Как в 1902 году террористы провалили покушение на харьковского губернатора Ивана Оболенского

9:16  |  22.09.2020
Террористы-эсеры

Утром 30 июля 1902 года главной новостью газет Харькова стало известие о покушении на харьковского генерал-губернатора князя Ивана Оболенского. В чиновника стреляли из пистолета, он получил ранение, он остался жив. Спастись князю удалось только благодаря храбрости жены председателя губернской управы Ольги Гордиенко и нерасторопности самих убийц.

Новый генерал-губернатор и валковские крестьяне

Князь Иван Оболенский

В 1881 года князь Иван Михайлович Оболенский вышел в отставку в звании генерал-адъютанта военно-морского флота Российской империи. С 1897 года он назначен генерал-губернатором Херсонской губернии, где запомнился как укротитель антиеврейских беспорядков. В 1902 году князя перевели в Харьков, куда он переехал вместе с херсонским полицмейстером Клавдием Бессоновым.

Новый губернатор начал правление с подавления бунта крестьян Валковского уезда. Весной 1902 года в нем участвовало до 40 тысяч человек. Вместе с селянами соседней Полтавы валковцы ограбили 105 усадеб помещиков, но войска под управлением Оболенского разгромили бунтарей. 836 крестьян попали в тюрьму. Возмещение 800 тысяч рублей убытков, понесенных помещиками, царь Николай II возложил на сельские общины.

Во время разгрома бунта солдаты практически не использовали оружие, а пользовались нагайками и плетями. «За энергию, выказанную при прекращении беспорядков в Валковском уезде» князь Оболенский получил орден Святого Владимира 2-й степени. Участие в разгроме восстание не добавило новому генерал-губернатору народной любви.

Среди харьковской интеллигенции он также популярностью не пользовался. Один из первых указов Оболенского – превращение здания харьковского Народного дома, который строили на деньги горожан в пожарное депо. Начало ХХ века в Российской империи — горячее время и такая неоднозначная фигура, как князь Оболенский стала мишенью для террористов-социалистов.

Читайте также: За что сын купца Григорий Гольденберг убил харьковского генерал-губернатора Кропоткина

Четыре выстрела в саду «Тиволи»

Террористы-эсеры

Сад «Тиволи», который и сегодня находится между Коцарской и Благовещенской улицей пользовался популярностью у харьковской элиты. Здесь работали буфеты, был выкопан пруд, построены беседки, проведено газовое и электрическое освещение. Центром культурной жизни сада был двухъярусный театр на 52 ложи. Вечером 29 июля 1902 года на представление в «Тиволи» прибыл и генерал-губернатор Оболенский.

В 22 часа спектакль закончился, и Иван Михайлович решил прогуляться по саду в сопровождении высоких харьковских чиновников. Неожиданно с расстояния нескольких шагов неизвестный человек начал стрелять в спину князя. Первая пуля оцарапала шею жертвы, а вести прицельный огонь убийце помешала жена губернатора харьковской земской управы Ольга Гордиенко, которая схватил террориста за руку, державшую револьвер.

Вторая пуля ушла в небо. Подоспевшая помощь повалила стрелка на землю, но он успел сделать еще два выстрела и ранить Оболенского в ногу. Осмотр врачей показал, что ранения жизни жертвы не угрожают. Пули имели распилы, в которые засыпали яд-стрихнин, покрытый восковой пленкой. Но яд оказался просроченным. Князь Оболенский выжил, а Гордиенко получила золотую медаль за спасение человека.

Царский палач

Шлиссельбургская крепость

Стрелка удалось взять живым. Им оказался киевлянин Фома Корнеевич Качура, представляющий боевую организацию социалистов-революционеров. В кармане террориста полицейские нашли листок бумаги. На нем он написал, что за расправу над крестьянами приговаривает князя Ивана Оболенского к смерти. Стрелял киевлянин из браунинга, на котором было написано «За пролитую крестьянскую кровь. Боевая организация. Смерть царскому палачу».

Качура был пролетарием и руководство организации решило, что он и должен мстить за преступления власти по отношению к трудовому крестьянству. Координатором стрелка стал некий Григорий Гершуни. В Российской империи было право на свободное ношение оружия, и террорист купил браунинг и 50 патронов в магазине «Спорт». 9 августа на станции Дергачи Гершуни передал Качуре приговор Оболенскому, вынесенный старшими товарищами из организации.

За своей преступление Фому Качуру приговорили к смертной казни, но император Николай II заменил наказание на пожизненное заключение. Оставить убийцу живым просил сам князь Оболенский. Через год тюрьмы в Шлиссельбургской крепости Качура пошел на сотрудничество со следствием. В заявлении он раскаивался, что совершил покушение: «…в состоянии какого-то угара, созданного чтением революционной литературы и влиянием агитаторов».

Качура выдал своего координатора Григория Гершуни и лидера Екатеринославской революционной боевой организации Арона Вейценфельда. За сотрудничество со следствием каторгу ему заменили на десять лет ссылки в Сибири. В 1905 году срок сократили до четырех лет, а через год разрешили выехать в Архангельск.

Читайте также: «Кровавая Пасха» 1872 года: почему на улицах Харькова избивали полицейских и убивали горожан

Что касается Георгия Гершуни, то его сослали в Сибирь, откуда он сбежал и Швейцарию, где умер в 1907 году.

Павел Брагин

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Метки:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: