Крупнейшие бизнесмены Харькова: Максимилиан Гельферих

15:50  |  06.07.2020
Максимилиан Гельферих

Для Максимилиана Гельфериха Харьков стал родным городом. Бизнесмен немецкого происхождения стал одним из самых успешных украинских предпринимателей 19 века и прославился, как щедрый благотворитель.  

Немецкий юноша переезжает в Харьков

Вюртенберг

  родился в 1828 году в немецком королевстве Вюртенберг. Когда ему исполнилось 22 года, юноша отправился в поисках лучшей жизни в Харьков.

Неизвестно, почему он приехал именно в наш город, может быть, потому, что немецкая община, обосновавшаяся у нас еще с начала 19-го века, принимала земляков радушно и имела работу. Например, немцы строили старые здания Харьковского университета.

Обосновавшись в Харькове, Гельферих в 1853 году занимает выгодную должность заведующего складом в харьковском филиале одесской фирмы «Беллино-Фендерих». Фирма как раз переориентировалась с торговли посудой и галантереей на продажу сельскохозяйственных машин. Обладавший природной смекалкой Максимилиан сразу понял, какую прибыль может принести внедрение европейской техники в еще крепостническое сельское хозяйство, которым по старинке управляли помещики, в основном неэффективно.

О личной жизни Максимилиан имеются скудные сведения. В 1868 году он женился на двадцатичетырехлетней прелестной девушке Жозефине Саде (1844-1894 годы), внучке хозяина торговой фирмы «М. Саде».

Эта семья французских эмигрантов обосновалась в Харькове в 1830-е годы, и занимались торговлей «модной» и другой продукцией. Это был не только выгодный брак для молодого предпринимателя, но и союз двух любящих сердец. Жозефина стала вдохновительницей деяний мужа, его надежным тылом и опорой. Муж трепетно, с любовью и уважением относился к своей избраннице. Детей у них не было, поскольку его жена страдала неизлечимой болезнью. Братья Гельфериха Альберт и Герман тоже обосновались в Харькове, занимались предпринимательством, оба здесь и умерли.

Через несколько лет после отмены крепостного права в стране резко возросла потребность в сельхозмашинах. Бывшие помещики, лишенные дармового труда, живо интересовались техническими новинками в сельском хозяйстве.

К этому времени Максимилиан заработал определенный капитал, породнился с известными купцами, обзавелся связями, и в 1869 году открыл торговую фирму по сбыту зарубежной сельхозтехники.

Читайте также: «Трудом возвышаюсь»: сахарный магнат Иван Харитоненко

Крупный капиталист

Харьков

Гельферих становится официальным представителем в Харькове английской фирмы «Клейтон и Шуттльворт», немецкой «Сакк и Экперт», американской «Джонсон и Гарвейст». Гельферих располагал офисом и складом своей фирмы в Харькове и быстро открыл филиалы в нескольких крупных городах страны. Капитал Гельфериха рос. Он приобретает хорошую репутацию в деловых кругах Харькова и становится временным купцом второй гильдии. Временным — потому что не отказывается от немецкого подданства.

В 1874 году Гельферих расширяет торговлю импортной техникой, организовав вместе с купчихой Марией Гиндермейер-Саде, более крупную фирму «Гельферих-Саде». Он руководил этой фирмой всю жизнь и смог обеспечить ей успех и процветание.

Иногда сам Максимилиан, чтобы выгодно продемонстрировать причастность к известной купеческой семье, подписывался двойной фамилией Гельферих-Саде. В дальнейшем именно его деятельность придала этой фамилии новый блеск и известность. В 1875 году для фирмы возводят на территории современной площади Восстания (в то время – Конная площадь) двухэтажное здание склада с большими площадями.

У Гельфериха созревает идея открыть завод, чтобы не покупать технику за границей, а производить ее на месте. В 1878 году рядом со складом появляется кузнечно-слесарная мастерская для ремонта заграничной техники, имеющей изъяны. В 1880 году она пополняется чугунолитейной мастерской с паровой машиной, которая была в городе в новинку.

Видя возможности расширения деятельности и имея финансы, он в 1881 году ищет поддержки властей Харькова для плана строительства чугунолитейного завода. После высокого одобрения дело идет быстрее. Гельферих строит чугунолитейный цех, меднолитейную печь, вагранку, камеры для сушки продукции и подсобные помещения. Через год 60 рабочих и инженеров (в основном иностранцы – немцы и англичане) изготовляют первые партии продукции: плугов, культиваторов, сеялок, веялок, прессов и т. д.

Через 3 года персонал завода составил 107 человек, а накануне первой мировой войны – 1500, что сделало завод крупнейшим в Харькове. После становления технологических процессов здесь ежегодно выпускалась продукция на сумму около 3 миллионов рублей.

Производство расширяется. В конце 1880-х годов к заводу присоединяется мощная торгово-промышленная фирма семьи Саде, что способствует наращиванию возможностей. Дополнительно открываются мощности в других городах страны.

В 1895 году Максимилиан вместе с родственниками создает акционерное «Товарищество Гельферих-Саде», которое имело уставной капитал 1 250 000 рублей. Увеличивается перечень производимой сельхозтехники, растут объемы продаж зарубежной продукции. И хотя в Харькове существовали еще два небольших предприятия-конкурента (фабрика сельхозмашин Эрнесте Мельгозе и завод мельничных и других механизмов Бельгийского товарищества), новое Товарищество стало лидером в машиностроении сельхозтехники не только в Харькове, но и в южных регионах Российской империи.

В 1903 году акционеры Товарищества купили завод Бельгийского товарищества, а в 1907 году объединенное предприятие перекочевало в здание бельгийцев по Корсиковской улице. Сегодня здесь находится завод «Серп и молот». Это название в 1923 году большевики дали национализированному «Товариществу Гельферих-Саде» и объединенной с ним фабрике сельхозмашин Эрнесте Мельгозе.

Условия труда на предприятиях Гельфериха были такими, как и во всей стране: рабочий день по 14 часов, использование дешевого труда подростков, нарушение санитарных и технических норм, слабое медицинское обслуживание рабочих. На весь завод имелся только один фельдшер. Однако в первых забастовках 1990-х годов рабочие «Товарищества Гельферих-Саде» не участвовали, что свидетельствовало об относительном благополучии их положения.

Когда рабочие все-таки вышли на известную городскую маевку 1900 года, Гельферих попытался как-то облегчить их участь. Он выдал бонус в форме акций предприятия по 1000 рублей для 120 мастеров, начальников цехов и рабочих, долгое время трудившимся на заводе. Это сделало часть работников акционерами Товарищества.

В Харькове было создано «Общество взаимного вспоможения занимающимся ремесленным трудом», которое консолидировано выдвигало экономические требования рабочих. Гельферих был одним из его основателей. Он также учредил вспомогательный фонд для рабочих, который помогал нуждающимся семьям, потерявшим кормильца, вдовам, сиротам, и внес в его кассу 50 000 рублей. Все это настолько снизило рабочие протесты, что впоследствии советские историки даже обвиняли Гельфериха в подрыве рабочего движения.

Гельферих успешно представлял свою продукцию на сельскохозяйственных выставках страны. Первая выставка состоялась в Харькове в 1887 году. Четыре года (1887-1891) он, как опытный и знающий промышленник, активно представлял биржевое сообщество города в правительственной комиссии по разработке нового законодательства о таможенных тарифах на ввозимую продукцию. Он участвовал в культурной деятельности: был одним из руководителей Харьковского музыкального общества, входил в правление отделения Красного Креста, в советы многих благотворительных обществ, в том числе Германского Благотворительного общества.

Читайте также: Леопольд Кёниг: история «сахарного короля» Харьковщины

Щедрый благотворитель

Харьков

Гельферих отличался порядочность и щедростью. Историкам не удалось подсчитать всех сумм, которые меценат направил на благотворительность. Можно сказать, что именно Максимилиан Гельферих заложил в Харькове гуманные основы социальной политики.

Вот несколько его крупных пожертвований. Для открытия в 1888 году Коммерческого училища Гельферих пожертвовал 12 тысяч рублей. В 1895 году для устройства «Приюта для неизлечимо больных, без различия звания, вероисповедания и состояния» имени доктора В. Франковского он жертвует 5 тысяч рублей и усадьбу площадью 1200 квадратных саженей. В 1896 году для Вознесенской женской гимназии немецкой общины жертвует 1500 рублей; в 1899 году для «Общества попечения о больных детях» – 6000 рублей.

Одно из основных его благодеяний – предоставление участка по улице Старомосковская и 100 000 рублей для строительства больницы «Женская помощь». Гельферих завещал назвать больницу именем своей жены. Уже будучи очень больным, он старался контролировать строительство. Больница получила имя, но не Жозефины, а самого Максимилиана. После Октябрьского переворота это имя было у нее отобрано, и только в 2003 году возвращено учреждению, которое называется родильный дом № 2 (Московский проспект, дом 145/2). Память об основателе и меценате отражена в мемориальной доске, установленной на здании бывшей больницы.

В своем предсмертном завещании Гельферих оставил большие пожертвования медицинским, образовательным, культурным заведениям и различным обществам (в общей сложности 16 учреждениям).

Стоит перечислить средства для студенческих именных стипендий Харьковскому университету, технологическому институту (ныне НТУ «ХПИ»), ветеринарному институту, коммерческому, реальному и ремесленному училищам.

Гельферих выделил 20 тысяч рублей Обществу распространения грамотности в народе для строительства школы имени Жозефины Гельферих-Саде в районе Конной площади. Много средств он завещал родной для него евангелическо-лютеранской общине и 17 ближайшим и далеким родственникам. Последние добрые слова в завещании этого незаурядного человека были о стране, где он «беспрестанно работал», с которой связаны лучшие годы его жизни, и с которой он прощался с «чувством любви и благодарности».

Читайте также: Кто управлял Харьковом в ХІХ веке: Топ-10 градоначальников

В августе 2019 года в Харькове был установлен памятник крупнейшему предпринимателю и меценату 19-го века Максимилиану Гельфериху на Максимилиановской улице (ныне Ольминская). Так Харьков возвращает память о людях, которые способствовали его процветанию.

Светлана Лысенко

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Оставьте комментарий

*

  1. g28 18:44 | 07.07.20

    Насколько я знаю, роддом №2 там был все это время ДО НЕДАВНЕГО ВРЕМЕНИ. И Гельферих завещал не только назвать его фамилией жены, но и сохранить его профильность — как РОДДОМ ( женский дом). И это соблюдалось все «переломные годы» советской власти. Но вот пришла НЫНЕШНЯЯ власть, и ВПЕРВЫЕ роддом оттуда съехал. И там сейчас НЕТ никакого лечебного учреждения. Я так понимаю, что мер города и его «родственница по крови» герцен ( главный врач роддома) — решили кинуть память о великом меценате? И там будет что-то выгодно-коммерческое?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: