Леонид Жаботинский – знаменитый украинский спортсмен, 8 лет бывший главным «супертяжем» мира. Жаботинский дважды становился чемпионом Олимпиад, шесть раз был чемпионом Европы и четыре раза — чемпионом мира. Он многократно выигрывал титул чемпиона СССР и 21 раз улучшал мировые рекорды. Его звездная началась в Харькове.
Будущий чемпион родился в 1938 году. Семья Жаботинских переехала в Харьков перед войной. Трехлетний Леня почти не помнил села Успенка Харьковской области (ныне это Сумская область), где он родился и тяжелейшие годы немецкой оккупации Харькова.
Послевоенное время, на которое выпало детство и юность Лени, тоже были нелегкими. Отец Иван и мать Ефросинья работали на тракторном заводе, который выделил на семью из 5 человек (в семье была еще бабушка и брат Владимир) одну комнату размером 14 квадратных метров.
Отец поощрял сыновей к увлечению спортом, сам был спортсменом-любителем. Леня рос высоким и худощавым мальчиком, поэтому было удивительно, что он выбирал тяжеловесные виды спорта. Послушав совет отца, он записался в секцию по метанию диска и толканию ядра. Папу выбор сына обрадовал и маленький Леня получил от отца в подарок спортивный велосипед. В то время это была роскошная вещь, и мало кто из подростков ее имел.
Юноша ухватил за рога и сильно дернул вперед, так что бык приземлился на колени. С досады он заревел, вырвался, и пустился наутек. Так по округе распространилась молва, что внук деда Жаботинского так усмирил быка, что тот больше ни на кого не нападает.
После семилетки Леонид в 1952 году устроился на завод, где работали его родители. Он стал учеником токаря. Обучающий его мастер был на общественных началах тренером по боксу и пригласил Леонида в свою секцию. На этом поиски спортивного кредо Леонид не закончил. Ему очень нравилось наблюдать за тренировками тяжелоатлетов, и он начал посещать третью секцию.
Но работать и тренироваться в трех видах спорта, даже при трудолюбии и терпении настырного паренька, было изнурительно. Нужно было фокусироваться на чем-то одном. Каждый тренер подталкивал его к выбору именно своего вида спорта. Преуспел в этом наставник Михаил Светличный, который повел своих подопечных на выступление известных тяжелоатлетов на стадионе ХТЗ. Юного Леонида поразили выступления первого отечественного чемпиона мира Григория Новака, чемпионов Европы Марка Рудмана и Федора Осыпа. Чаша весов склонялась в сторону занятий штангой, но он еще продолжал тренироваться на трех фронтах, и начал принимать участие в соревнованиях разного уровня.
Первые хорошие результаты Жаботинский показал в 15 лет на областных соревнованиях общества «Торпедо», набрав в жиме, рывке и толчке 170 кг при собственном весе 82,6 кг. На Всесоюзной спартакиаде профсоюзов в Москве он был самым молодым толкателем ядра. О нем написала одна из московских газет, когда его снаряд, кинутый на 13 метров, укатился и сбил отметку всесоюзного рекорда. Журналист предрек, что Леонид превзойдет это достижение, и оказался прав. Первое звание мастера спорта в толкании ядра Жаботинский получил в 16 лет, отстояв бронзу в чемпионате Украины 1954 года. После этого Жаботинский решает посвятить себя тяжелой атлетике.
Упорство и настойчивость юноши поистине удивляют. Работа, несколько тренировок в неделю, до 18 лет учеба в вечерней школе, подготовка к поступлению на заочное отделение факультета физического воспитания Харьковского педагогического института имени Григория Сковороды. Он поступает, добавляются лекции и сессии. Пределом мечтаний тогда было получение звания мастер спорта. Жаботинский продолжает тренироваться у Михаила Светличного, набирает вес 90 кг, и показывает неплохие результаты. В 19 лет на чемпионате Украины он занял третье место, подняв в троеборье 415 кг.
Читайте также: Юрий Поярков – харьковская «катапульта», изменившая мировой волейбол
На первенстве страны в Донецке 1958 года Леонид заявил о себе, как об очень перспективном спортсмене с хорошо отшлифованной техникой штангиста. Штангист Алексей Медведев, завоевавший золотую медаль впервые обратил внимание на молодого Жаботинского, который набрал в троеборье 440 кг, что соответствовало норме мастера спорта. После выступления на чемпионате по тяжелой атлетике Харьковской области Жаботинский получает это звание.
Леня так гордился победой, что, не дождавшись положенного ему значка, попросил такой же у тренера и прикрепил его к пиджаку. Пришлось в сырую и холодную погоду не застегивать плащ, но зато встречные видели – это мастер спорта!
У молодого Жаботинского были и такие победы, о которых на его малой родине жива молва до сих пор. Приехал он в родное село погостить у дедушки, и узнал, что в стаде коров есть очень хулиганистый бык. Выйдя как то во двор, он увидел, что все люди кинулись врассыпную с криками: «Бык, осторожно! Может поднять на рога!» Любопытный Леонид вышел посмотреть на угрозу, а бык помчался прямо на него. Юноша испугался, но среагировал, ухватил за рога и сильно дернул вперед, так что бык приземлился на колени. С досады он заревел, вырвался, и пустился наутек. Так по округе распространилась молва, что внук деда Жаботинского так усмирил быка, что тот больше ни на кого не нападает.
В 21 год Леонид после победы на республиканских соревнований в Запорожье встретил будущую жену Раису. Он с другом решил посетить концерт Тарапуньки и Штепселя, но все билеты были проданы. Друзья с трудом уговорили администратора вынести им приставные стулья. Так волею случая Леонид оказался в девятом ряду рядом с очень красивой девушкой. С этой встречи и первого свидания родилась их любовь. Много лет спустя Жаботинский рассказал эту историю Юрию Тимошенко и Ефиму Березину. Те повеселились и заставили «обмыть» событие, в котором они невольно стали сватами.
Вскоре Жаботинский вновь пересекся с Медведевым на спортивной базе в Тарасовке, где спортсмены сборной готовились к соревнованиям на приз столицы. Оба были настроены на рекорды: Медведев планировал превзойти американца Норберта Шемански, а Жаботинский – побить всесоюзный рекорд в рывке.
В беседе с Алексеем Леонид предположил, что рекорд страны – маловажная деталь по сравнению с мировым достижением, и что не стоит на него тратить силы. Алексей заметил, что тому надо усовершенствовать систему тренировок, увеличить и просчитывать нагрузки, психологически настроиться на более близкие победы, ведь его соперник Юрий Власов очень быстро увеличивал покоренный вес. Став впоследствии тренером сборной СССР, в которой Жаботинский тренировался с 1963 года, он помог осуществить эти задумки. А пока молодой спортсмен старался следовать этим советам, и в 23 года на чемпионате СССР стал вторым, улучшив свой суммарный результат до 500 кг. Но Власов на 50 кг обошел его, и это было невероятно много.
К этому времени семья Жаботинских получила квартиру в престижном совминовском доме в Киеве, ключи от которой Леониду фактически вручил руководитель Украинской республики Владимир Щербицкий. Но участь спортсмена – бесконечные сборы, отъезды на соревнования, длительное отсутствие. Жена Раиса ждала ребенка, и ей некому было помочь. Однажды, когда муж был на сборах, Рае стало плохо, и она уехала в Запорожье, где жила ее мама. Семья Леонида поселилась здесь на многие годы. Старший сын Руслан родился в 1962 году, а младший Вилен – через 7 лет.
На соревнованиях тяжеловесов в Хельсинки во время VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Леонид Жаботинский стал победителем. Эту победу отметили, предоставив путевку на круиз на теплоходе «Грузия». В поездке он знакомится с первым космонавтом Юрием Гагариным и певцом Муслимом Магомаевым. В многократных беседах Гагарин удивлялся, как может Жаботинский поднимать такие тяжести, а Леонида поражало то, как интересно и трудно стать первым в мире человеком, побывавшем в космосе.
Читайте также: «Найди себе бабу с большими сиськами»: легендарный тренер «Металлиста» Евгений Лемешко
В 1963 год Леонид стартовал своим первым мировым рекордом в рывке – 165 кг. На чемпионате мира в Стокгольме он завоевывает бронзовую медаль.
В следующем году Жаботинский становится чемпионом страны. Его наградили не только титулом и медалью, но и машиной «ЗАЗ», которую подарил запорожский автомобильный завод «Коммунар». Заводчане постарались адаптировать авто под вес и рост Жаботинского: укрепили подвеску, убрали переднее сидение водителя, чтобы богатырь смог втиснуться в салон. Примечательно, что Жаботинский легко поднимал, переставлял, и даже переносил «Запорожец», если вдруг тот застревал на бездорожье.
Леонид был рад и такому подарку, ведь тогда не было принято баловать спортсменов миллионными гонорарами. Позже Жаботинский имел более престижные машины, любил лихую езду и даже выступал в международных ралли.
Токийская Олимпиада 1964-го года стала неожиданным триумфом Леонида Жаботинского. Главным ее событием стало соперничество олимпийского чемпиона Юрия Власова и молодого рекордсмена Жаботинского. О поединке этих спортсменов написано много и по-разному. Одни писали, что Леонид победил не только благодаря хорошей подготовке, но и хитрости, которую они придумали с тренером Медведевым. Тренер досконально изучил характер, особенности тренировок, возможности Власова, ведь этот дерзкий спортсмен столкнул его с олимпийского пьедестала. Поэтому мотивация к победе была очень сильна, как у Медведева, так и у его подопечного. Претенциозными были и заявления Жаботинского, который уверял, что собирается выжать 190 кг, «и тогда Власову – конец!».
В переполненном спортивном зале «Сибайя» ожидали напряженную борьбу между двумя сильнейшими американцами Норбертом Шемански и Гарри Губнером и двумя нашими тяжеловесами. Американцы очень быстро отстали, и Власов уверенно лидировал, выжав рекордные 197,5 кг, а Жаботинский только со второго подхода взял 187,5 кг. В рывке вновь победил Власов, и окружающие были уверены, что победа уже свершилась. Решив ее закрепить, Юрий самоуверенно пошел на новый мировой рекорд в толчке, и не осилил.
По-иному повел себя Леонид, что дало основания назвать его поведение «ходом Жаботинского». Он, как мог, показывал, что отказывается претендовать на чемпионское звание, и снизил вес в толчке для первой попытки до 200 кг, а вторая попытка ему не удалась. С учетом того, что Леонид был тяжелее соперника на 18 кг, ему следовало толкнуть на 2,5 кг больше, чем одолел Юрий. И он с третьей попытки установил новый мировой рекорд – 217,5 кг, который принес ему титул олимпийского чемпиона.
Как вспоминал легкоатлет, он собрал все свои силы, был «на подъеме», поэтому удивительно легко толкнул штангу вверх и, зафиксировав, держал ее над головой, пока старший судья лорд Стейт не дал команду опустить штангу. Но и тогда он не рискнул опустить, зная, что англичанин недолюбливал советских спортсменов, и боялся, что вес не засчитают. Стейт выпрямился во весь рост и громко повторил команду, – только тогда штанга полетела на помост.
Власов, как и все присутствовавшие, был ошеломлен. Впоследствии Жаботинский заявлял, что не было никакого расчета с его стороны, а только искреннее сочувствие к неудачам товарища по команде. Хотя многие увидели в его действиях разумную стратегию победы и стали смотреть на Жаботинского, как на интеллектуального спортсмена нового поколения. Но с тех пор между двумя чемпионами нарушились теплые приятельские отношения. Власов выбросил свою серебряную медаль в окно, а всем говорил, что победа соперника была случайностью.
Как не вспомнить пророческие слова Юрия Власова, которого после победы в чемпионате страны 1961 года молодой Жаботинский, радуясь за товарища, обхватил и торжественно снес с помоста. Тогда Юрий пошутил, что вот так же Леонид его из спорта вынесет. И это случилось красиво, так, что японские газеты назвали их поединок главным сюжетом Олимпиады, и утверждали, что тот, кто его не видел, не видел и Олимпиады.
Под занавес олимпийских соревнований произошел эпизод, который долго еще помнили и участники, и зрители. Неся перед нашей делегацией флаг страны, Жаботинский не преклонил его перед императором Японии, как того требовал протокол. Он объяснял это многими причинами и мыслями, которые возникли у чемпиона в тот момент. Во-первых, перед самой Олимпиадой он получил травму правого плеча, и боялся, что наклонив флаг, весивший 16 кг, не удержит на ветру правой рукой, а держать двумя руками ему не подобало.
Во-вторых, он, как сильнейший богатырь планеты, отказался от специального пояса с креплением для древка. В-третьих, его посетила дерзкая мысль, что не пристало флаг великой страны склонять даже перед императором. Как бы то ни было, но нарушение традиций принимающей страны выглядело неуважительно по отношению ко всем сторонам. Ему еще долго чиновники припоминали этот поступок, и даже наказали, вручив за престижную для страны победу вместо ордена Ленина орден Трудового Красного Знамени.
Интересно, что провожал советских спортсменов в Токио Никита Хрущев, а встречал сменивший его за время соревнований новый Генеральный секретарь компартии Леонид Брежнев. Одна из токийских газет в связи с такими политическими и спортивными событиями напечатала две пары фотографий: Брежнев и Хрущев, Жаботинский и Власов, и подписала, что параллельно пали глава советской страны и сильнейший человек мира. Леонид очень хотел привезти домой несколько экземпляров этой газеты, но не решился: время было непростое, власти могли истолковать неверно.
1964 год стал урожайным на хорошие события в жизни Жаботинского. Кроме завоевания титула олимпийского чемпиона, он выполнил нормативы на звание заслуженного мастера спорта и судьи международной категории. Еще он закончил обучение в пединституте, и после завершения спортивной карьеры планировал заняться преподавательской работой.
Следующие соревнования показали, что Жаботинскому не было равных. Как писала восхищенная пресса, он покорял рекорды не только легко, но и зрелищно. Имея высокий, как для штангиста, рост, приличный вес, он выглядел на помосте очень эффектно. Например, в 1967 году на товарищеской встрече в Софии он удивил всех новым мировым рекордом – 590 кг! И зрители видели, что он поднимал вес далеко не на пределе своих сил, ожидая, что не за горами покорение 600 кг.
Следующим этапом была Олимпиада в Мехико (1968), где Леонид отстоял свое звание олимпийского чемпиона. Сделал он это без особого напряжения, обойдя серебряного призера бельгийца Сержа Рединга в сумме на 20 кг. Хотя украинскому спортсмену больше пытались противостоять американские тяжелоатлеты Джозеф Дьюба и Джордж Пикет. Спортивный зал «Инсурхентес» замер, когда богатырь Пикет, плача, покидал помост, получив нуль очков. Дьюб и Жаботинский выжали по 200 кг, но для американца это было его самое результативное упражнение, а в других видах он не смог догнать Леонида.
Казалось, спортивная карьера Жаботинского складывается наилучшим образом: он – двукратный олимпийский чемпион, чего ни один из «супертяжей» до него не достигал, 4 раза завоевывал звание чемпиона мира (1964, 1965, 1966, 1968), дважды становился чемпионом Европы (1966 и 1968), имел 5 золотых медалей чемпионатов страны (1964, 1965, 1967, 1968, 1969).
Олимпиаду в Токио он выиграл, служа в армии. Министр обороны маршал Родион Малиновский организовал прием, на котором чествовали олимпийцев. Во главе стола сидел маршал, по правую руку от него – Гагарин, а слева – Жаботинский.
Малиновский вручил Леониду погоны лейтенанта, и предложил остаться на службе в вооруженных силах, род войск которых он мог выбрать сам. Маршал Гречко подсказывал, что хорошо бы выбрать сухопутные войска, а Гагарин – воздушные силы. Так Жаботинский оказался в одних войсках с Гагариным. Вся дальнейшая его спортивная судьба связана со Спортивным клубом Армии (Киевским, Запорожским, Одесским). Командующий Одесским военным округом настоятельно рекомендовал ему окончить военное училище, и в 1970 году Леонид получает диплом Одесского артиллерийского училища.
Но судьба часто непредсказуема. Во время чемпионата мира по тяжелой атлетике в Варшаве упражнение в рывке Жаботинскому пришлось прекратить из-за пронзительной боли в спине. Осмотр врачей показал, что в лоханке почки сформировался значительный камень, и предстояла операция. Очень профессиональный киевский хирург Борис Гехтман прооперировал пациента, но операция была непростая: разрез тела длиной 34 см, сломанные ребра и надрыв почки для того, чтобы быстрее шло заживление.
Спортсмена ожидали четыре непростых года реабилитации, но он верил, что еще выйдет на помост. Его возвращение было триумфальным: победа в соревнованиях на Кубок СССР и новый рекорд мира в рывке – 183,5 кг! Он завоевал еще титул лучшего тяжеловеса в Европе, победил на Спартакиаде народов СССР, преодолел три мировых рекорда. Такое было под силу настоящему богатырю и очень упорному спортсмену!
В следующем году Леонид одолел уже свой последний рубеж – 185,5 кг в рывке на чемпионате армейских спортсменов страны. Его спортивная карьера закончилась из-за досадной случайности. На очередных сборах в Феодосии спортсмены развлекались игрой в волейбол, а призом была трехлитровая банка томатного сока. Леонид подпрыгнув, неудачно приземлил свои почти 180 кг веса на одну ногу, и повредил мениск. После операции по его удалению врачи были единодушны: надо уходить из активного спорта.
С этого времени до начала 90-х годов его деятельность была связана с Вооруженными силами страны: он тренировал сборную команду по тяжелой атлетике, возглавлял отдел единоборств в спорткомитете, четыре года служил военным советником на Мадагаскаре, а затем уволился в звании полковника.
В Киеве Жаботинский защитил кандидатскую диссертацию по педагогическому профилю, но с 1990 года жил и работал в Москве в различных высших учебных заведениях. Жаботинский получил звание доцента, профессора, трудился проректором одного из вузов. Написал о своем спортивном пути книги «Сталь и сердце», «На вершине Олимпа», учебные и методические пособия, статьи. Старший сын Руслан, вице-президент Федерации тяжелой атлетики Запорожской области, издал о нем книгу «Мой отец – Леонид Жаботинский». Оба сына Леонида стали мастерами спорта в тяжелой атлетике.
Связей с Запорожьем Жаботинский и его семья не обрывали. Еще в 70-е годы Леонид приложил немало усилий, чтобы в городе заработал спортклуб, детско-юношеская спортивная школа общества «Спартак», которая с 2010 года носит имя этого спортсмена. Город много лет проводит турниры по тяжелой атлетике на приз Жаботинского, развивает тяжелую атлетику и поддерживает спортсменов за счет благотворительного фонда, который учредил легендарный спортсмен. В родной город из шумной столицы на все лето постоянно приезжала жена Раиса.
Жаботинский был кумиром многих мальчишек и спортсменов со всего мира. Им восхищался известный актер и бывший губернатор штата Калифорния Арнольд Шварцнеггер, попросивший в 1965 году в Вене у него автограф, а спустя почти четыре десятилетия, пригласивший его вместе с сыном Русланом к себе в гости.
Президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге в 2005 году попросил разрешение сфотографироваться с «мегазвездой», как он назвал Леонида, и сообщил, что его бывший соперник Серж Рединг, и сосед Рогге по дому, продолжает его превозносить. Именно с Жаботинского нарисовали сечевого атамана для панорамы, установленной в музее города Запорожья. Жаботинский являлся почетным гражданином города Запорожье и Суэца в Египте.
Читайте также: Космонавты Харькова: жизнь и смерть на орбите
Леонид Жаботинский умер 14 января 2016, проведя перед этим около четырех месяцев в больнице Запорожья. Первопричиной стал перелом ноги, но затем последовали другие заболевания и сложная операция на кишечнике. Спортсмен похоронен на Первомайском запорожском кладбище. Мечту о преодолении суммарного веса 600 кг он не реализовал, но приблизил то время, когда этот рубеж был покорен в 1970 году другим спортсменом – Василием Алексеевым.
Светлана Лысенко