Sex, Drugs and «Депеш Мод»: в Харькове прошла немецко-украинская премьера по роману Жадана

19:19  |  25.10.2015

Впервые на харьковской сцене было представлено ироническое произведение украинского писателя Сергея Жадана о постсоветском обществе девяностых и неприкаянности молодежи, пережившей это непростое время, брошенной на произвол судьбы, в условиях непригодных для жизни.

Работой над спектаклем занялся творческий тандем из Германии: режиссер Маркус Бартль и художник Филипп Кифер. В 2010 году немецкая публика увидела их работу — спектакль «Депеш Мод» по одноименному роману Сергея Жадана на сцене Государственного театра Нижней Баварии.

Спустя какое-то время у немецкого дуэта Бартля-Кифера созрела идея показать спектакль на аутентичной «почве», на которой и был создан роман и происходит его основное действие, то есть в Харькове. Проблематика романа, его история о болезненном процессе выхода из пубертатного периода и взросления человека в непростых социо-культурных условиях показалась режиссеру пугающе актуальной в современных украинских реалиях.

Фото: Кристина Пашкина.

Фото: Кристина Пашкина.

23 октября харьковчане увидели долгожданную премьеру. История, рассказанная со сцены, была не только переполнена самоиронии, гротеска, гиперболизации определенных аспектов жизни молодых, 19-летних героев «Депеш Мод». Данная история позволила также прочувствовать ужас безысходности и триповой прострации полуголодного поколения, агонизирующего от собственной ненужности и нереализованности в тяжелое время перемен.

Сценической адаптацией романа занялся непосредственно Маркус Бартль. Однако для украинского зрителя перевод сценария с немецкого был предоставлен автору романа — Сергею Жадану. Поэтому сюжетная линия и лейтмотив «Депеш Мод» передан на сцене с авторской точностью и немецкой педантичностью.

Фото: Кристина Пашкина.

Итак, июнь 1993 года, главный герой — Сергей (Константин Скиба) — со своими друзьями отправляется на поиски своего товарища Саши по прозвищу Карбюратор (Владимир Царьков), у которого умер отчим и ему срочно нужно приехать на похороны. В ходе поисков Карбюратора герои «проплывают» через литры спиртного, проходят через непроглядный марихуановый туман, встречаются с «неизвестным и пугающим» гомосексуализмом, постепенно отсеиваясь по пути к цели — отыскать Сашу Карбюратора. Стоит отметить, что тематика гомосексуализма цепляет главных героев очень сильно и раскрывается «во всей красе» исподним Гоши (Александр Ковшун) и его отношениями с одним из товарищей главного героя.

Фото: Кристина Пашкина.

Футбольный комментатор в исполнении Руслана Романова.

Необходимо отдать должное качественной «картинке» спектакля и ее сценическому воплощению в виде декораций и «именных» костюмов, разработанных талантливым художником Филиппом Кифером. Особой атмосферы промозглости добавлял самый настоящий дождь. Вода стала неотъемлемым элементом. Она подчеркивала действия на сцене, создавая ту болезненную сырость молодой души героев спектакля.

ДМ2

Вася Коммунист в исполнении Дмитрия Герасимчука.

Однако дождь был не единственным натуралистическим элементом в постановке Маркуса Бартля. Натурализм пестрил в моментах сильных физических недомоганий героев от обилия выпитого (сцена с рвотой Собаки Павлова) или выкуренного (нежданное оправление нужды Васей Коммунистом в электричке).

Фото: Кристина Пашкина.

Сцена с Собакой Павловым и работниками милиции.

Отдельного внимания заслуживает поистине трагическая сцена с Собакой Павловым (Данила Карабейник) и сотрудниками милиции. Избиение героя было представлено не в виде заезженного «махания кулаками», это был натуральный акт торжества безнаказанности и садистского упоения властью людей в форме, с обилием «кровоизлияний». Удары заменили губки с бутафорской кровью, которые эффектно дорисовывали картину происходящего в воображении зрителей.

Фото: Кристина Пашкина.

Сергей в исполнении Константина Скибы.

Помимо ярких и оправданных эффектов немецкий режиссер использовал в своей работе несколько сценических слоев. В каждом «слое» происходили параллельные действия, которые зачастую подчеркивали друг друга, играя на разных уровнях отведенного пространства. Так, в сцене с радиолой зритель видел одновременно и комнату с главными героями и радиостудию с ведущим, который рассказывал драматическую историю о группе «Депеш Мод».

Сцена с радиолой. Фото: Влада Святаш.

Сцена с радиолой. Фото: Влада Святаш.

Несколько слов необходимо уделить и недостаткам спектакля. Их было меньше, нежели положительных моментов, но они в некоторой степени портят общее впечатление от увиденного. Естественности и непринужденности в действиях актеров практически не чувствовалось. Некоторые герои представляли собой совокупность стереотипов и штампов. В отдельных сценах прослеживался откровенный наигрыш, позерство, заученность действий.

Фото: Кристина Пашкина.

Тем не менее, сам спектакль держал внимание зрителя, благодаря множеству интересных и комичных моментов, которые позволили высидеть более трех часов. К финалу постановки от «прикольного» похождения героев не осталось и следа, как не осталось и самих героев, кроме главного рассказчика. Все происшедшее приобрело пугающую серьезность и логическое завершение. Пора, наконец, «переплыть реку и посмотреть, что там — с другой стороны».

Роман Шемигон

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: