Экс-министр Словакии Иван Миклош, которого пригласили стать министром финансов Украины в кабинете министров Владимира Гройсмана (если он все-таки состоится) в четверг, 7 апреля выступил в Харькове на Третьем Международном Бизнес-форуме «Украина – 2016. Стратегическое видение: вызовы и возможности». Миклош рассказал журналистам, что его назначение по-прежнему остается «открытым вопросом». Как известно, ранее он дал предварительное согласие возглавить украинский Минфин, если новый кабинет министров будет проводить курс на реформы и борьбу с коррупцией, а ему позволят сохранить гражданство Словакии. Это противоречит украинским законам, но специально для Миклоша могут поменять законодательную базу, позволив ему занять высокий пост в Украине без потери словацкого гражданства. В Верховной Раде уже зарегистрирован соответствующий законопроект.
В Харькове Миклош говорил о реформах, налогах, словацком опыте реструктуризации экономики, привлечении инвестиций и борьбе с коррупцией. Экс-министр финансов Словакии отметил, что за два года после Майдана в Украине произошло больше положительных изменений, чем за предыдущие двадцать лет. Основные направления, на которых, по мнению Миклоша, необходимо сосредоточится украинским реформаторам – дерегуляция, либерализация, приватизация и реструктуризация промышленности. Мы собрали основные тезисы выступления Миклоша в Харькове.
Необходимо ускорить проведение реформ. За два года после Майдана в Украине сделано больше, чем за предыдущие 20 лет, но этого все равно недостаточно. Необходимо сделать больше. Если это будет сделано, то я уверен, что Украину ждет очень хорошее будущее.
Украина должна выполнять все требования МВФ. Но не потому, что это мероприятия Международного валютного фонда, а потому, что эти мероприятия необходимы для реформ и улучшения ситуации. Да, в краткосрочной перспективе они могут ухудшить ситуацию, но они необходимы для успеха реформ и привлечения инвесторов, они нужны для роста. И это не теория, это практический опыт не только Словакии, но и других стран, которые проводили реформы в сотрудничестве с программами Международного валютного фонда.
После распада СССР в Словакии был очень высокий уровень коррупции, отсталая промышленность, количество работников превышало необходимое, а в банковском секторе была очень тяжелая ситуация и банки не кредитовали экономику. Это ситуация похожа на ту, которая сейчас в Украине. Что мы сделали? Мы провели полномасштабные, глубокие реформы и ситуация в значительной мере изменилась. Словакия стала одной из самых быстрорастущих экономик, как в Европейском союзе, так и в мире в целом. После отделения от Чехии, у нас было две три от уровня ВВП Чехии, а сейчас Словакия находится на том же самом уровне по отношению ВВП на душу населения, что и Чехия.
Не думаю, что можно ограничить реформы какой-то отраслью, сказать, что реформы надо провести в машиностроении, фармацевтики или где-то еще. Я думаю, что нужно создать благоприятные условия для бизнеса в целом. Если это будет сделано, то я уверен, будет рост экономики, и инвестиции придут.
25 лет назад в Словакии не было производства легковых автомобилей. В период 1998-2006 г Словакия вышла на первое место в мире по производству автомобилей. Украина имеет громадный потенциал в области промышленного производства. Это не только автомобили, но и электроника и другие виды производства. В Украине много высококвалифицированной рабочей силы, которая в то же время недорогая. Именно по этой причине инвесторы пришли в Словакию. Но одно дело недорогая рабочая сила и другое дело – привлекательная инвестиционная среда. Для этого нужно иметь макроэкономическую стабильность. Нужно, чтобы правоохранительная система работала хорошо, соблюдались права собственности. Необходимо провести пенсионную, финансовую и другую реформы. Это то, что мы сделали в Словакии и это то, что сейчас работает.
За последние 25 лет в посткоммунистических странах произошло много перемен. Сейчас существует 5 наиболее успешных стран с переходной экономикой. Это Польша, Латвия, Литва, Эстония и Словакия. В этих странах реформы прошли наиболее успешно и благодаря этим реформах, эти страны очень близко подошли по уровню развития к странам Запада. Причина проста. Эти страны провели больше глубоких, более обширных реформ, основанных на либеральных ценностях и принципах. Я думаю, это именно то, что нужно Украине.
Я за упрощенную систему налогообложения, которая будет действовать для мелкого бизнеса. Но я против использования упрощенной налоговой системы крупными предпринимателями, которые разделяют бизнес на меньшие компании, чтобы иметь возможность платить меньше налогов. Самое важное для Украины создать налоговые условия свободные и справедливые для всех. После этого украинская экономика будет развиваться, получит зарубежные инвестиции, будет расти.
В Харькове необходима реструктуризация местной экономики. Подобная ситуация была в Словакии 90-х гг. У нас была военная промышленность, которая экспортировала продукцию в страны Советского Союза, этот рынок так же прекратился, как российский рынок для харьковской экономики. Нужна была реструктуризация, привлечение инвесторов, создание условий для мелкого и среднего бизнеса, чтобы использовать те ресурсы, которые у нас были. Самый лучший ресурс – это люди, которые готовы тяжело работать. Нужно эти активы использовать.
Реформы – это очень хрупко. Если их не продолжать, может случиться новый откат назад.
Я вижу большую проблему в недостатке сотрудничества между правительством и Верховной Радой. Нужно принимать больше законов и делать это более быстро. В прошлом году было принято только 37% законов от необходимого. Это очень-очень мало. В Словакии, когда мы делали реформы, было почти 100%. Сотрудничество, кооперация между правительством и Верховной Радой должны быть более эффективными.
В Украине есть проблема эффективности и качества использования финансов в секторе социального обеспечения. Есть деньги, которые тратятся неэффективно.
Ваши возможности ограничены. Без крупных зарубежных инвестиций развитие экономики невозможно. Инвестиции не придут, пока не изменятся условия для бизнеса. Если вы хотите привлечь крупных инвесторов, то должны предложить им какие-то стимулы. Те же самые стимулы, что Словакия предложила крупным инвесторам, предлагали и Венгрия, Польша, Чехия. В ЕС есть ограничения для стимулов -15% стоимости инвестиций. Все предлагали равные стимулы и вошли в Европейские союз примерно в одно время, однако важную роль в привлечении инвестиций играют реформы в стране.
Самая большая проблема для развития бизнеса – коррупция. С ней надо бороться. Но самым эффективным методом борьбы с коррупцией является дерегуляция, либерализация и приватизация. Самый маленький бизнес должен бороться за проведение этих реформ, потому что эти реформы — самые эффективные методы уменьшения пространства для коррупции. Один из самых важных источников коррупции – государственные предприятия. Они нуждаются в приватизации.
Почему в Эстонии самая маленькая коррупция? После распада коммунизма Эстония провела либерализацию в сфере торговли энергоносителями. Поэтому в Эстонии не было такой почвы для возникновения олигархов, а в Украине случилось все наоборот. И это приводит к энергетической зависимости от России. Я был очень удивлен, когда узнал, что Украина перед Майданом привозила 50% энергетических ресурсов из России. В то же самое время энергетическая эффективность украинской экономики была в два раза хуже, чем в России и в 10 раз хуже, чем средний европейский показатель. Если бы у вас была хотя бы российская энергоэффективность, вам не нужно было бы завозить энергоносители из России. Почему вы не занимались эффективностью своей энергетики? Потому что цены были отрегулированы, и не было мотивации этим заниматься.
Справка. Иван Миклош занимал должности министра приватизации Словакии (1991-1992 гг.), министра экономики Словакии (1998-2002 гг.), министра финансов Словакии (2002-2006 и 2010-2012 гг.).
Текст: Андрей Войницкий.