Харьков в писательском зеркале предстаёт перед нами разным: «леса, поля, сады, села, деревни и пчельники» 18 века из-под пера Григория Сковороды сменяются «несущимися автомобилями по главным улицам к харьковскому вокзалу» в дневниковых записях Владимира Короленко за 1918 год.
Менялось время – менялся город, а главное – менялось настроение его жителей и гостей. Мы не будем про запах каменного угля, революционные перипетии, не будем про «трудовой, железобетонный» Харьков Владимира Маяковского и «понурий, припорошений сажею й посипаний сміттям» Ивана Багряного. Хотя такие воспоминания также не менее реалистичны и документальны. Были непростые и мрачные времена, но всё-таки человек стремится к красоте и идеальному миру, поэтому отдадим привелегию светлым воспоминаниям о нашем городе.
Известный харьковскими описаниями роман Ивана Бунина «Жизнь Арсеньева» 1930 года стал знаменательным для автора – именно за это произведение он получил Нобелевскую премию. «В Харькове я сразу попал в совершенно новый для меня мир», — пишет автор.
«Идем по Харькову – Есенин в меховой куртке, я в пальто тяжелого английского драпа, а по Сумской молодые люди щеголяют в одних пиджачках»
Он с восхищением описывает залитый солнцем город, красоту улиц и особенный воздух: «И вот первое, что поразило меня в Харькове: мягкость воздуха и то, что света в нем было больше, чем у нас». С нежностью Иван Бунин описывает высокие «южные, малороссийские» тополя на Сумской улице и за Привокзальной площадью: «После полудня стало совсем солнечно, всюду блестело, таяло, тополя на Сумской улице возносились верхушками к пухлым белым облакам, плывшим по влажно-голубому, точно слегка дымящемуся небу…».
Критики отмечают, что роман «Жизнь Арсеньева» во многом автобиографичен. Вне сомнений, Харьков писатель знал не понаслышке. В 1889 году Иван Бунин отправился в наш город, к своему старшему брату, Юлию. Современники писателя отмечали, что «любовь и дружба между братьями были неразрывные». Брату Иван Бунин посвятил свой первый сборник стихотворений, всю жизнь вёл с ним переписку, старший брат был для него не только прекрасным другом, но также наставником и педагогом. И когда Юлий Бунин был исключен из московского университета за революционную деятельность и отправлен доучиваться в Харьков, младший брат, конечно, навестил его в новом городе. Харьков, поразивший его «великолепием магазинов, высотой каменных домов и огромностью площадей» («Жизнь Бунина», 1958), был одним из первых масштабных губернских городов, в котором побывал писатель. «Оглянулся вокруг и сразу почувствовал во всем что-то не совсем наше, более мягкое и светлое…».
Читайте также: Топ-10 мировых знаменитостей, посещавших Харьков
«Харькову я полюбился. Книги мои там нарасхват», — писал Антон Чехов в 1889 году. Тогда, в один из мартовских дней, он побывал в харьковском книжном магазине своего друга Алексея Суворина. Чехов собирался даже купить дом близ Харькова, одновременно уговаривая Алексея Суворина поселиться там же.
В феврале 1889 года Антон Павлович в свойственной ему шутливой манере предупреждает друга о своих намерениях: «Если Вы купите именье, то я куплю хутор по соседству с Вами и буду Вас удивлять своей агрономией, гостеприимством и музыкой».
Благодаря письму брата Михаила, мы знаем, что 15 марта Антон Павлович с Сувориным вернулись из Харькова: «Вчера только Антоша возвратился из Харькова, куда он ездил покупать хутор <…> Хутора Антон не купил: показалось ему место очень многолюдным, а он ищет, кажется, места потише, поуединенней». Чудесную харьковскую погоду отмечал Антон Павлович в письме за 16 сентября 1898 года.
Читайте также: «Харьковский крах»: успех и трагедия миллионера Алексея Алчевского
В начале прошлого века Харьков был местом основания литературных клубов, творческих вечеров и встреч молодых литераторов: он считался одним из центров новой украинской литературы и футуристического движения.
Один из литературных новаторов того времени Анатолий Мариенгоф в «Романе без вранья» пишет: «В весеннюю ростепель собрались в Харьков. Всякий столичанин тогда втайне мечтал о белом украинском хлебе…». В книге описывается пребывание автора с Сергеем Есениным в городе: «Идем по Харькову – Есенин в меховой куртке, я в пальто тяжелого английского драпа, а по Сумской молодые люди щеголяют в одних пиджачках». Любил прогуляться по Сумской и Осип Мандельштам, и Игорь Северянин, описывающий «нежный и чуткий» Харьков в стихе «Харьковская поэза».
Упоминается Сумская улица в стихе Булата Окуджавы «Разговор с Харьковом» 1982 года: «Где парус парков распуская, волной качая берега, течёт, течёт, течёт Сумская так далеко издалека». Также поэт отмечает ночную красоту города с его «нежаркой густой полночью» и «полночными троллейбусами». На полвека раньше описывает волшебную ночь харьковского края Борис Пастернак: «Плакучий Харьковский уезд, русалочьи начесы лени, и ветел, и плетней, и звезд, как сизых свечек шевеленье» (стихотворение «Мельницы»).
Харьков предстаёт прекрасным, спокойным, просторным местом в строках украинских поэтов: это харьковский «гомінкий вітер» і «мева над водою» («мева» – «чайка» диал. – прим.ред.) Ивана Багряного, «степовий край» Павла Тычины, «вишні» і «тихі зорі» над Лопанью харьковского поэта Вячеслава Бабешко. Была в Харькове и Леся Украинка в гостях у своего дяди, врача О. П. Драгоманова и позже писала в письме бабушке: «Я з утіхою згадую своє перебування у Харкові…».
Читайте также: Грязный город: как жил Харьков два века назад
Чудесный, светлый, поэтический Харьков был любим писателями и в 19, и в 20, и в нашем 21 веке, надеемся, останется таким же в глазах жителей и гостей города, в красоте тёплого ветра, тихих ночей и цветущих деревьев.
Лозовьюк Александра
Замечательная статья , спасибо.
Алекс, спасибо за отзыв! 🙂 Автор
[…] Читайте также: «Попал в новый для меня мир»: Харьков в воспоминаниях и… […]