Опыт Финляндии в области реформ образования однозначно указывает на необходимость значительных финансовых вливаний, поскольку именно образование является фундаментом государства. Также немаловажным фактором развития данной сферы является степень престижности профессии учителя, который в финских школах не только уважаем в обществе, но и обладает высоким уровнем материального обеспечения, чего не скажешь о харьковских учителях. Более подробно читайте в первой части статьи.
Теперь больше хотелось бы коснуться самого образовательного процесса в финских школах, поскольку педагогический подход там является довольно парадоксальным: школьники Финляндии меньше всего проводят времени за учебой, однако результативность такой методики — одна из самых высоких в мире.
Основной упор финны делают на дошкольное образование и младшую школу. Дело в том, что финская система завязана на передовых исследованиях в области возрастной психологии, воспитатели и учителя начальной школы работают в соответствии с принципами нейропедагогики. Дошкольное образование является основополагающим этапом в обучении ребенка, поскольку в первые пять лет жизни человека происходит рост 90% объема головного мозга и 85% нервных путей; чтобы развитие детей проходило качественно, с ними работают квалифицированные педагоги, прошедшие строжайший отбор. В детских садах маленьких финнов стараются «научить учиться». Особое внимание уделяется урокам на природе, материально-ориентированному обучению, а также чтению на досуге, что активно поощряется. Не зря Финляндия является самой читающей страной.
В школьной системе образования все базируется на принципах равенства, доверия, уважения к индивидуальности и практичности.
Равенство проявляется во всем:
Так, все общеобразовательные учреждения, от самой большой школы (960 учащихся) до самой маленькой (11 детей), имеют идентичные условия: одинаковое оборудование, равные возможности и пропорциональное финансирование от государства. Кстати, в Финляндии 97% школ являются государственными или частно-государственными. В последних родителям приходится доплачивать, но и требования к учащимся там выше.
В отличии от наших школ, где сохранился принцип дифференциации учащихся по способностям или «профилям», в финских средних учебных заведениях отсутствует подобное деление. «Практика деления учащихся на группы по способностям была устранена в 1980-х годах», – поясняет директор Центра международного обмена и сотрудничества в области образования Паси Салберг в своей книге «Финские уроки».
Вне зависимости от интеллектуального потенциала дети обучаются в одном классе. Все дети считаются равными и «особенными», как одаренные, так и с дефицитом умственных способностей. Это то, что Салберг называет «равенством результатов», то есть «социально справедливой и всеохватывающей системой образования на основе равенства учебных возможностей». Учащиеся получают образование совместно с детьми на инвалидных креслах, поскольку в Финляндии делают большой упор на интеграцию в социум людей с особыми потребностями.
Максимальное число учеников в классе не превышает 15-18 человек. Это обусловлено принципом создания эффективного коллектива. В малых группах легче наладить деятельность учащихся и контролировать ее.
У учителей нет «отличников» или «двоечников». Это связано, во-первых, с тем, что до пятого класса (иногда и до восьмого) финским ученикам не ставят оценок-баллов, лишь устные похвалы или замечания. Финны уверены, что данная практика позволяет развить в учащихся способность к самооценке.
Начиная с шестого класса, учителя ставят отметки от 4 до 10 баллов, всегда сопровождая их устным оцениванием. Оценивается личный прогресс школьника, а не его достижения в сравнении с другими учащимися. Сравнивать учеников — запрещено. Помимо этого, финны практикуют частные обсуждения успехов учащихся с их родителями. Учитель, родитель и ученик разбирают то, над чем необходимо работать конкретному ребенку и на что следует обратить внимание родителям.
В свою очередь, в харьковских школах приоритет имеют оценки, рейтинги, а вовсе не ученик, как об этом громогласно трубят на разных педагогических конференциях и в скомпилированных диссертациях. Оценки стали извращенным критерием ценности личности школьника, вожделенным предметом поклонения. Они скрупулезно записываются (а чаще дописываются) в журналы, которые подвержены строгой бюрократической отчетности. Школы стараются «нарисовать» своим ученикам балл покрасивее, чтобы поднять свой рейтинг. А что мы имеем на выходе? Людей с «хорошими» оценками и неспособных думать.
Финны выступают исключительно за практичность образования. «Либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое», — говорят представители образования Финляндии. Поэтому у них фактически отсутствуют экзамены. Единственный общий экзамен сдается по окончании средней школы и на нем можно пользоваться всем, что ты имеешь под рукой: справочная литература, книги, Интернет. Главная цель — не запоминание кучи ненужной информации, а умение привлечь нужные ресурсы для решения поставленной проблемы. Кстати, учителя ни перед кем не отчитываются за результаты этого экзамена и не «дрессируют» учеников к предстоящей сдаче. Харьковским выпускникам 9-х и 11-х классов остается об этом только мечтать, напряженно сдавая многочисленные внешние независимые оценивания и государственные итоговые аттестации.
Подготовка к жизни проявляется также в преподавании только практически полезных знаний, умений и навыков. Именно поэтому финские школьники не учат устройство доменной печи, логарифмы и подобные непрактичные вещи. Однако с младшей школы их обучают составлять портфолио, контракт, пользоваться банковской картой, высчитывать проценты налогов из собственных (будущих) доходов, создавать сайт-визитку и прочим навыкам, облегчающим жизнь. Главное, чему должна научить ребенка школа — это самостоятельная успешная жизнь в будущем. Умение размышлять и самостоятельно добывать знания культивируется в финских учениках с детства. Учитель лишь задает общий тон урока, а затем контролирует и корректирует деятельность учащихся. Учитель способствует развитию у школьников умений пользоваться справочной литературой, интернет-ресурсом, текстом.
Система образования Финляндии также базируется на биполярном доверии, как к работникам общеобразовательных учреждений, так и к учащимся.
Учителя избавлены от проверок, районо, назойливых методистов, учащих как правильно обучать и прочего чиновничьего мракобесия. Финские учителя избавлены от гнета чиновников.
Образовательная программа Финляндии является единой для всей станы, но имеет лишь вид общих рекомендаций, поэтому каждый учитель имеет право пользоваться тем методом, который считает наиболее эффективным и плодотворным. Харьковские же учителя постоянно сидят на чиновничьей цепи (крепостные системы образования), безукоризненно выполняют все инструкции и сдают отчеты. Возможно, эти «цепи» и уберегают наших учителей от халатного выполнения своих обязанностей, но это уже другая тема и углубляться в нее не стоит в рамках данной статьи.
Доверие к учащимся у финских учителей проявляется в выборе ребенком того, что для него будет полезнее, он добровольно делает выбор и принуждать его не будут. Если ученик не склонен к учебе, то его обязательно ориентируют на практически полезную деятельность, на «несложную» профессию. Финны понимают, что не всем дано постигать глубины космоса, человеческого мозга или квантовую физику, кто-то должен качественно водить автобус или строить дома. Выявлением склонностей и профессиональной ориентацией учащихся в финских школах занимается специальный человек — «учитель будущего», который определяет, чем в будущем лучше заниматься ребенку. Если ты не склонен к учебе, ты не продолжаешь учиться в лицее, а идешь в профессиональное училище. И это не зазорно, а равносильно оценивается государством, в отличии от нашей страны.
В финских школах каждый ребенок является личностью со своими правами, обязанностями и потребностями. Для максимально детального и эффективного подхода к ученику учитель составляет индивидуальный план обучения/развития для каждого(!) из своих подопечных.
Индивидуальный подход проявляется во всем: в задаваемых упражнениях, количестве заданий (классных и домашних), отводимом времени на их выполнение, а также степени углубления в преподаваемый материал (кому-то более подробно, кому-то — лишь основы). Выполняя на одном уроке упражнения разного уровня сложности, учащиеся оцениваются персонально, в зависимости от прогресса в выполнении задания.
Если учитель видит, что ребенок «слабее» других, то он добровольно будет оказывать ему дополнительную помощь во время уроков или после.
Качественное выполнение финскими учителями своих прямых обязанностей — обучать — привело к тому, что минимальный уровень знаний в школах Финляндии составляет 3,6%, а средний и выше среднего — 32%.
В Харькове реальные показатели минимального уровня знаний невозможно определить, поскольку учителя сознательно (по наставлению «свыше») не ставят минимальный оценочный уровень, чтобы не портить рейтинги и показатели «успеваемости».
Система образования в Финляндии базируется на либерализме, толерантности, индивидуальном подходе, высоком уровне образования учителей, доверии и равноправии. Этим принципам необходимо следовать и нам, планомерно проводя в жизнь качественные, результативные (не на бумаге, а в жизни!) реформы системы образования. Необходимо развивать умение постоянно учиться, добывать нужную информацию, фильтровать ее, тем самым повышая уровень сознательности учителей и учащихся. И это необходимо делать, начиная с детства.
Советская модель образования, перекрашенная в желто-голубые цвета, никогда не даст плодов, поскольку она морально устарела, перестала отвечать требованиям современного информационного общества, требующего от его членов способности к самообразованию и постоянному расширению своего кругозора.
Роман Шемигон