Мой Харьков

Кто такой академик Георгий Проскура, чьим именем названа улица поселка Жуковского в Харькове

Жизнь академика Георгия Проскуры была связана с Харьковом. В наши дни его именем названа улица в поселке Жуковского. Рассказываем, кем был этот выдающийся человек, всю жизнь любивший технику.

Стремился постичь секреты механизмов

Георгий Проскура был был в числе ведущих советских специалистов в гидромашиностроении и гидроаэродинамике, доктором технических наук, академиком, лауреатом государственных премий.

Георгий родился в многодетной семье Федора Проскуры 28 апреля 1876 в городе Смела, что сейчас в Черкасской области. Его отец был мелким чиновником в компании по производству кож и кожаных изделий. Сыну он запомнился как очень хозяйственный человек с большой силой воли.

Отец мог произвести хорошее впечатление не только благодаря высокому росту, мощному телосложению и басовитому голосу. Его решительность и твердость вызывали уважение. Он твердо решил, что дети получат хорошее образование и добился этого. В 19 лет его сын успешно окончил реальное училище в Елисаветграде, ныне Кропивницкий.

В то время такие училища были 6-7-классными. Не стоит удивляться, что их заканчивали не подростки, а юноши. Реальные училища не только давали среднее образование, но при более углубленном изучении естественных и математических предметов в них превалировала профессионально-техническая направленность. По окончанию реального училища все в семье поняли, что Георгий наиболее способный к наукам. Отец нашел средства, и отправил юношу в Императорское техническое училище в Москву (ныне МГТУ имени Н. Баумана), поскольку тот проявлял живой интерес к технике.

Студенческие годы еще больше подогрели страсть юноши к механизмам. Он стремился, постичь их секреты. Его другом стал будущий известный ученый и инженер-теплотехник Карл Кирш. Вместе они были активистами студенческого технического кружка, строили модели паровых машин, готовили к изданию лекции основателя теплотехнической школы профессора Василия Гриневецкого по паровым машинам.

Проскуру учили сильные преподаватели. Курс практической механики читал профессор Николай Жуковский, которого заслуженно считают отцом отечественной авиации. Практические занятия по этому курсу вел не менее известный ученый Сергей Чаплыгин. Георгий всю жизнь добрыми словами вспоминал своих учителей и старался равняться на них. После 6 лет учебы в училище он был выпущен с дипломом инженера-механика.

Западные турбины были вдвое мощнее отечественных

Ректор Харьковского технологического института Дмитрий Зернов был наслышан о способном инженере-харьковчанине от своих московских коллег, и пригласил его на преподавательскую работу. Год Проскура вел практические занятия по сопротивлению материалов в лаборатории. Ученый совет оценил старания молодого преподавателя и с января 1902 года его зачислили в стипендиаты Министерства народного просвещения для подготовки к званию профессора. Больше всего Георгий интересовался механикой жидкостей и газов, которая лежала в основе механизмов многих двигателей.

Он понимал, что ему не хватает практических знаний. Летом 1902 года его направляют в Ригу, где он знакомится с опытом заводов Мантеля и Перлица, специализирующихся на производстве гидротурбин. Но эти посещения его разочаровали, поскольку производство техники в Российской империи в то время было на довольно низком уровне. Да и технические параметры гидромеханизмов были незначительными по сравнению с западноевропейскими. Мощность импортных гидротурбин была более чем в 2 раза больше, чем отечественных. Это дало основание просить директора института о заграничной двухгодичной научной командировке, которую ему предоставили с сентября.

Швейцария славилась своими промышленными заводами по изготовлению различных механизмов, поэтому Георгий решил ознакомиться с теорией и практикой строительства гидротурбин в этой стране. Знания по гидродинамике он углубил на лекциях профессора Цюрихского политехнического института Ф. Пражеля, а на предприятии «Escher Wyss» его познакомили с производством гидравлических систем, паровых двигателей, систем охлаждения, и особенно новинок – паровых турбин для тепловых электростанций, кораблей и локомотивов.

Обвинения в плагиате и первые успехи

По возвращению в Харьков в начале 1904 года Георгий Проскура вновь занялся преподаванием и подготовкой диссертации. Однако вскоре он почти на два года покинул полюбившийся институт и наш город. Произошло это в результате так называемого «шиллерского инцидента», случившегося в марте 1904 года. Так называют противостояния между демократически настроенными студентами и преподавателями института с ректором Николаем Шиллером.

Ректор вызвал полицию для разгона демонстрации студентов-технологов, поддержавших выступление студентов университета. Несколько студентов исключили из института. Группа преподавателей (среди них и Георгий Проскура) в знак протеста против действий ректората покинула учебное заведение. Так на время прервалась многообещающая карьера молодого ученого.

Спустя несколько месяцев Проскура переезжает в Петербург, и устраивается там инженером-конструктором на судостроительный завод, где ему предстояло проектировать и контролировать процесс создания паровых механизмов для судов.

После революционных событий 1905-1906 годов, приведших к некоторой либерализации в образовании, и переводе ректора Шиллера на должность члена Совета министра народного просвещения, Георгий Проскура в декабре 1906 года возвращается работать в Харьковский технологический институт. Отныне его научная судьба была связана с этим учебным заведением. Ему, как ассистенту кафедры теоретической механики, доверили читать курс черчения и руководить проектами по устройству гидроагрегатов.

Имеются документы, согласно которым Ученый совет института несколько раз рассматривал характеристику Проскуры как ученого, склонного к плагиату. Но, видя его потенциал, молодому ученому дали шанс себя проявить. Георгий Проскура плодотворно трудился. Начиная с 1908 года, он издал научные книги о водяных турбинах, регулировании хода машин двигателей. Его монография по гидродинамике водяных турбин 1909-го год была единственной по этой проблеме, напечатанной на русском языке. Ее содержание стало основой учебного курса, читаемого Проскурой, многие положения которой актуальны и сегодня. Например, изобретенный им метод отображения на чертежах лопастей турбин.

Глубокое понимание устройства и способа действия паровых турбин сделало Проскуру одним их ведущих специалистов в этой отрасли. Ректор Высшего технического училища в Москве пытался привлечь своего выпускника к преподаванию, но даже после согласования его перевода с руководством ХТИ, Георгий Проскура не захотел покидать Харьков.

Здесь его карьера развивалась быстрым темпом. Он получил должность адьюнкт-профессора, до 1914 года издал еще три книги, две из которых посвящены гидравлике, а одна – водяным турбинам, принял участие в подготовке «Народной энциклопедии научных и прикладных знаний».

В январе 1914 года Проскуру назначают руководителем гидравлической лаборатории, и он с энтузиазмом принимается за формирование ее основ. За два года была создана материальная база, состоящая из очень важных приспособлений: насосов разного назначения, канала определения скорости потока, паровой турбины и других инструментов. А установленный гидротурбинный стенд открытого типа был большой редкостью.

Гидравлическая лаборатория позже была преобразована в кафедру гидравлических машин, которой Проскура заведовал более 40 лет.

Первый пропагандист авиации

Второе направление, которым занимался Георгий, было связано с новым тогда направлением – воздухоплаванием. Им он интересовался еще со студенческих лет.

Как ученый, Проскура видел, что в динамике движения жидкости и газа есть много общего. Но это направление не было разработано ни теоретически, ни практически. Поэтому Георгий начал с малого. В 1910 году он организовал аэросекцию студенческого научно-технического общества и начал одним из первых в городе активно пропагандировать воздухоплавание.

Студенты собирали информацию о конструкциях и особенностях полетов самолетов, строили их модели. В 1915 году Георгий Проскура вместе с активистами построил аэродинамическую трубу закрытого типа, которая имела диаметр 1 метр, а мощность двигателя 100 кВт. Ее использовали для постижения законов движения твердого тела в потоке воздуха. Это было единственное такое приспособление в Украине. Во всей Российской империи их было всего три. Первое соорудил Константин Циолковский в Калуге, а второе – Николай Жуковский в Москве.

Для этого механизма отвели большое помещение, где аэросекция также разместила свою коллекцию моделей самолетов. Параллельно Георгий Проскура подготовил и стал преподавать факультативный курс по воздухоплаванию.

Деятельность Георгия Проскуры и студентов ХТИ стала истоком зарождения воздухоплавания, авиапромышленности и соответствующего направления образования в Харькове, а вскоре в институте открылась новая авиационная специальность.

Очень часто первый

В советское время Георгий Проскура продолжил свои труды на кафедре, которая с 1922 года была перепрофилирована в кафедру гидромеханики и авиации. При кафедре начали создавать аэродинамическую лабораторию.

Кроме заведования кафедрой Проскура некоторое время работал проректором ХТИ и деканом механического факультета. Он одним из первых в стране ввел профессиональную подготовку по новой специальности инженеров гидромашиностроения, первый выпуск которых (всего 5 человек) был в 1925 году. За весомые достижения его в 1929 году избирают академиком Академии наук Украины. И он оправдывал это звание, разрабатывая и внедряя инновации.

Так, он не только впервые в мировой науке обосновал теорию пропеллерных насосов, но и руководил проектированием первого образца. В 1932 году Проскура предложил установить такие насосы на канале Москва-Волга, где нужны были очень мощные агрегаты. И хотя было много скептиков, авторитет Проскуры победил. Ему пришлось проектировать новый тип насосов и организовывать их производство на московском компрессорном заводе «Борец». И это нововведение себя полностью оправдало.

Развитие электрокоммуникаций, нефтяной, газовой, угольной промышленности требовали все более совершенных турбин, насосов, других агрегатов. Проскура выдвигает инициативу о создании в Харькове Института энергетики АН УССР, и когда он был открыт, стал заведовать отделом гидродинамики.

Георгий Проскура стал одним из организаторов и руководителем созданного в Харькове Общества воздухоплавания и авиации Украины и Крыма. Он редактирует научный журнал «Воздушный флот», а со студентами проектирует уже не модели, а действующие планеры. В 1923 и 1924 годах на Всесоюзных соревнованиях по планеризму в Коктебеле хорошо себя зарекомендовали три планера, построенные ими в мастерских нашего города.

Еще одним нововведением Проскуры стало исследование применения энергии ветра через ветросиловую станцию. Такие установки были построены по разработке его учеников.

Когда в 30-х годах от ХТИ отделили несколько дочерних институтов, было решено оставить авиационный институт в Харькове, поскольку благодаря трудам Проскуры и его сподвижников здесь была материальная база и подготовлены кадры. Академик Георгий Проскура читал лекции по экспериментальной аэродинамике и они пользовались большой популярностью среди студентов и специалистов. Когда группа студентов под руководством Иосифа Немана проектировала самолеты ХАИ-1 и ХАИ-2, академик был их консультантом по всем тупиковым вопросам.

Его интересовали все новые и новые проблемы, встающие перед развивающейся техникой, и многие он рассматривал первым в отечественной науке. Это были вопросы реактивного движения газов и жидкостей при больших скоростях, вопросы кавитации, при которой на лопастях турбины образуются воздушные пузырьки, разрушающие ее. Ему удалось разработать методику изучения этого явления с помощью ультразвука и найти пути уменьшения силы его воздействия. По его предложению была открыта кавитационная лаборатория, с которой он сотрудничал до конца своей жизни.

Вел беседу по-сократовски

На время немецкой оккупации Институт энергетики эвакуировали на Урал, и в ближайшие годы он претерпел ряд реорганизаций. Отдел, которым руководил Проскура, стал Лабораторией быстроходных машин и механизмов.

По возвращению из эвакуации институт перебазировали в Киев, и разделили его на два: Институт теплоэнергетики и Институт электромеханики (1943). Но академик мечтал вновь жить в родном городе, и когда его Лабораторию объединили с филиалом Института теплоэнергетики, он смог вместе с новой структурой сюда вернуться.

Здесь, в центре турбомашиностроения, его деятельность была очень востребована как в институтах, так и на промышленных предприятиях, где нуждались в проектных разработках или консультациях. Широкая техническая эрудиция, практический опыт подкреплялись удивительной интуицией, которая помогала ему выявить скрытые недостатки механизмов и подсказать возможности их устранения.

Широкий технический кругозор позволял правильно выбирать направления исследований и их внедрения. Он первым заявил о необходимости разработки оборотных гидромашин, совмещавших функции турбин и насосов, продвигал идею проектирования турбины с горизонтальным валом, в деятельности своей лаборатории использовал первые ЭВМ. В целом, деятельность академика Проскуры стала основой для создания в нашем городе ведущей в стране научно-технической школы разработки гидроустановок. За многие достижения он удостоен высоких государственных наград, среди которых два ордена Ленина и орден Трудового Красного Знамени.

Современники отмечали умение академика вести беседу «по-сократовски» – в нужном направлении, внимательно слушая других, и ставя такие наводящие вопросы, которые подводили собеседника к его самостоятельному решению. Это качество окружающие в нем очень ценили. К сожалению, в открытой печати нет сведений о его личной жизни и семье.

Георгий Проскура скончался 30 октября 1958 года. Он похоронен в Харькове на кладбище № 2. Его имя носит улица в нашем городе, на которой находится современный аэрокосмический университет.

Кафедра гидромашин бывшего ХПИ названа его именем, а на здании института установлена памятная доска. Академией наук Украины учреждена премия им. Г. Проскуры (1974). Но главное – в нашем городе продолжает развиваться гидромашиностроение и авиастроение, в которые вложил творческую энергию и силы академик.

Светлана Лысенко

Exit mobile version