Мой Харьков

Возле храма дежурство НКВД: как отмечали Пасху в Харькове при советской власти

Куряж-Харьков-Куряж: крестный ход с Озерянской иконой

Православный мир завтра отмечает Пасху – древнейший и самый важный христианский праздник. В Харькове люди не всегда имели возможность придерживаться устоявшейся обрядности: взять корзинки и пойти в церковь, а потом сесть с семьей за пасхальный стол.

В советское время пропагандировали атеизм, поэтому религиозные мероприятия праздновали тихо, не афишируя. Мы расскажем вам, как поменялись пасхальные традиции в Харькове за 100 лет.

1920-е: тяжелые времена для церкви

В это время праздничные традиции почитали: нерабочей была Страстная пятница, Великая суббота, сама Пасха, а также два дня Светлой седмицы – понедельник и вторник. С утверждением советской власти в календаре появились новые праздники, зато все религиозные праздники назывались «особыми днями отдыха».

Двадцатые годы стали сложными временами для верующих харьковчан: церкви разрушались или превращались в склады (например, Благовещенский собор использовали как нефтехранилище), а священников арестовывали. Одних расстреливали, других отправляли в ссылку.

До конца 20-х годов еще можно было пойти в церковь, но с началом эпохи Большого террора такая возможность почти исчезла. Окончательно религиозные праздники «убрали» из советского календаря в 1929 году. Тогда же ликвидировали УАПЦ.

Читайте также: Один из крупнейших соборов Восточной Европы: 7 фактов о Благовещенском храме

1930-е: черная Пасха

Очевидно, самая тяжелая Пасха была во время Голодомора 1932-1933 годов, когда дети пухли от голода, взрослые падали и умирали посреди проселков и на улицах города. Вот что пишет крестьянин Нестор Белоус из села Лебяжье Печенежского района (ныне Чугуевский) Харьковской области 20 апреля 1930 года:

Пасха. В этот день раньше веселились и радовались, а сейчас все люди, как будто всех удавило горе, – смутные, разговляться нечем, свиней если кто и зарезал, то не больше 3-4 штуки на все село. Паска была у всех житная и яичная, за исключением – у некоторых была полубелая, и то совсем мало. Ночью под Пасху была поставлена карусель, в саду около церкви, с целью антирелигии, но туда никто не пошел, за исключением некоторых комсомольцев.

1940—1950-е: послабление и последующая борьба с религией

В годы Второй мировой войны власти позволили харьковчанам вернуться в церковь. 4 апреля 1942 года Пасху разрешили отметить официально. Однако в церковь на всенощную службу поспешили не многие, ведь рядом с большими храмами было организовано дежурство НКВД.

3 мая 1945 года в 23:00 разрешили провести ночное пасхальное богослужение. 5 мая большинство предприятий не работало — объявили выходной день. В магазинах даже организовали продажу пасочек.

Новые запреты появились после декабрьского пленума ЦК КПСС 1958 года, когда по инициативе Михаила Суслова было принято закрытое постановление «Об усилении атеистической работы». В это же время вышло постановление правительства об ограничении колокольного звона в пасхальные дни.

Местная власть требовала сокращения времени богослужения, «ибо в церковь приходят трудящиеся, которые до этого занимались общественно-полезным трудом». В случаях, когда Пасха совпадала с Первомаем, власти проводили коммунистический субботник.

Читайте также: «Кровавая Пасха» 1872 года: почему на улицах Харькова избивали полицейских и убивали горожан

1960—1970-е: возобновление производства пасочек

При Брежневе, хоть и не было кровавых репрессий, но существенных положительных изменений в религиозной сфере не наблюдалось. Интересный факт: центральное телевидение составляло программу так, чтобы отвлечь народ от идеи пойти на крёстный ход, но всё равно переманить к телевизору всех не удавалось. Например, давали телеконцерты «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Туда попадали не только «разрешенные» Boney M., ABBA, но и те группы и исполнители, чью музыку обычно в СССР называли «низкопробной» и слушать не давали.
В 1973 году Пасху специально сделали рабочим днем — выходной перенесли на понедельник. В это же время на прилавках советских магазинов начали появляться кексы «Весенние», которые были похожи на пасхальные куличи. Также харьковчанки начали печь паски дома в металлических банках и собирали шелуху от лука, чтобы красить в ней яйца.

1980—1990-е: потепление отношений государства с церковью

Ближе к перестройке борьба режима с религией становилась профанацией. В середине 1980-х отношения государства и церкви достаточно потеплели, чтобы празднование Пасхи перестали запрещать. Все больше людей начали ходить в храм и вернулись к православным традициям. 

После распада СССР в украинском календаре появились три церковных праздника, которые теперь отмечаются на государственном уровне – Рождество, Пасха и Троица. В 1990-х возобновили свою деятельность Благовещенский, Покровский и другие соборы Харькова.

Читайте также: «Христос Воскрес»: традиции и приметы Пасхи, поздравления

Пасхальные традиции в наши дни

Спустя 100 лет пасхальные традиции в Харькове существенно изменились. Если раньше выпекали только куличи, то сейчас готовят также паннетоне — гибрид слоёного круассана и маффина, итальянский пасхальный кекс, шоколадные паски, а также краффины — гибрид слоёного круассана и маффина. В нашем городе устраивают пасхальные пикники, фестиваль в парке Горького и выставки.

Многие харьковчане ходят с корзиной для освящения, куда кладут сдобные куличи, яйца, ветчину, сыр, соль и другие продукты. Этот праздник принято проводить в кругу близких людей. За праздничный стол садятся сразу после церковной службы. Разговение начинают с кулича и яйца.

Как видим, даже запреты и закрытие церквей не помешали харьковчанам праздновать Пасху. Ведь Богу не свечки нужны, ему нужно, чтобы душа горела, как говорил один священник.

Владлена Колесник

Exit mobile version