«Харьковский Тесла», застрелившийся в психбольнице: изобретатель радиоуправляемых взрывов Николай Пильчиков

14:59  |  02.06.2021

Его называли «украинским Эдисоном» и «харьковским Теслой». В свое время он был известным во всем мире изобретателем —  физиком, электротехником, метеорологом, химиком и пионером радиотехники. Он изобрел радиоуправляемые фугасы, которыми в годы Второй мировой войны взорвали начальника оккупационного гарнизона Харькова Вернера фон Брауна. Рассказываем о Николае Пильчикове (1857 — 1908).  

Знал семь иностранных языков

Николай Пильчиков

Николай Пильчиков

Николай Пильчиков родился в Полтаве в известной дворянской семье. Он рано остался без матери и его воспитывали отец и бабушка.

Отец был демократом, придерживался свободолюбивых взглядов, поддерживал отделение украинского народа от России, состоял в Кирилло-Мефодиевском братстве, дружил с Тарасом Шевченко. Он преподавал историю и политэкономию в кадетском корпусе, организовывал воскресные школы в Полтавской губернии, а также стоял у истоков Литературного общества имени Шевченко во Львове (1873). Дмитрий Пильчиков близко общался с писателями и такими прогрессивными деятелями того времени как Александр Кониский, Панас Мирный, Иван Карпенко-Карый. Они считали Дмитрия Пильчикова своим идейным наставником.

Для сына Коли он был нежным и заботливым отцом, прекрасным педагогом, развивающий мальчика, прививающий ему свободолюбивые демократические идеи. Особое внимание отец уделял изучению языков, что дало впоследствии свои плоды: Николай в совершенстве владел семью иностранными языками.

Николай Пильчиков рос очень смышленым и одаренным многими способностями. Он прекрасно играл на скрипке, рисовал, писал стихи. В 14 лет его отдали в Первую полтавскую гимназию. Здесь он удивлял учителей прекрасными способностями, прежде всего, к точным наукам. Эти предметы, а также техника, химия стали его любимыми. Он самостоятельно экспериментировал и пытался создавать технические модели.

В гимназические годы Пильчиков подружился с писателем Панасом Мирным. Хотя они были разного возраста, однако имели одинаковые взгляды на свою роль в борьбе украинцев за независимость от Российской империи. Николай принимал участие в деятельности полтавского тайного общества «Уния», которое ставило своей стратегической задачей освобождение украинского народа. Так с юных лет он нацеливал себя на служение народу.

Читайте также: Мы учились по его учебникам геометрии: выдающийся ученый Алексей Погорелов

Первые изобретения

Блестяще окончив гимназию, Николай поступил на физико-математический факультет Харьковского университета, на физическое отделение. Профессора отмечали одаренность, трудолюбие и скромность студента, а также его увлеченность наукой. Второкурсником он разработал первое свое изобретение – электрическое устройство для исследования звуковых волн графическим методом, названное им фонавтограф. Интересно, что аналогичный прибор фонограф был изобретен Эдисоном несколько позже, и по устройству он был механическим.

В 1880 году талантливый выпускник университета был оставлен в должности ассистента кафедры физики для подготовки к званию профессора. Он окунулся в активную научно-экспериментальную деятельность, результаты которой были значительными:

— научная монография (1880), в ее основе – особенности нового прибора рефрактометра, определяющего показатели преломления света в жидкостях. Метод рефрактометрии, положенный в основу прибора, стал очень популярен в химии и медицинской диагностике. Устройство получило признание в стране и за рубежом;

— следующее изобретение – автоматический регулятор электротока (1882), представленный на заседании физико-химической секции научного общества;

— стал участником экспедиции на Курскую аномалию (1882-1884). Серия из 71 наблюдения дала возможность молодому ученому одним их первых утверждать, что причина многих физических отклонений в этой местности – пласты железной руды. Он открывает два больших ее скопления – возле Прохоровки и Марьиной, и устанавливает территориальные пределы аномалий. Результаты его трудов были отмечены Большой серебряной медалью Русского географического общества;

— получил должность приват-доцента в университете Харькова (1885);

— в столичном университете прошла защита диссертации, посвященной проблемам аномалий магнетизма Земли (1886). Получил звание «магистр физики и физической географии»;

— за 7 лет написал 18 научных работ, разработал 9 новых приборов по физике и химии.

С такими научными наработками его в 1888 году отправляют на стажировку в Париж, в лаборатории известных физиков Габриэля Липпмана – будущего лауреата Нобелевской премии, Мари-Альфреда Корню – специалиста по кристаллографии и оптике и Никола Маскара – оптика.

Работая в магнитной лаборатории, Николай указал на ошибку в устройстве сейсмографа и устранил ее. Это придало ему известности в научных кругах. Он выступал с докладами на международных конгрессах электриков, метеорологов, был избран в члены научных обществ: Французского физического, Международного электриков, Русского географического. Позже он нашел признание как член Тулузской академии наук, многих научных сообществ Австрии, Франции, Германии и других стран.

Первым в Российской империи изучал радиацию

Пильчиков вернулся в Харьковский университет, и как профессор преподавал физику и метеорологию, организовал магнитно-метеорологическое отделение и метеостанцию. Эта станция до сих пор функционирует и расположена на территории ботанического сада.

Ученый активно развивал целостную теорию исследования атмосферы (ее ионизации, поляризации света и пр.), для чего изобрел специальную герметическую кабину для стратостатов – предшественника скафандра космонавта. Его очередными изобретениями стали однониточный сейсмограф для изучения геотектонических явлений, прибор для измерения магнитного наклонения – инклинатор, а также он рационализировал конструкции нескольких приборов по метеорологии.

С 1894 по 1902 год профессор Пильчиков жил в Одессе и работал в Новороссийском университете. Здесь он учредил единственный в империи Физический институт с великолепно оснащенной измерительной лабораторией, где открыл явление фотогальванографии (электронного фотографирования). Пильчиков принялся за решение сложных научных проблем, таких как недавно открытое супругами Кюри явление радиоактивности, рентгеновские лучи. В Российской империи он был первым, кто стал изучать эти процессы.

Читайте также: Любовь, физика, террор: как жил в Харькове Лев Ландау

Радиоуправляемый взрыв

Пильчиков плотно работал над проблемой управления средствами радиосвязи. В то время она занимала многие выдающиеся умы, например Николу Теслу и Гульельмо Маркони.

В 1898 года состоялась публичная лекция профессора, которая сопровождалась несколькими потрясающими опытами. С помощью радиосвязи была зажжена модель маяка, произведен выстрел из пушки, с помощью радиоуправляемой мины подорвана маленькая яхта в небольшом бассейне, включена модель железнодорожного семафора.

Эти эксперименты были проведены раньше, чем аналогичное управление продемонстрировал Тесла со своей знаменитой лодочкой. Но Тесла сразу оформил патент на изобретение, а Пильчиков с этим не спешил. Возможно, он руководствовался патриотическими соображениями, когда в письме 1898 года к Военному министру Алексею Куропаткину писал о важности открытия радиоуправления, и о том, что патентовать свое изобретение за границей не желает, поскольку это может нанести вред стране. А возможно, он понимал, что русская чиновничья машина включается медленно, и патентирование отберет много времени и усилий. К тому же, он решал проблему в ином ракурсе, чем другие ученые. Пильчиков пошел по пути создания своеобразного «радиозамка» – протектора, пропускающего только радиоволны от определенного передатчика и отсекающего все другие помехи. Он также защищал радиосигналы от перехвата.

Ответ на это письмо Пильчиков получил достаточно быстро, но потом начались отписки. Он оценил свои разработки в 150 тысяч рублей, а для их развития просил выделить ему 15 тысяч. В следующем письме, которое было послано спустя полтора года, он довольствовался бы суммой в 5 тысяч. Министерство провело экспертизу его открытий, к которой привлекло радиофизика Александра Попова и других ученых.

То ли положительный отзыв ученых воздействовал на военное ведомство, то ли пожелание Пильчикова в последнем письме, чтобы царь во время осеннего пребывания в Ливадии «Державной Рукой» с помощью радиосигнала услал катер в море, но в 1902 году профессору были выделены деньги, правда, только две с половиной тысячи рублей.

Русские военные, конечно, поскупились. К примеру, за 40 патентов предприниматель Георг Вестингауз заплатил Тесле один миллион долларов, что помогло ему продолжить эксперименты, а Маркони итальянцы также выделили колоссальную сумму. В сентябре 1903 года протектор Пильчикова был испытан в море возле Херсонского мыса. Маяк «зажгли» с помощью радиосигнала, посланного с корабля. По заданию военного министерства профессор разработал систему радиоуправляемой обороны кораблей от минных заграждений.

В 1904 году командующий Тихоокеанским флотом выразил Пильчикову благодарность без указания того, в чем заключалось его участие.

Было ли это самоубийство?

В 1902 году Пильчиков возвращается в Харьков и поступает профессором в Технологический институт. Здесь он руководит одной из лучших физических лабораторий в стране. Он вкладывает собственные деньги в покупку автомобиля для передвижной радиостанции. Ученые мечтает создать в Харькове Физический институт и разрабатывает проект трехэтажного здания для него, но этим планам не суждено воплотиться в жизнь.

Пильчиков всегда был активен в общественной жизни, был главным редактором возглавил газеты «Известия Харьковского технологического института», защищал демократически настроенных преподавателей и студентов, поэтому сразу стал целью многих недоброжелателей и врагов.

Директор Технологического института Николай Шиллер поощрял действия нового инспектора по студентам, который стал «закручивать гайки» и вводить репрессивные порядки, слежку, доносы и др. Студенты протестовали, а 2 марта 1904 года провели сходку. Ректор вызвал полицию, и протестующих разогнали. Администрация института исключила около 200 студентов и приостановила учебный процесс.

В ответ 18 профессоров написали письмо в Министерство народного просвещения с требованием прекратить репрессивную практику. Но реакция была противоположной, и преподавателям пришлось покинуть институт в знак протеста. Профессор Пильчиков тоже написал письмо в министерство, убеждая в необходимости уволить ректора и возвратить ушедших преподавателей. Отношения с ректором накалились, тот стал препятствовать научной деятельности профессора, в частности, завершению работ по совершенствованию радиопротектора и дальнейших исследований в разных направлениях. В 1905-1905 годах ректора сменил профессор Петр Мухачев, но шлейф недоверия со стороны властей к профессору Пильчикову тянулся за ним и дальше…

В начале мая 1908 года профессор Пильчиков лег в психиатрическую клинику к знаменитому харьковскому доктору Ивану Платонову. Проведенное обследование не выявило никаких отклонений в здоровье пациента, лишь переутомление.

Чуть позже пациент из соседней палаты услышал необычный звук. Дверь палаты профессора была заперта изнутри. Ее вскрыли и обнаружили Пильчикова мертвым. Профессор был мертв, а рядом на тумбочке лежал револьвер.

Полиция посчитала смерть суицидом, хотя многие задавались вопросом, как выстреливший себе в сердце человек мог аккуратно положить револьвер, лечь на кровать и скрестить руки. Но в медицинской литературе описаны подобные случаи. Не установлены ни причины, ни исполнители (кроме самого Пильчикова) этого события.

Многие предполагали, что Пильчикова могли застрелить вражеские агенты или недруги-черносотенцы. Эта тайна не раскрыта до сих пор, хотя профессор, вероятно, предполагал возможность такого исхода.

Существовало письмо, найденное среди вещей профессора, и адресованное Петру Мухачеву, который в это время пребывал за границей. В нем Пильчиков просил, чтобы в случае возможных непредвиденных событий его библиотека была передана Харьковскому университету, а на денежные средства учреждена премия для студентов технологического института за талантливые дипломные работы. Наследства оставлять ему было некому, ведь ученый не имел семьи. Зафиксирован также факт, что среди бумаг профессора не было ни набросков, ни чертежей, связанных с его последними разработками для военного министерства. Возможно, они содержали государственную тайну, и их изъяли правоохранительные органы.

За свою жизнь ученый создал около 100 научных работ, многие из которых имели мировое значение. Он изобрел более 25 оригинальных приборов и установок, разработал несколько новых методов исследования. В советское время работа по радиоуправлению, которую начал Пильчиков, была продолжена.

В годы Второй мировой войны советские войска использовали радиоуправляемые фугасы. Ими были взорвано здание в Одессе, где погибло более 200 вражеских солдат и офицеров, мост через реку Истра с двигающейся вражеской колонной, резиденция начальника гарнизона Харькова Вернера фон Брауна с ее хозяином и охраной (по нынешней улице Мироносицкой, дом 17). Взрывы радиофугасов гремели под Сталинградом, Ржевом, на Курской дуге. Немцы захватили некоторые образцы и вывезли их в Германию, но воспроизвести не смогли. Сейчас разработки Пильчикова помогают во многих научных, технических и жизненных вопросах.

Читайте также: «Осторожно, кусается»: свободная любовь Льва Ландау в Харькове

К сожалению, имя Николая Пильчикова до недавних пор знали только люди из научных кругов. Всю свою жизнь он посвятил науке, воспитанию молодого поколения и служению своей стране, поэтому заслуживает на более глубокую память, особенно среди своих земляков.

Светлана Лысенко

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Оставьте комментарий

*

  1. леонид сарест 23:36 | 02.06.21

    и вот, после блестящей плеяды харьковских ученых, астр.обсерватория, Хартрон, з-д. Малышева, Научная Салтовка, обогащение урана, первый реактор, Харьковский РИАН, НИИ космических исследований, электромагнитная бомба, КОЛЬЧУГА-М, наконец, и ректором универа выбрана дщерь партбандита 90 -х, с компилятивном дисером…. Що маємо, то маємо…

  2. Игорь 10:22 | 11.06.21

    «резиденция начальника гарнизона Харькова Вернера фон Брауна»
    Вы ничего не напутали?

  3. Вит 23:35 | 12.06.21

    Это ужасно, когда тупая школота пишет новости. Какой нахрен Вернер фон Браун в Харькове?

  4. Иван 16:20 | 18.06.21

    Статья полная хрень. Кто её писал? Вернер фон Браун в Харькове? Дружба младенца-малолетки и Тараса Шевченко? Дальше можно не читать, всё в кучу.

  5. Александр 3:29 | 14.07.21

    На счет Вернера фон Брауна никакой ошибки нет — это полный однофамилец ракетного фон Брауна…

  6. Хряковчанин 16:00 | 25.07.21

    КАКОЙ бред написан!
    Фон Браун — Георг! Изобретения Пильчикова спутаны. Дружба с Шевченко. Где и когда Дмитрий Пильчиков с ним пересекался? Где он хотя бы раз упомянул об отделении Украины? Да и Украины тогда не было. Была Молороссия.
    Аффтар, выпей йаду!!!!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: