12 декабря 1816 года состоялось торжественное открытие деревянного театра построенного на деньги антрепренеров А.И. Калиновского и И.Ф. Штейеа. На открытии театра присутствовали первые лица города.
В 1816 году богатые театральные антрепренеры А. И. Калиновский и И.Ф. Штейн построили на площади деревянное театральное здание. Оно находилось в восточной части площади, на месте нынешнего здания института усовершенствования учителей (угол улицы Пушкинской и Театрального спуска).
Театр был довольно большой. Вместе с галереей он имел три яруса. Однако этот постоянный театр был не лучше временного театра Шредера, находившегося на Николаевской площади (ныне площадь Советской Украины). Вот что рассказывали историкам о театре А. И. Калиновского и И.Ф. Штейна старожилы: «Деревянный театр по удобствам для публики немногим отличался от старого. Зябнешь бывало, угораешь, в скучном, темном зале; здесь дует, там каплет свечным салом.
Печей в театре не было, так что зимой зрители сидели в шубах, шапках и галошах. Зрительный зал и сцена освещались сальными свечами. Внутри театр представлялся таким же убогим и аляповатым, как и снаружи. Колонны были окрашены белой глиной»
В этом театре с 1816 года по 1818 года, на заре своей театральной деятельности, работал великий русский актер М. С. Щепкин, оставивший интересные воспоминания о Харьковском деревянном театре в «Записках актера».
Частыми гостями харьковского деревянного театра были студенты университета. Однако в декабре 1818 года Александр I запретил студентам Харьковского университета посещать деревянный театр до его особого распоряжения . Причиной этого послужил инцидент, произошедший в театре 25 ноября 1817 года, когда студенты при появлении городского полицмейстера Лаврова подняли шум и разбросали листовки, требующие прекращения грубого отношения к студентам со стороны полиции.
Несмотря на неудобства и жесткие приказы власти харьковчане очень любили деревянный театр и его артистов. По воспоминаниям Г.Ф. Квитки-Основьяненко, в то время в театре работало более сорока актеров, балетная труппа состояла из двадцати человек, а оркестр был «первым во всех здешних губерниях. Но труппе часто приходилось выезжать на гастроли, потому что Харьков не мог обеспечить театр постоянными сборами.
12 декабря 1876 года госпожа Х. Д. Алчевская получила жетон в виде броши, украшенной бриллиантами, за регулярные крупные денежные пожертвования воскресным школам Харькова и организацию благотворительной художественной выставки. Ее помощница М. Н. Салтыкова получила такой же жетон, но без бриллиантов.
Вдохновленный примером этих достойных дам титулярный советник в отставке, адвокат А. И. Тимченко завещал большую часть своего состояния различным благотворительным учреждениям: местному отделению общины «Красного Креста», г. Харькову, Константиноградскому уездному земству, Обществу исправления малолетних преступников, двум женским гимназиям, приюту слепых, Мироносицкой церкви.
Желая внести свой вклад в благородное дело благотворительности протоиерей Иоанн пожертвовал приюту для слепых сто рублей.
12 декабря 1876 года на собрании попечителей харьковских учебных заведений было решено открыть сиротский приют.
В районе Холодной горы в Дмитриевском приходе проживает много необеспеченных семей. Решено устроить приют. Приобретено дворовое место. Весной начинается строительство здания.
12 декабря 1876 года свой репертуар обновили драматический и оперный театры. К ним присоединялся театр-цирк братьев Никитиных. Сборы в театрах хорошие. В драматическом театре гастролировали: французская артистка Жюдик, товарищество драматических артистов Азамата, оперных артистов Л. Г. Яковлева; в оперном театре – итальянский трагик Э. Росси, Маркова. В цирке-театре братьев Никитиных выступали товарищества Ашкаренко и Захаренко; в театре «Тиволи» – Кропивницкий, труппы Арнольдова, Ашкаренко; в театре Коммерческого клуба гастролировала Савина. Музыкальное общество организовывало множество концертов.