Харьков дал путевку в большой футбол нескольким своим знаменитым футболистам, начиная с Николая Кротова, капитана сборной Харькова, победившей в первом чемпионате СССР (1924 г.), переходя к Сергею Балтаче, Виктору Каплуну, Валентину Крячко, Виктору Сусло, Аркадию Панову, Юрию Сивухе, Максиму Калиниченко, многие из которых были игроками победоносного киевского «Динамо» 80-90 годов прошлого века, и заканчивая молодым талантливым вратарем Андреем Луниным.
И в этом ряду одно из почетных мест занимает Владимир Бессонов, мастер спорта СССР международного класса, заслуженный мастер спорта СССР, шестикратный чемпион СССР, пятикратный обладатель Кубка СССР, трехкратный обладатель Суперкубка СССР, обладатель Кубка обладателей Кубка УЕФА, финалист Суперкубка УЕФА, завоевавший многие другие спортивные награды. Рассказываем историю спортивного взлета легендарного футболиста из Харькова Владимира Бессонова.
5 марта 1958 года в семье сталевара, обитавшей в двухэтажном доме недалеко от современного рынка «Барабашово», появился третий ребенок – сын Володя. Жили очень стесненно: комната в несколько квадратных метров, печное отопление, вода и удобства на улице. Бедное убранство жилой комнаты: две кровати, стол, стулья и шкаф. Для Володи, единственного мальчика из четырех детей, отвели самый теплый «козырный» угол – на печи.
Позже, когда ему было семь лет, семья переехала в «хрущевку» по улице 12 апреля в районе Харьковского тракторного завода, где и сейчас живет молодое поколение родственников Владимира. Путь на спортивные вершины начинался с дворовых игр: в теплое время года – футбол, зимой – хоккей. Видя неплохие спортивные задатки сына, отец, как заядлый футбольный болельщик, отдал его в спортивный интернат № 7 к тренеру Михаилу Наседкину. Правда, учился Володя в общеобразовательной школе, а в интернат ездил на тренировки по воскресным дням, но футболу уделял много времени и сил. Уже в 15 лет он был замечен, как подающий большие надежды, селекционером команды «Динамо» (Киев) Михаилом Команом.
За пятнадцать лет работы с ним легендарного Валерия Лобановского тот «вылепил» из Владимира ценнейшего игрока-универсала, футболиста будущего.
Семнадцатилетнего юношу в 1975 году взяли в команду дублеров «Металлиста». Правда, выступить в основном составе ему за один сезон пребывания в команде так и не пришлось, но его взяли в молодежную сборную страны. И здесь молодой перспективный игрок на международном турнире «Дружба», который проходил в Ташкенте, попал в неприятнейшую историю с кражей. Юноша с бедной семьи, где отец был алкоголиком, а мать работала дворничихой, с завистью смотрел на ребят из хорошо экипированных зарубежных команд. И когда однажды польская команда уехала на экскурсию, он взял у дежурной по отелю ключ от их номера, и забрал приглянувшиеся бутсы.
Команд было много, и всех игроков персонал не запомнил, но когда обнаружилась пропажа, ребята из своей же «молодежки» вспомнили, что именно Бессонов выходил из номера польских игроков. Бутсы он вернул, но прокурор наказанием попугал изрядно. Руководство команды защитило Владимира, однако о молодежной сборной пришлось пока забыть, да и о футболе тоже: в Москве приняли решение о его дисквалификации на год.
А затем еще разочарование – «завалил» экзамен при поступлении на факультет физического воспитания и спорта Харьковского педагогического института. Юноша настроился на прохождение службы в армии. Но события в его жизни начали быстро развиваться: после визита к нему на квартиру селекционера киевского «Динамо» Анатолия Сучкова дисквалификацию сняли, и от армии была получена отсрочка. В следующем сезоне этого года Бессонов уже играл в дублирующем составе самой сильной команды страны. Это была школа мастеров высочайшего класса (Олег Блохин, Михаил Фоменко, Владимир Мунтян и др.), но молодой техничный, целеустремленный и работоспособный футболист смог доказать свою нужность знаменитому клубу.
Читайте также: Юрий Поярков – харьковская «катапульта», изменившая мировой волейбол
В следующем году Владимир сыграл 11 игр за основной динамовский состав. Не подкачал и на международной арене, вернувшись в молодежную сборную страны, и сразу проявив себя как один из ведущих игроков. Уже в 1976 году наша «молодежка» стала чемпионом Европы, а через год – чемпионом мира среди юниоров, выиграв чемпионат в Тунисе. Ему досталась роль полузащитника, задачей которого было подключение к атаке, фактически форварда, и он удивил зрителей продуманной, результативной, блестящей игрой. Это был его звездный час – он забил три гола в пяти играх, причем два – особенно ценные, финальные, принесшие стране Кубок мира среди юниоров. Владимир был признан лучшим игроком чемпионата, а президент ФИФА Жоао Авеланж вручил ему приз – «Малый золотой мяч». При этом он прокомментировал, что Бессонова ждет слава Пеле.
К сожалению, этому не суждено было случиться, хотя игровая карьера футболиста сложилась очень удачно. К тому же, со временем сбылось и его юношеское желание – он успешно закончил Киевский институт физкультуры и, как отмечали преподаватели, был очень старательным студентом.
В одной игре с голландской командой «Утрехт» ее игрок де Крюйс пренебрежительно плюнул Бессонову в лицо, проявлял агрессию к другим динамовцам. Но когда голландцы приехали играть в Киев, агрессор получил неожиданный ответ: вначале Олег Кузнецов, а затем Бессонов незаметно для судьи «прошлись по его ахиллам».
За пятнадцать лет работы с ним легендарного Валерия Лобановского тот «вылепил» из Владимира ценнейшего игрока-универсала, футболиста будущего. Тренер видел не только его прекрасную технику, способность выстоять и бороться в любой ситуации, но и умение видеть поле, предвидеть действия противника, вовремя подключаться в любой роли игрока.
О Бессонове Лобановский говорил, что его амплуа никто не знает, это – загадка, которую однозначно разгадать невозможно. Поскольку он результативен на любом месте поля, моментально адаптируется к партнерам, надежен, поэтому его нельзя ограничивать какими-то рамками.
С другой стороны, такой игрок – это неожиданное оружие тренера, способное озадачить противника в любой момент. Поэтому Лобановский определил его полузащитником и защитником, чем сам Бессонов очень гордился. Говорил, что многое из того, что ему под силу, Блохин не умеет делать, значит, как игрок, он лучше Олега. Но далеко не все болельщики и знатоки футбола были согласны с решением тренера.
Например, издатель немецкого журнала «Киккер» Карл-Хайнц Хайманн выразил недоумение в интервью газете «Советский спорт» по поводу того, что тренер «убил» в Бессонове форварда. Прочитав это, Лобановский позвонил издателю, и в крепких выражениях объяснил, кто из них, и в какой степени разбирается в футболе. И каждый раз, когда команда приезжала в немецкий Руйт, Лобановский с Хайманном в длинных разговорах обязательно касались этой темы.
Несколько лет молодой Бессонов был капитаном киевских динамовцев. Товарищи считали, что это его место по праву: он умел общаться с людьми, никогда не доводил до конфликтов. Интересы команды для него – превыше всего, он не ставил своей целью лично блистать в игре: главное – результативная и слаженная работа. Старался помочь игрокам, особенно молодым, и не только в совершенствовании мастерства. Например, по несколько месяцев в его квартире, когда был уже женат, ютились некоторые футболисты, и никто из домочадцев не роптал.
Врач хотел немедленно отправить домой, но Владимир запротестовал, и, вылив кровь из бутсы, доиграл матч, а затем с еще не выздоровевшей ногой сыграл в чемпионате мира в Испании 1982 года.
В то время «зазвездившиеся» спортсмены не требовали для себя исключительных материальных благ. Когда футболистам киевской команды за победу в чемпионате страны в 1977 году вручали награды, все должны были быть в гражданских костюмах. У Володи был один видавший виды пиджачок и рубашка. А вот дежурный галстук ребята принесли из общежития с заранее завязанным узлом.
Первая комната, которую получил Бессонов, находилась в трехкомнатной квартире, где также жили другие динамовцы – два Александра – Хапсалис и Бережной. Все окружающие отмечают душевную доброту Владимира, но когда надо, он умел постоять за себя и за друзей. В одной игре с голландской командой «Утрехт» ее игрок де Крюйс пренебрежительно плюнул Бессонову в лицо, проявлял агрессию к другим динамовцам. Но когда голландцы приехали играть в Киев, агрессор получил неожиданный ответ: вначале Олег Кузнецов, а затем Бессонов незаметно для судьи «прошлись по его ахиллам».
Читайте также: Единственный трофей в истории «Металлиста»: Кубок СССР-1988
Несмотря на общее отменное здоровье, Бессонов имел прозвище «человек-травма». Он бесстрашно вел себя на поле, не уклонялся от столкновений. Врачи подсчитали количество полученных за первые 12 лет футбольной карьеры травм – не менее 80! Травмы были различной степени: от легких до тяжелых, и таких, когда медики не гарантировали, что Бессонов будет ходить.
В одной игре с командой «Торпедо» игрок шипами буквально разорвал ему мышцы ноги. )Врач хотел немедленно отправить домой, но Владимир запротестовал, и, вылив кровь из бутсы, доиграл матч, а затем с еще не выздоровевшей ногой сыграл в чемпионате мира в Испании 1982 года.
Он с презрением относился к тем футболистам, которые от любого столкновения падали и демонстрировали боль. Став тренером, он требовал от подопечных, чтобы те «не катались по газону». Стали знаменитыми его цитаты: «От игры освобождает только справка из морга» и «Если у спортсмена ничего не болит, значит, он не спортсмен».
Через 3 года в игре с теми же торпедовцами – новая серьёзнейшая травма – перелом двух шейных позвонков. Игру он доиграл, но в поезде травма себя проявила так сильно, что по прибытии его вынесли на носилках. Врачи предрекали тяжелые последствия, но Бессонов восстановился и вернулся в команду, как это было и после четырех нелегких операций на коленях.
Нередкими были матчи, когда он играл, превозмогая сильную боль. Единственный год, когда увечья не преследовали футболиста, – 1980. Вот почему он с презрением относился к тем футболистам, которые от любого столкновения падали и демонстрировали боль. Став тренером, он требовал от подопечных, чтобы те «не катались по газону». Стали знаменитыми его цитаты: «От игры освобождает только справка из морга» и «если у спортсмена ничего не болит, значит, он не спортсмен».
Но не только травмы влияли на здоровье Владимира. К сожалению, он был одним из самых заядлых курильщиков среди динамовцев. Ни увещевание Лобановского, ни просьбы жены и друзей не помогали. Вместе с товарищами по команде рад был нарушить режим и принять рюмочку-другую водки. Но перед играми строго придерживался дисциплины, поскольку футбол был его всепоглощающей Вселенной.
Футбол отвечал ему тем же – Владимир был очень востребованным игроком. В составе киевского «Динамо» сыграл 363 матча, за сборную страны отыграл 79 игр, за олимпийскую сборную – 6 матчей. Одиннадцать раз его имя возглавляло список тридцати трех лучших футболистов страны, причем, первым стояло 9 раз, вторым и третьим – 2 раза. Двенадцать раз называли лучшим футболистом Украины.
В 1989 году на турнире в Киеве руководители итальянской «Ромы» просили Лобановского отпустить Владимира в их клуб. Тренер спросил игрока, хочет ли тот уехать, и получил быстрое согласие. Но подумав, сказал, что в следующем году будет чемпионат мира в Италии, надо показать высокий класс, и попросил Бессонова остаться. Тот не мог отказать, но в чемпионате футболисты сборной страны продемонстрировали серую игру, и поэтому Владимир итальянцев уже не интересовал. Однако им заинтересовались в Израиле. Он сыграл несколько матчей за «Маккаби» (Хайфа), но через год подготовка к военным действиям в этой стране вынудила вернуться домой.
Следующее десятилетие было нелегким как для страны, так и для футбола. Владимир решил оставить активные игры и заняться тренерской работой. Он успел поработать тренером нескольких футбольных команд: киевских «Динамо», «ЦСКА-Борисфен», ЦСКА, сборной Туркменистана, винницкой «Нивы», луганской «Зари», «Днепра», был тренером-консультантом в «Нисе» (Ашхабад). Везде были свои трудности, но, невзирая на огромное старание и трудолюбие, требовательность и строгость тренера, эти команды не показали выдающихся результатов.
С ноября 2006 по май 2008 года Бессонов работал главным тренером футбольного клуба «Харьков» вместе с Евгением Шаховым. К сожалению, команда так и не смогла заявить о себе, хотя спортивное руководство города очень ценило усилия тренера, считая, что он сумел подобрать неплохую команду и обучить ее основам современного футбола. Но технический уровень футболистов был невысок, и Владимир оставил попытки переломить положение команды, которая через несколько месяцев покинула первую, затем вторую лигу, а через два года прекратила существование. В 2010 году после провала «Днепра» в турнире на Кубок УЕФА Бессонов подал в отставку, а с апреля 2015 года работает тренером-селекционером в родной динамовской команде.
Владимир имеет счастливую, спортивно-титулованную семью. Жена Виктория, с которой они познакомились на свадьбе Олега Блохина и Ирины Дерюгиной, принадлежала к славной когорте гимнасток-«художниц», воспитанниц Альбины Дерюгиной.
Она завоевала титул чемпионки мира в групповых упражнениях (1979 год). Работала тренером в школе Дерюгиных и других спортивных организациях, тренировала свою дочь Аню в начале ее спортивной карьеры. Аня имела значительные успехи в художественной гимнастике: бронзовый призер двух Олимпийских игр (2004, 2008 годы), многоразовая чемпионка Европы и мира. После завершения спортивной карьеры также работала тренером, а затем уехала в США. Александр, младший сын Бессоновых, занимался теннисом, стал мастером спорта. Закончил Украинско-американский гуманитарный университет, работает менеджером в одной из солидных компаний.
Читайте также: Александр Горяинов: история легенды Харькова
Возвращаясь к харьковскому футболу, с огорчением можно заметить, что по каким-то причинам в городе не могут рассмотреть будущих футбольных звезд, и они находят другие места и возможности для своей реализации. Это касается и блестящего футболиста Владимира Бессонова, о котором Валерий Лобановский сказал, что он «отдает больше, чем в нем заложено».
Светлана Лысенко