24-25 октября 1941 года Харьков был оккупирован силами 6-й армии вермахта под командованием Вальтера фон Рейхенау и 55-м армейским корпусом Эрвина Фирова, который стал комендантом города.
Наш город поразил немцев размерами площадей и улиц, высотой зданий. Харьков был нужен немцам, как крупный железнодорожный узел и промышленный центр. Никто из немецкого командования не был готов к тому, что город будет полностью парализован, и придется вкладывать огромные ресурсы в его возвращение к жизни. Предлагаем вашему вниманию несколько фактов об оккупации Харькова.
На 1 мая 1941 года в Харькове проживало 901 тысяча человек, а перед оккупацией в сентябре 1941 вместе с эвакуированными людьми население составляло 1 млн 500 тысяч.
После освобождения Харькова в августе 1943 года его население составило 180—190 тысяч человек (по данным Никиты Хрущёва, 220 тысяч). Помимо харьковчан, в городе было значительное число беженцев из других городов Украины.
Приближалась зима, а запасов продовольствия не хватало, водопровод не работал, отопление и электричество отсутствовали. Передвигаться по городу не было никакой возможности из-за громадного количества мусора.
Читайте также: Стальные крепости: как в 1941 году бронепоезда обороняли Харьков
Немецкое командование совместно с коллаборационистами из других регионов Украины уже к 1 ноября 1941 года сформировали городскую и районную управы. В первые дни желающих работать в них было немного, возникли проблемы с кадрами. Но в декабре предложений уже было достаточно.
Все городские предприятия начинали работу с 8 утра и заканчивали в 15 часов. Постепенно рабочее время доходило до 18 часов с перерывом на обед. Одним из основных требований при приеме на работу было знание украинского языка. Сотрудникам предписывалось разговаривать и вести документацию только на украинском языке.
В этот день начали регистрацию работников управления «Харэнерго». Из 347 человек отобрали 278, остальным работа была предоставлена позднее. Сами электросети практически не пострадали, в городе были повреждены только трансформаторы и кабели. Фактическая работа по ремонту и восстановлению электросетей началась 27 октября. Для городских нужд использовалась электростанция Технологического института. Наиболее мощная электростанция Харьковского паровозостроительного завода работала для нужд немецкого командования.
Уже в первый день прихода немцев на здании Обкома коммунистической партии был повешен мужчина с табличкой «партизан», а в последующие дни число жертв выросло до 116 человек. Кроме массовых расстрелов и казней, харьковчанам приходилось испытывать ежедневный страх, частые обыски, издевательства.
Немецкие солдаты воровали из квартир харьковчан ценные вещи, теплую одежду и продукты. Окна требовали плотно затемнять. Патрули могли открыть стрельбу по любым окнам, в которых в вечернее время будет замечен свет. Одна из самых трагических сторон оккупации Харькова – уничтожение евреев. Тысячи человек, включая женщин и детей, были расстреляны в Дробицком яру.
Читайте также: Полковник «Паяльная лампа»: как любимчик Гиммлера истребил население харьковских сел Ефремовки и Семеновки
Если заработная плата не превышала 200 карбованцев, то налог на зарплату не взимался. Все, кто получал больше, платили 10 %, в том числе и натуральные оплаты.
Если артель (товарищество) оплатило налог на прибыль, то его работники уже не платили налоги на зарплату. Лица, занимавшиеся промышленной или кустарной деятельностью или сдававшие жилье платили от 10 до 25% налога в зависимости от суммы доходов.
Те, кто занимались торговлей, комиссионной, посреднической деятельностью, покупкой и продажей вещей платили от 10 до 40%. Прибыль сельскохозяйственных предприятий вообще не облагалась налогом. Налоги от товарооборота оплачивались не позднее 10 числа следующего месяца. За каждый день просрочки – 1 % пени. Штраф при неверной сумме насчитывался в 10-кратном размере от утаенной суммы.
В ходе войны были уничтожены десятки памятников архитектуры, вывезены в Германию многочисленные художественные ценности, в том числе картины и гравюры Рубенса, Веласкеса, Дюрера, Ван Дейка из художественного музея.
В Доме проектов были уничтожены все перекрытия и полностью разрушено крыло, обращённое к зоопарку. Не подлежали восстановлению Дворец пионеров, Центральный дом РККА, вся застройка спуска Халтурина, гостиница «Красная», здание КП(б)У, музей имени Сковороды, Южный вокзал и множество других построек.
Западные эксперты предсказывали, что на восстановление города понадобится 50 лет. Пустыри и развалины на месте разрушенных кварталов напоминали горожанам о войне вплоть до середины 1960-х годов. Нынешнее здание университета, крыло которого в 1943 году упало в зоопарк, было окончательно отремонтировано и открыто только в 1962.
Читайте также: Конвейер смерти: Бабий Яр
Оккупация Харькова продлилась 23 месяца.
Владлена Колесник