Когда речь заходит о главной героине нашего сегодняшнего рассказа у многих невольно возникает вопрос: «Как же все-таки правильно ее назвать: Чернышевская или Чернышевского?». Ведь оба названия не только бытуют в речи харьковчан, но и мирно сосуществуют в адресных табличках на домах.
Единственно правильное название улицы — Чернышевская. Оно же историческое. Рассказываем, чье имя дало название улице, как появился второй вариант и при чем здесь писатель Николай Чернышевский.
Харьковские улицы обычно называли по роду деятельности жителей. Яркие примеры — Кузнечная, Рымарская, Чеботарская, Коцарская. Бывало улицы называли по имени кого-то из знаменитых жителей. Так произошло в случае с Чернышевской.
На рубеже 18-19 веков, в начале только формирующейся и еще безымянной улицы землю купил Степан Григорьевич Чернышев — титулярный советник, губернский архитектор и землемер. Около 1814 года он построил здесь каменную усадьбу. Ввиду своей должности и профессии Степан Чернышев был человеком известным среди харьковчан. Да и его усадьба, видимо, занимала доминирующее положение в застройке. Вот и начали называть улицу Чернышовской. Изначально, именно через О. Современное произношение, через Е, появилось несколько позже.
Среди современных харьковчан имя Степана Чернышева практически неизвестно. Построенных им зданий сохранилось мало. На месте его усадьбы в послевоенные годы возвели жилой дом. Да еще и в советское время само название улицы решили переосмыслить. Вместо Чернышевской на карте Харькова появилась улица Чернышевского. Теперь ее начали ассоциировать с именем писателя и философа Николая Чернышевского, автора повести «Что делать?», который, к слову, не имел ни малейшего отношения ни к нашему городу, ни к советской власти.
В годы независимости улице вернули ее историческое название Чернышевская. Но второе название продолжает бытовать. Если бы новое название кардинально отличалось от первоначального, то путаницы и не было бы.
Читайте также: Главная улица Харькова: десять фактов о Сумской, которых вы не знали
Несмотря на отдельные частные усадьбы, в первой половине 19 века застройка улицы происходила довольно медленно. Она получила четкие очертания лишь к 1860-м годам. До этого на отрезке чуть более 600 метров, существовало сразу три улицы: Чернышевская, Старокладбищенская и Ново-Чернышевская.
Точкой разделения выступала усадьба губернского секретаря Д. Ф. Сердюкова. Кстати, этот дом и сегодня можно увидеть под номером 14. Но вернемся в начало 19 века. Территория от современной площади Поэзии до усадьбы называлась Чернышевской. После нее, идущая на север — Старокладбищенской, которая, на пересечении с нынешней улицей Гиршмана, называлась Ново-Чернышевской. По сравнению с этим современная ситуация с двумя названиями уже не кажется такой уж запутанной.
В середине 19 века упомянутые улицы все-таки объединяют в одну. А в 1870-х годах Чернышевская получила современную нумерацию домов и продолжила свое развитие в северном направлении.
Ближе к концу 19 века ее застройка приобрела более интенсивные темпы. На рубеже 19-20 веков Чернышевская улица достигала уже района современной улицы Маяковского. За несколько десятилетий ее протяженности увеличилась почти в три раза — до 1,8 км.
Упоминаемая выше усадьба Дмитрия Сердюкова и сегодня существует в застройке улицы Чернышевской. При взгляде на особняк создается впечатление, что время здесь остановилось. Все как и двести лет назад: величественные колонны, треугольный фронтон, венчающий главный фасад, стены отделанные под руст.
Говоря об особняке, нельзя не вспомнить его владельца. Дмитрий Федорович Сердюков имел более чем скромное происхождение, но это не помешало ему получить дворянство и нажить значительное состояние. Хотя накоплением личных капиталов занялся еще его отец — крепостной, которому удалось получить вольную. Федор Сердюков занимался содержанием почтовых лошадей и смог дать сыну неплохое образование.
Продолжая дело отца, Дмитрий Федорович также начал заниматься строительными подрядами. Видимо, дела шли у него довольно хорошо и около 1808 года он приобрел участок земли в Мироносицком приходе, где по проекту архитектора Петра Ярославского была построена усадьба в стиле классицизма. В ту пору эта земля находилась еще за пределами города. Но уже спустя десятилетие вокруг начала формироваться улица Чернышевская.
Вплоть до прихода советской власти особняк принадлежал семье Сердюковых. После Октябрьского переворота его национализировали и передали для нужд Харьковского аэроклуба. Сегодня в здании расположен Харьковский филиал Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины.
Читайте также: Преподавали почти бесплатно: история первой художественной школы Харькова
Имея довольно длительную историю Чернышевская улица становилась пристанищем для многих выдающихся харьковчан. Память о них сегодня хранят старинные усадьбы с обветшалыми колоннами, прячущиеся в тени деревьев.
К примеру, дом под номером 6. Небольшой двухэтажный особняк, построенные в 1877 году, помнит как в его комнатах постигали азы художественного ремесла юные Генрих Семирадский, Сергей Васильковский и Алексей Бекетов. Именно здесь размещалась школа рисунка и живописи Раевской-Ивановой.
Особняк за собственные средства построил муж Марии Дмитриевны Сергей Александрович Раевский. Причем в одной части дома размещались классные комнаты, а во второй — жила семья Раевских. Мера была вынужденной. Мария Дмитриевна стремилась, чтобы в школе учились прежде всего талантливые дети, а не отпрыски состоятельных семей. Поэтому плата за обучение все годы существования школы оставалась символической — 15 рублей в год. А если родители не располагали даже такой суммой, то дети учились бесплатно. Из чего ясно, что школа не приносила прибыли и денег на аренду отдельного помещения не хватало.
В стенах усадьбы по улице Чернышевская, 6 школа проработала почти двадцать лет. В 1896 году здоровье Марии Дмитриевны ослабло настолько, что она не могла больше руководить школой и передала ее городу.
За полуторавековую историю здание по адресу Чернышевская, 7-9, поменяло множество хозяев. Но их всех объединяла медицина. Здесь размещались исключительно лечебные учреждения. Довольно редкое явление для нашего города.
Здание построил в 1883 году архитектор Михаил Ловцов, по заказу доктора медицины, члена Харьковского медицинского общества Иосифа Семеновича Сыцянко. Здесь он открыл свою лечебницу. Спустя год она уже называлась Лечебный физико-механический институт д-ра Сыцянко.
В этих стенах для лечения больных неврологического профиля применяли инновационный тогда метод электротерапии. По сути, это стал первый клинический институт в нашем городе. После смерти в 1886 году доктора Сыцянко в здании несколько лет работала частная клиника еще одного известного харьковского врача, офтальмолога Леонарда Леопольдовича Гиршмана.
В 1889 году в здании открыл свою лечебницу для больных внутренними и нервными недугами доктор Светухин. Следующим хозяином здания в 1909 году стал выдающийся хирург Николай Петрович Тринклер. Его клиника просуществовала в этих стенах дольше остальных — вплоть до революционных событий 1917 года. Позже здесь размещались: больница Красного Креста, 29-ая больница, Институт переливания крови, Институт неотложной хирургии, Ожоговый центр. В 1977 году сюда переехал Институт дерматологии и венерологии НАМН Украины.
Частые передачи здания от одной клиники к другой внесли ряд изменений в его внешний облик и внутреннюю планировку. В 1883 году здание имело 2,5 этажа и всего 16 палат для пациентов. Естественно, что со временем этого стало мало и здание достроили, что называет и вверх и вширь. В 1920-е годы — надстроили два этажа, а 1933-34 годах — присоединили стоящую рядом богадельню римско-католической церкви.
Читайте также: «Вторые после Бога»: знаменитые харьковские врачи 19 века
В районе пересечения Чернышевской с улицей Скрыпника сегодня можно увидеть небольшое здание, чей фасад украшают колонны и утонченные статуи древнегреческих муз, Харьковский академический русский драматический театр имени А. С. Пушкина. Даже не верится, что всего несколько десятилетий назад на этом месте находились обугленные стены, а сам театр ютился в одном из городских ДК.
В начале 20 века на этом месте располагался небольшой сквер. Пока в 1925 году здесь не решили построить Клуб печатников по проекту архитектора Александра Молокина. Спустя два года сквер исчез, а в новом клубе на 1000 мест культурно отдыхали рабочие типографии.
В 1933 году в тогда еще столичном Харькове возникает Театр русской драмы. Постановить собрать труппу и даже командировать в Харьков режиссера Ленинградского академического театра драмы Николая Петрова оказалось легче, чем построить новое театральное здание, поэтому власти передали Клуб печатников новому театру.
В здании, построенным Молокиным, театр проработал до 1978 года. Строение пощадила Вторая Мировая война — оно практически не пострадало. Но его не пощадило время. К 1970-м годам здание сильно обветшало. А в 1978 году случился сильный пожар, практически уничтоживший здание. Пожары, вообще, не редкость для театральных сооружений. Костюмы и декорации горят очень легко.
В то время театру уже присвоили звание академического. Казалось бы, вопрос возведения нового здания, в стране, где на строительство не жалели средств, должны были решить очень быстро, но в этот раз почему-то спешить не стали.
Театр перевели в ДК на улицу Скрыпника и началась 25-летняя эпопея его восстановления. В начале девяностых звучали предложения построить новое здание на проспекте Ленина (сейчас Науки), в районе ХИРЕ, однако его не поддержали и в итоге решили восстанавливать театр на Чернышевской.
Проводимые работы неправильно называть реконструкцией. Фактически в 2003 году, здесь возникло новое здание, фасады и внутренняя организация которого, даже отдаленно, не напоминают Дом печатников.
Здания о которых мы рассказали — далеко не полный перечень строений, которыми известна Чернышевская улица. Практически каждое здание в ее застройке может многое рассказать об истории нашего города и его жителей.
Алена Маршала