Одно из зданий в начале улицы Пушкинской привлекает внимание своей монументальностью и необычной архитектурой. Харьковская хоральная синагога «Бейт Менахем», построенная столетие назад, и сегодня поражает своей монументальностью и архитектурным решением. Кстати, Харьковская синагога — одна из самых больших не только в Украине, но и в Европе. По размерам она уступает лишь будапештской.
Строительство Хоральной синагоги обошлось еврейской общине города в 150 000 рублей. А ее автор, петербургский архитектор Яков Гевирц, ни разу не бывал в Харькове и никогда не видел воплощение своей идеи в камне.
Сегодня портал MyKharkov.info расскажет о Харьковской хоральной синагоге.
Торжественная закладка первого камня Харьковской хоральной синагоги состоялась 30 мая 1910 года. Но мы начнем наш рассказ на полтора столетия раньше. Ведь нельзя говорить о Харьковской синагоге, не затронув вопрос формирования еврейской общины города.
Харьков называют одним из центров еврейской жизни Украины. Не уступающего в своем значении Одессе или Львову. Но в нашем городе евреям не всегда приходилось легко. Харьковская губерния, единственная на территории Украины, не вошла в черту постоянной еврейской оседлости. То есть, вплоть до второй половины 19 века евреям на законодательном уровне запрещалось селиться в городе и вести здесь какую-либо деятельность.
Еврейская община Харькова начала формироваться в конце 18 века. В то время город утратил свое оборонное значение и превратился в ярмарочный центр, что не могло не привлечь купцов-иудеев и мастеровых из других губерний империи. Спустя десятилетие в городе появляется компактная колония, которую возглавил купец Моисей Александрович, выполнявший обязанности раввина. Вскоре община обратилась к городским властям с просьбой утвердить в Харькове раввином Израиля Больховича, до этого жившего в Екатеринославе.
К началу 19 века в Харькове уже существовала своя Еврейская улица. Правда это название все же оставалось неофициальным. Так харьковчане называли Мещанскую улицу (сегодня — Гражданская улица). На Холодной горе появилось первое еврейское кладбище. Только вот харьковские купцы не особенно радовались такому соседству.
Читайте также: Грязный город: как жил Харьков два века назад
В 1804 году стараниями харьковского купечества купцы-иудеи могли торговать на городских ярмарках только оптом. А спустя год и вовсе получили полный запрет на торговлю и проведение сделок. В это же время вышло «Положение об устройстве евреев», согласно которому Харьков и губерния оказались за пределами черты оседлости.
С этого времени иудеям запрещалось даже временно находиться в городе, селиться в гостиницах. Тем не менее евреи в городе жили — арендовали номера и дома, магазины и лавки на чужие имена, давали взятки приставам, подкупали чиновников, чтобы поступить в Университет. Одним словом, выкручивались как могли. Запрет ударил также и по экономике города, поэтому многие харьковские губернаторы своими указами предоставляли евреям право заниматься торговлей на ярмарках и легально останавливаться в Харькове.
В конце 1850-х годов в Харькове на законных основаниях проживало около 150 евреев. А спустя десять лет — уже более тысячи. Кроме купцов, это были ремесленники и отставные солдаты, медики и учителя, студенты и гимназисты. При этом наш город никогда не знал еврейских погромов, чего нельзя сказать о других украинских городах.
С середины 19 века в городе существовали две еврейские общины — купеческая и солдатская. Обе имели свои собственные синагоги, устроенные в городских особняках. Первой в начале 19-го века возникла Солдатская синагога. Ее основали отставные солдаты-иудеи, которым разрешалось официально селиться в Харькове. Отсюда и название. Также синагогу называли Мещанской, по улице, где она находилась. Среди прихожан большинство составляли ремесленники, городская беднота.
В 1867 году, в самом сердце города, на Немецкой улице (сегодня — Пушкинская) открылась еще одна синагога — Купеческая. Она расположилась в старинном особняке, изначально принадлежащем знатному дворянскому роду Зарудных. Усадьбу в стиле ампир построил Петр Ярославский, автор дома губернатора на Университетской улице.
Купеческая синагога сразу же стала главной в Харькове и затмила Солдатскую. Все старались попасть на богослужение именно сюда. В том числе и купцы, приезжавшие в город на время ярмарок. Довольно быстро в официальных документах Купеческую синагогу начали называть 1-й еврейской молельной, а Солдатскую, несмотря на древность — второй.
Из-за такой популярности попасть в Купеческую синагогу становилось все сложнее. Она просто не могла вместить всех желающих, и число прихожан начало уменьшаться. Тем более, что в начале 20 века в городе насчитывалось уже почти два десятка молельных домов больших и маленьких. Поэтому встал вопрос о строительстве новой, большой синагоги.
Читайте также: Остались только фотографии: семь утраченных храмов Харькова
К проблеме подошли основательно. За проектом новой синагоги правление «1-й еврейской молельни» отправилось в столицу. По их инициативе Императорское Санкт-Петербургское общество архитекторов в 1909 году организовало официальный архитектурный конкурс, ход которого освещался в столичном журнале «Зодчий». Среди представленных 17 заявок, победу получил проект молодого петербургского архитектора Якова Гевирца «Еврейская буква».
Бывавший в Италии Гевирц сумел соединить в проекте черты мавританского стиля и римской готики. Предложенная им идея поражала своей монументальностью и напоминала о стенах древних палестинских сооружений. Кстати, сам автор, не принимал участие в дальнейшей судьбе своего проекта. Яков Гевирц никогда не бывал в нашем городе и не видел здания Харьковской синагоги.
Строительством же занимались харьковский зодчий Михаил Пискунов и архитектор Валентин Фельдман. За три года они воплотили предложенную Гевирцем идею в камне.
Состоятельные члены еврейской общины щедро жертвовали деньги на строительство. Ветхое здание старой Купеческой синагоги снесли еще в 1906 году. Проект утвержден. Все разрешения получены. Казалось бы нет проблем. Но, как это всегда бывает, трудности возникли уже в процессе возведения синагоги.
Первоначально синагогу хотели построить по красной линии Пушкинской улицы. Но в начале 20 века на Николаевской площади (сегодня площадь Конституции) находился Николаевский собор. По существовавшим в то время правилам, между православным и иудейским храмами должно было оставаться расстояние минимум в 100 саженей (213 метров). Вот и пришлось архитекторам задвинуть синагогу вглубь улицы, на склон холма. Кстати, говорят, именно это спасло Харьковскую хоральную синагогу от разрушения в годы Второй Мировой войны.
В сентябре 1913 года в Харьковской хоральной синагоге начались богослужения. Новый храм мог вместить до тысячи прихожан и довольно быстро стал центром еврейской жизни и культуры Харькова. Но наступил 1917 год.
Читайте также: Прогулка по Харькову с Путеводителем 1915 года или как изменился наш город за сто лет
С установлением советской власти, исчезло понятие черты оседлости. Евреи получили всю полноту гражданских прав и возможность селится там, где захочется. Только вот обратной стороной всех этих свобод стало закрытие синагоги. Новая власть развернула масштабную антирелигиозную кампанию. Харьковские синагоги разграбляли, изымая ценные ритуальные предметы из серебра, которые кроме сакрального, имели художественное значение. А затем и вовсе у общин отобрали сами храмовые здания.
Харьковскую хоральную синагогу закрыли в 1923 году, с циничной формулировкой «по просьбам еврейских трудящих». Величественное здание приспособили под Еврейский рабочий клуб имени 3-го Интернационала. Также в довоенные годы в стенах синагоги некоторое время располагался детский кинотеатр. Но наибольший ущерб здание получило даже не в годы Второй Мировой войны, а во второй половине 20 века.
С 1949 по 1990 годы в здании располагалось Добровольное спортивное общество «Спартак». Естественно, что организация внутреннего пространства и интерьеры Харьковской хоральной синагоги не отвечали требованиям «квартировавших» здесь спортсменов. Последовали перепланировки. Так, молельный зал разделили на два этажа: на первом разместился зал для прыжков на батуте, а на втором устроили игровой зал. На площади более двух тысяч квадратных метров нашли себе место и боксеры и тяжелоатлеты и даже партийная номенклатура в лице чиновников областного совета.
Но все же нужно отметить, что здание Хоральной синагоги постигла более счастливая судьба, чем большинство других еврейских молельных домов города. От Солдатской синагоги до сегодня сохранился лишь фундамент. Разрушенную в годы войны Мордвиновскую синагогу перестроили в планетарий. А вот Харьковская хоральная синагога уцелела практически в первоначальном виде.
В 1990 году здание вновь вернулось еврейской общине города. После проведения реконструкции и восстановления внутренних интерьеров здесь возобновились богослужения. Сегодня Харьковская хоральная синагога не просто духовный центр. Это место общения и проведения собраний. Здесь есть залы для просмотра фильмов, библиотека и даже общежитие. Это главный культурный и духовный центр для евреев Харькова, а также архитектурная жемчужина нашего города.
Алена Маршала
[…] […]
[…] Товариства «Праця» проходили засідання єврейського добровільного музичного товариства […]
[…] Товариства «Праця» проходили засідання єврейського добровільного музичного товариства […]