Дизайнер одежды, автор сценических костюмов для кино и балета, соавтор современной балетной пачки, обладательница премии «Оскар» – все это об известной харьковчанке Варваре Каринской. Модельер родилась 3 октября 1886 г. в семье предпринимателя Андрея Жмудского, по инициативе которого возвели Благовещенский собор. История ее жизни одновременно увлекательная и непростая.
Варвара Жмудская росла в большой семье, где было десять детей. Уже с пеленок девочка была окружена роскошью: гувернантки, педагоги по иностранным языкам, званые обеды, поездки на театральные премьеры. Как и многие девочки, Варя умела шить и особенно увлекалась вышиванием. Эти умения очень пригодились ей в будущем. Она поступила в Харьковский университет на юридический факультет, стала владелицей и редактором известной городской газеты «Утро».
Через несколько лет девушка вышла замуж. Ее избранником стал Александр Моисеенко, который тоже был родом из богатой семьи. Брак продлился недолго: Александр умер от тифа в 1909 году, так и не увидев рождения их дочери Ирины. Вскоре у неё появился и второй ребёнок, приёмный — Варвара получила опеку над Владимиром, маленьким сыном своего брата, Анатолия Жмудского, который в то время разводился с женой.
Читайте также: Мать львов: как харьковчанка Ирина Бугримова стала легендой
Через некоторое время после смерти мужа Варвара вышла замуж за Николая Каринского — известного харьковского юриста. Супруги приобрели дом на улице Мироносицкой, 46, но в 1915 г. вместе с детьми переехали в Москву, где муж открыл успешную адвокатскую практику, а жена обрела возможность полностью посвятить себя творчеству.
Вскоре Каринская открыла салон, в котором собирались люди из высшего общества и обсуждали балетные и театральные спектакли. По иронии судьбы именно балет, так увлекавший Каринскую, стал темой её первых произведений. В их основу легли рисунки и фотографии, к которым начинающий модельер приклеивала кусочки разноцветных полупрозрачных тканей, создавая нечто похожее на коллаж.
Осенью 1917 года случился Октябрьский переворот. С того момента в жизни Каринских случились большие перемены. Николай Каринский был вынужден бежать из страны, так как он занимал пост главного прокурора Петроградской судебной палаты и арестовывал большевиков, включая Льва Троцкого и Анатолия Луначарского. С его подачи власти Российской империи распространили информацию, что Владимир Ленин – явный немецкий шпион.
В 1918-1920 гг. Николай Сергеевич служил начальником Черноморской губернии и управляющим Министерством внутренних дел Южно-Русского правительства, поэтому попал в «черный список» большевиков. В последний момент из Крыма чиновнику-юристу пришлось бежать в Константинополь, тогда как Варвара осталась в Ялте с дочерью и сыном.
Читайте также: Не так известны, как Гурченко: пять прекрасных актрис родом из Харькова
Так как уехать не удалось, Варвара Каринская вынуждена была вернуться в Москву, но там ее ожидал неприятный сюрприз. В просторную пятикомнатную квартиру на Тверском бульваре подселили жильцов армянской и еврейской национальностей, хотя две комнаты всё-таки удалось оставить за семьей. Денег у семьи не было, но благодаря фамильным драгоценностям женщина смогла обеспечить себе нормальную жизнь и даже открыть собственное дело – салон. Здесь собиралась московская богема. А в период НЭПа Каринская даже стала владелицей школы художественной вышивки «ARS» и модного салона Houte Couture.
В 1928 году Каринская решает уехать из СССР, так как школа вышивания была национализирована. Она смогла организовать отъезд под предлогом организации выставки искусства вышивки. Сначала уехал Владимир Мамонтов, с которым Варвара была в отношениях. Они встретились в Берлине, а потом все вместе они поехали в Бельгию, где жил отец Каринской. Через некоторое время влюбленные расстались. Каринская решила уехать в Париж, где начался её путь к высотам балетной моды.
Модельер начала сотрудничать с Русским балетом Монте-Карло. Именно тогда состоялось знакомство с хореографом Джорджем Баланчиным, которое переросло в тесный творческий союз. Художник труппы Кристиан Берар рисовал эскизы, а Каринская воплощала их в жизнь. Работала она не только с Русским балетом, а и с другими балетными труппами.
Читайте также: Женщина-загадка Ида Рубинштейн: танцовщица из семьи миллионера
До 1939 года Варвара Каринская сотрудничала с ателье в Лондоне и производила театральные костюмы. Она закрыла дело и уехала в Нью-Йорк. Узнав, что модельер приплыла в США, Джордж Баланчин немедленно ее разыскал, тотчас выделил под мастерскую одну из комнат в своей балетной школе и возобновил творческое сотрудничество. Так Каринская начала новую жизнь в 55 лет.
Варвара не ограничивалась балетными костюмами: она также создавала костюмы к бродвейским постановкам, разным шоу, к голливудским фильмам — в первые десять лет своей жизни в США Каринская активно сотрудничала с кинопроизводством, и в костюмах от неё появлялись на экране такие прославленные актрисы, как Марлен Дитрих и Вивьен Ли. Наибольшую славу в мировом кинематографе художнице по костюмам принесла историческая драма «Жанна д’Арк» 1948 года режиссера Виктора Флеминга, главную роль в которой сыграла Ингрид Бергман. Впоследствии Варвара Андреевна говорила, что именно эта киноработа и образ Жанны д’Арк стали ей близки, а в будущем вдохновлял на новые проекты.
Имя Варвары Каринской известно не только благодаря этому. В историю балетной моды, где до нее существовало четыре пачки, уверенно вошла так называемая «пачка Баланчина-Каринской», которую модельер создала в 1950 г. для обновленного спектакля «Симфония до мажор» на музыку Жоржа Бизе.
Когда Каринской исполнилось 76 лет, ее наградили самой престижной в мировой хореографии премией фирмы «Capezio», производящей танцевальную обувь. В последующие годы она вместе с Баланчиным участвовала в создании постановок. Их последней работой стал «Венский вальс».
Каринская умерла в 1983 году в Нью-Йорке спустя две недели после своего 97-летия. На ее могиле написаны слова Жанны д’Арк: «Это не власти, славы или зависти я иду впереди, это для выполнения божественной миссии в жизни через меня».
Владлена Колесник