши клиенты — магазины мебели. Они устанавливают технологию на сайт, и там появляется возможность перенести мебель в свой интерьер, с правильными цветами тканей, габаритами, текстурами. Клиенту становится легче определиться. По статистике, Arbrowser увеличивает время пребывания на сайте, лояльность, и в итоге продажи — на 15-50%. Тем более сервис оказался актуальным сейчас, когда из-за пандемии в магазины ходит меньше людей, и онлайн-просмотр становится реальной альтернативой.

Arbrowser уже работает с европейским, канадским, американским рынками.

Как украинскому стартапу выходить на международный рынок?

Самый лучший путь — изначально определяться, на какие страны хотите запускать продукт. Анализировать, где больше целевой аудитории, где сервис будет более востребованным. Мы делали именно так. То есть пробовать поработать в Украине, чтобы потом идти за границу — менее продуктивно.

А были ли за ваш стартап-путь ошибки, о которых сейчас жалеете?

Ошибок не избежать. Например, самым первым моим стартапом был созданный в 2008 году сервис Expoonline. Он давал возможность проводить выставки товаров в режиме онлайн. Тогда проект не выстрелил, оказался преждевременным. А вот сейчас, во времена постоянных локдаунов, уверен, он был бы очень кстати. То есть даже хорошая идея может прийти просто не вовремя. Но об этом всё-таки не жалею — естественный процесс, всего не угадаешь.

И ещё одно наблюдение: стартаперы часто загораются своей идеей и настолько верят в неё, что реализовывают без достаточной проверки, а потом оказывается, что продукт не очень-то нужен аудитории. Или нужен, но в другом виде. Мы с командой, например, запустили компанию Arbrowser ещё в 2017 году — без глубокого предварительного изучения проблем клиентов. В итоге работали над проектом два года, но делали не то, что реально было нужно. Мы тогда запускали приложение с дополненной реальностью, и только в 2020 изучили потребности заново и изменили бизнес-модель— теперь технология по подписке от владельцев магазинов устанавливается на сайт. И всё заработало. Но это тоже опыт.

Подходит ли Харьков для стартап-деятельности?

В Харькове большое стартап-сообщество. Вообще, в наше время многое можно делать онлайн — из любой точки мира. Но город хорош тем, что тут много молодых, образованных, инициативных. Всегда можно обсудить идею, собрать команду, найти инвестиции.

Читайте также: Основатель CHM software Дмитрий Агапов: «До 2016 года я не осознавал серьезности своего бизнеса»

Что посоветуете тем, кто хочет начать свой стартап?

Начать стартап легко, но не бросить и не сдаться сложнее. А для успеха нужно вложить силы и знания, постоянно расти и развиваться. Я бы посоветовал при наличии идеи — подробно изучить потребности клиентов и действительно ли воплощение этой идеи решит их проблему. Для начала достаточно спросить у нескольких своих знакомых, может ли ваша идея им помочь и готовы ли они заплатить за неё.

Ну а если кратко — верить в успех, но проверять каждый свой шаг.

Надежда Сазонова

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: