В прошлой статье мы детально рассмотрели, в каком положении находится проблема утилизации отходов в Харьковской области и к какому решению «мусорного вопроса» пришли страны Западной Европы. Важным аспектом в утилизации отходов является переработка вторичного сырья, которая во многих европейских странах стала не только способом улучшить экологию, но и зарабатывать миллиарды евро.
Приезжая в страны Европейского Союза, многие наши соотечественники удивляются тому, «как у них чисто». Может сложиться впечатление, что европейцы производят совсем немного мусора, хотя это впечатление ложное. Ежегодно жители Европы производят свыше 2 миллиардов тонн отходов, и эта цифра постоянно растет.
Решать «мусорный вопрос» начали еще в 1975 году, приняв один из трех основных законов по обращению с отходами — Рамочную директиву по отходам. Именно эта директива вмещает в себе базовую терминологию: «управление отходами», «сбор отходов», «утилизация отходов» и т.д.
Помимо терминологии рамочная директива поясняет основополагающие направления стран-членов Евросоюза и их обязанности в области снижения производства отходов и их вредоносного воздействия на окружающую среду. Одним из основных пунктов достижения вышеуказанных целей является утилизация отходов путем переработки, вторичного использования, восстановления или любого другого процесса, который предусматривает извлечение вторичного сырья или использование непригодных для переработки отходов в качестве источника получения энергии.
Следующим крупным шагом в решении мусорного вопроса на законодательном уровне стала Директива о полигонах захоронения отходов от 26 апреля 1999 года. Согласно данному документу, полигоны были разделены на три основных группы:
У каждой группы полигонов своя специфика и технология захоронения, а также особая процедура приема мусора на полигон. Так, при поступлении на полигон необходимо первоочередно провести проверку имеющейся документации на отходы, обязательный визуальный осмотр и сверка содержимого с предоставленными документами. Содержимое фиксируется в специальном реестре, после чего полигон письменно подтверждает получение каждой принятой доставки. Помимо этого, в директиве расписано и то, какие отходы запрещено принимать на полигоны для последующего захоронения. Также строго запрещено смешивать отходы.
Третья основная директива, регулирующая процесс переработки мусора – «О сжигании отходов» от 4 декабря 2000 года. Данной директивой представители Евросоюза минимизируют негативное влияние на экологию в связи со сжиганием отходов, не подлежащих повторной переработке. Директива жестко регламентирует требования к мусоросжигательным заводам и выбросам, которые производят предприятия. Все это делается как с целью предотвращения загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных/подземных вод, так и для минимизации рисков для здоровья человека.
Помимо трех основных директив существует ряд других документов, которые регулируют обращение с такими опасными отходами, как батарейки, аккумуляторы, автомобили, электрооборудование и прочее. Чтобы подтолкнуть население своих стран к соблюдению директив относительно раздельного сбора мусора, его переработки и утилизации не перерабатываемых отходов, правительства европейских стран установили для нарушителей невероятно высокие штрафы. Так, если вы захотите выкинуть на асфальт в Париже или другом городе Франции окурок, то вам придется заплатить за это «удовольствие» 35 евро. А в Бельгии, если вы бросите мусор мимо урны, вам придется выложить 150 евро.
Если какой-нибудь нерадивый гражданин Федеративной Республики Германия соизволит организовать свалку в неположенном месте, например в ближайшей лесопосадке на окраине города, то он будет оштрафован на 500 евро. Для простых граждан штрафы в Европе куда либеральнее, чем для предприятий и компаний. Представителям бизнеса за организацию незаконной свалки или чего-то подобного грозят штрафы в десятки раз выше.
А теперь вспомните харьковские лесные массивы, скверы в периферийных районах города, наши водоемы. Тысячи людей ежедневно безнаказанно выбрасывают на стихийные свалки тонны отходов. У нас это в порядке вещей. Каково же наше удивление, когда мы видим в лесу цветущие чистые поляны вместо мусорных куч, оставленных нашими согражданами, или скинутых в ночном сумраке мешков со строительным (производственным) мусором.
В нашем инфантильном постсоветском сознании, развращенном безнаказанностью 1990-х и коррумпированностью сегодняшних чиновников, которые постоянно «закрывают глаза» на незаконный выброс мусора абсолютно ВЕЗДЕ, отходы человеческой деятельности стали нормой существования. Как нашему человеку «жити по-новому», по европейским канонам, когда он обращается со своей землей, своим природным достоянием как с выгребной ямой? Мы превратили собственный дом в сплошную свалку. Это паразитизм и безответственность.
Пока не будет четкой законодательной базы по утилизации и переработке отходов с высокими (по европейским меркам) штрафами, у нас не будет здоровой экологии и разумного подхода к «мусорному вопросу», поэтому европейский опыт в отношении к переработке вторсырья и утилизации отходов — это не просто «красивые слова», это жизненная необходимость.
Еще один нюанс, которому стоит поучится у европейцев, — это стимуляция населения к сознательному подходу относительно сортировки и сбора мусора. В первую очередь это достигается путем развития социальных проектов, направленных на материальное спонсирование муниципалитетом тех, кто сортирует отходы. К подобному поощрению можно отнести предоставление льгот на коммунальные услуги, как, например, в Германии. Немцы, раздельно собирающие свой мусор, не платят за его вывоз. В других странах сознательные граждане получают финансовую помощь от государства в виде субсидий на жилье, газ, электроэнергию и тепло.
Одним из основных видов утилизации отходов является переработка вторсырья. К повторно используемому мусору относятся макулатура, стекло, пластик, металлические изделия, резина, биологические отходы. Каждый из перечисленных видов отходов имеет свою особенную технологию обработки, позволяющей экономить имеющиеся у нас ресурсы. Все что не получает «новую жизнь», используется как вторичный энергетический ресурс, превращаемый в энергию посредством добычи биогаза на законсервированных полигонах, а электроэнергии и тепла — при сжигании неперерабатываемого мусора.
Если рассматривать страны Западной Европы, то их показатели переработки отходов колеблются от 60 (Швеция) до 80% (Швейцария). Германия и Королевство Нидерланды — 70%. В этих странах свалок практически нет уже более десятка лет. Для сравнения, в Украине перерабатывается не больше 17% отходов, все остальное складируется на полигонах и стихийных свалках.
Чтобы загружать мощности мусороперерабатывающих заводов на 100%, Швеции и Германии приходится импортировать отходы у соседних государств, зарабатывая на этом дополнительную «копеечку». Так, еще в 2007 году одиозный премьер-министр Италии Сильвио Берлускони решил постоянно возникающие «мусорные кризисы» в стране путем соглашения с Германией об экспорте мусора своему северному соседу. В Германии не стали отказываться, поскольку местные заводы справлялись с 14 миллионами тонн мусора, производимыми немцами на ура, при возможности установок обрабатывать 18 миллионов тонн.
Опыт европейских мусороперерабатывающих заводов свидетельствует о том, что переработка отходов во вторсырье и вторичный энергетический ресурс может стать выгодным видом коммерческой деятельности, поскольку мусор производится регулярно и в неограниченных количествах. Один небольшой завод по переработке твердых бытовых отходов является источником стабильного заработка для своего владельца.
В качестве примера можно привести транснациональные холдинги по переработке мусора, которые приносят своим владельцам миллиардные прибыли. К таким относится французская корпорация Veolia Environ-mental Services, работающая в 35 странах по всему миру. Прибыль корпорации в 2011 году составила порядка 30 миллиардов евро. А крупнейшая компания Германии Remondis AG&Сo, работающая в Польше, Венгрии и Украине, за тот же 2011 год заработала более 5 миллиардов евро.
Переработка мусора в Европе строится в несколько этапов:
Так, низкотемпературный пиролиз не загрязняет атмосферу вредными выбросами, образуя при этом большое количество тепла, которое используется для получения тепло- и электроэнергии. Однако при этой технологии отходы должны пройти предварительную сортировку.
В свою очередь, плазменная переработка мусора или высокотемпературный пиролиз твердых бытовых отходов не требует тщательной сортировки и может использоваться для любого мусора. При переработке образуется так называемый синтез-газ, который применяют для получения той же тепло- и электроэнергии, а также образуется безопасный вторичный продукт, который прагматичные европейцы применяют для изготовления керамической плитки и других строительных материалов.
Таким образом, современные технологии позволяют не только перерабатывать вторсырье, но и утилизировать отходы, которые не подлежат переработке, делая это с выгодой для своего кармана. В Харьковской области уже занимаются строительством полигонов для утилизации отходов, где будут осуществлять переработку мусора при помощи биоремедерации — использования метаболического потенциала биологических объектов, таких как грибы, бактерии, растительные микроорганизмы.
Насколько выгодно и эффективно это будет, пока неизвестно, но очевидно другое, что «мусорный вопрос» необходимо решать вначале на законодательном уровне, прибегая к системе кнута и пряника. Наказывать нерадивых граждан и владельцев предприятий материально за несоблюдение «экологических законом» и поощрять за сознательное отношение к переработке отходов и их рациональной утилизации. А также не стоит забывать, что решение проблем утилизации отходов нужно начинать с себя: сортировать домашний мусор, выбрасывать пригодные к вторичной переработке отходы в специальные сетчатые контейнеры, разделять бумагу и стеклотару. Наши собственные ежедневные усилия могут быть вознаграждены в конечном итоге чистыми лужайками в лесу и дешевой тепло- и электроэнергией. Just do it!
Роман Шемигон