Андрей Тон (1800-1858) – известный зодчий, первый архитектор города Харькова, чьи здания и храмы украшают наш город и сегодня.
Андрей Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевших немцев. Его отец Андреас Тон был из числа немцев, переехавших в конце ХVIII века по приглашению российской императрицы Екатерины II для возведения богатых дворцов столицы. В то время императрица приглашала преимущественно инженеров, строителей и художников из Саксонии. Были среди них и мастера-ювелиры. Отец Тона имел свое ювелирное дело, иногда выполняя заказы императорской семьи и аристократов. Семья придерживалась лютеранской веры. После прихода к власти большевиков в 1917 году потомки этой семьи вернуться в Германию и сейчас поживают на исторической родине.
В семье Тонов родилось три сына: Александр (1790), Константин (1794) и самый младший – Андрей. Все три брата стали известными архитекторами, академиками, а Константин стал ректором столичной Академии художеств и основоположником русско-византийского стиля в зодчестве.
В девятилетнем возрасте Андрея отдали в Петришуле, одну из старейших немецких школ столицы, дававшая образование на уровне гимназии. Как и его старшие братья, он окончил ее весьма успешно. Здесь учились не только дети лютеран, но и многие будущие известные деятели, писатели, композиторы, военачальники.
Наравне со школой он с 9 лет начал получать художественные знания и навыки в Академии художеств. После школы его зачисляют в Академию в качестве студента, благо, туда принимали не только отпрысков богатых фамилий, но и талантливых детей мещан, ремесленников и даже крестьян. Андрей Тон заканчивает Академию художеств в 21 год и получает профессию архитектора.
Он еще некоторое время проживал и работал в столице Российской империи. В 25 лет он стал гражданином России. Есть сведения, что он принадлежал к масонской ложе «Орел российский».
Читайте также: Виктор Величко: архитектор Харьковского университета и друг Бекетова
В 29 лет Андрей переезжает в Харьков и живет здесь до конца своей жизни. В течение первых восьми лет он преподавал архитектуру в должности помощника профессора (адъюнкта) Харьковского университета. Затем занял должность экстраординарного профессора на кафедре сельского хозяйства, лесоводства и архитектуры физико-математического отделения философского факультета.
С 1837 по 1851 гг. он избирался экстраординарным профессором той же кафедры. В отличие от ординарного профессора экстраординарный не мог заведовать кафедрой или состоять в составе ученого совета факультета. Большинство профессоров университета совмещали основную деятельность с преподаванием в Институте благородных девиц. Андрей Тон также преподавал здесь архитектуру и выполнял обязанности архитектора заведения.
В 42 года он становится академиком архитектуры и действительным членом Императорской Академии художеств. В этот же год Андрей спроектировал и начал строить собственный трехэтажный особняк в классическом стиле. Он был знатоком различных архитектурных направлений, в которых свободно проектировал различные здания: в классицизме, неоренессансе, русско-византийском и других. В 1852 году он уходит в отставку.
Андрей Тон в нашем городе, который стал его родным, оставил после себя много прекрасных зданий и церквей.
Конечно, эти проекты не сравнятся с такими монументальными шедеврами зодчества, разработанные его более талантливым и успешным братом Константином, которому благоволил император Николай I. Это храм Христа Спасителя, к сожалению взорванный в ХХ веке большевиками, Большой Кремлевский дворец с Оружейной палатой в Москве, храм Екатерины Великомученицы в Коломне (Санкт-Петербург), здания вокзалов, возведенные в обеих столицах и другие проекты.
Старший брат Александр, успешный архитектор, график и литограф, часто помогал Константину в строительстве его творений, и тоже был неоднократно награжден императором. Александр спроектировал пьедестал, на котором высится памятник Владимиру Великому в Киеве.
Но и младший брат не отставал от успехов старших братьев, петербургских архитекторов, хотя Харьков не мог сравниться с масштабами имперской столицы. Андрею поручили должность городского архитектора (1837-1845) и выдвинули его в состав Городской строительной комиссии. Долг обязывал Тона принять самое активное участие в создании генерального плана застройки Харькова в 1837 году.
Во многом архитектор города сам внедрял генеральный план застройки Харькова план в жизнь. Он создал ряд проектов, построил и перестроил немало зданий. Его основным архитектурными направлениями при создании жилых и общественных зданий был классический стиль, а при строительстве церквей и храмов – русско-византийский, который сочетал в себе особенности как классического византийского, так и традиционно-русского зодчества.
Одной из первых и значительных работ архитектора Тона в Харькове стало окончание возведения Александровской колокольни Успенского собора, которую спроектировал и начал строить профессор архитектуры университета Евгений Васильев.
Как известно, харьковчане приняли решение о ее возведении в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Городская легенда гласит, что Васильев спроектировал колокольню высотой 89,5 м, как самое высокое здание в Харькове. Это возмутило городского голову, купца Василия Ломакина, который заявил, что высота не должна превосходить 81 м – высоту колокольни Ивана Великого в Москве. Тогда Васильев предпринял маленькую авантюру: к следующему заседанию Дворянского собрания он обещал переделать проект, но вместо общей высоты показал высоту каждого этажа, и заверил, что уменьшил эту характеристику. Ломакин поставил свою подпись на проекте, и так его утвердили в столице. После смерти Васильева Андрей Тон успешно справился со строительством величественного соборного здания, преобразовавшего центр города.
Украшением нынешнего Молодежного парка является построенный по проекту Тона православный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. В нем ярко выражены традиции храмового зодчества того времени, мастером которого считался Андрей. Постройка была задумана как церковь на Первом городском кладбище, снесенном в 70-е гг. ХХ в., а также действовала как приходской храм.
До Второй мировой войны советская власть размещала здесь склад боеприпасов. Немцы пытались уничтожить его бомбами, но смогли только одним снарядом угодить в угол церкви. После освобождения города было разрешено проводить службы в храме, но его интерьер пришлось полностью расписывать художникам. Разрешение на это церковь не получила, поэтому художники трудились по ночам, и придали ей соответствующий вид.
Троицкая церковь на Подоле существовала с ХVIII века. Постепенно улицы этого района начали мостить, чтобы противостоять дождям и наводнениям, и вход в церковь стал напоминать спуск в подземелье. Поэтому прихожане решили построить вместо деревянной церкви новую, а проект ее выполнил в начале 50-х гг. ХIХ века Андрей Тон. Но грянула Крымская война (1853-1856), строительство ее отложили и завершили уже после смерти архитектора. Советская власть отдала здание под хлебокомбинат, но прошли годы, и сейчас она служит прихожанам, возвышаясь по Троицкому переулку.
Возведенная по проекту еще молодого архитектора Тона Преображенская церковь в слободе Котельва Ахтырского уезда, возведенная на месте старой постройки 1610 года не выстояла до нашего времени. А вот благодаря каменному «футляру», который представляет отличный образец церковного зодчества, в Полтаве сохранилась до нашего времени старинная Спасская церковь – памятник истории. Спроектировал и контролировал его строительство харьковский архитектор.
Во многом благодаря Андрею Тону эклектичный русско-византийский стиль стал преобладающим при строительстве храмов и других околоцерковных построек Слобожанщины в ХIХ и начале ХХ вв.
Читайте также: Доходные дома и не только: топ-10 самых красивых зданий Харькова
Профессор Тон также осуществлял надзор за строительством ряда общественных зданий. В частности, новых корпусов Духовной семинарии на Холодной горе, проект которой разработал столичный архитектор Аполлон Щедрин, кадетского корпуса, который планировали открыть в Харькове, но так и не открыли. В итоге здание перестроили и отдали под Институт благородных девиц в 1939 году. Тон также курировал строительство Манежа университета на Лопанской набережной. К сожалению, два последних здания до сегодняшних дней не сохранились.
По его проекту в 1841 году был построен Драматический театр по улице Сумской, 9, где до этого находился Театр антрепренера Млотковского. Он считался одним из лучших провинциальных театров по архитектуре. Здание несколько раз перестраивалось, в частности, городским инженером Болеславом Михаловским, который украсил его фасад элементами французского ренессанса. Сейчас здесь работает Государственный академический украинский драматический театр им. Т. Шевченко.
Многие богатые горожане, купцы стремились задействовать одного из лучших архитекторов города Тона для строительства своих усадьб, жилых и заезжих домов. Наиболее типичной для творчества профессора была усадьба купца Егора Павлова (по ул. Екатеринославской, ныне Полтавский шлях, 13), которая и сегодня привлекает строгими классическими элементами. Двухэтажное здание имеет большие прямоугольные окна, а его фасад украшен портиком из четырех колонн, балконом и медальонами. Как пример усадебной постройки этот дом вносили в те времена на все планы и карты города. В 20-х гг. ХХ в. в этом доме функционировал отель, а затем находился военкомат.
В 40-е г. ХIХ в. архитектором Тоном было спроектировано несколько каменных домов:
— на ул. Рыбной (ныне Кооперативной) – жилой дом № 22, заезжие дома купца Мясоедова – №№ 24 и 26, где всегда останавливались приезжие купцы. Во дворе дома № 24 располагалась фотомастерская Даре и типография Зильберберга; реконструировал жилой дом № 6;
— на ул. Екатеринославской, № 15 – городская усадьба Кузиных;
— на ул. Старо-Московской (ныне – Московский проспект), № 36, 44. Последний был перестроен в 1911 г. под руководством архитектора Михаила Дашкевича, а к дому № 36 в наше время достроена пристройка в современном стиле;
— на ул. Благовещенской, № 26;
— на ул. Николаевской (ныне ул. Короленко), № 16;
— на ул. Гоголя, № 2. Это собственный дом архитектора Васильева, который Андрей Тон перестроил, придерживаясь классического стиля (1840);
— дом для полицмейстера, разобранный в 2006 г.;
— на ул. Немецкой (ныне — Пушкинская) – собственный дом в ее начале (1942);
— флигель Сабуровской дачи (современная улица Академика Павлова), № 46. Спроектирован совместно с губернским архитектором Степаном Чернышовым и архитектором А. Денисенко.
Кроме Харькова и Полтавы, Тона приглашали работать в другие города. В Воронеже он спроектировал в эклектическом стиле с чертами историзма здание мужской гимназии в 1855 году. Ее строительство завершилось после смерти автора, в 1859 г. Сейчас здание отдано Воронежской технологической академии. В Санкт-Петербурге он перестроил трехэтажное здание жилого дома (ул. Малая Морская, № 10), использовав тоже эклектическое направление.
Мы не смогли найти информации о личной жизни и семье известного архитектора. Но в нашем городе он оставил по себе добрую память, воплощенную в замечательных строениях, которые продолжают служить и радовать харьковчан.
Светлана Лысенко