Марьян Крушельницкий приехал в Харьков молодым актером. Здесь он стал зрелым мастером, которому были подвластны и гротеск, и комический жанр, и трагические роли. Он – один из создателей современного украинского театра, режиссер, педагог, удостоенный званий Народного артиста СССР, Украины и Узбекистана, награжденный двумя Сталинскими премиями, тремя орденами и медалью.
Отец Марьяна – Михаил Крушельницкий – по природе был образованным, очень творческим человеком, музыкальным, знающим нотную грамоту, хорошо владевший фортепиано и фисгармонией, прошедший обучения на курсах при консерватории во Львове.
Он был большим непоседой, поэтому сменил много мест жительства в родной Галиции, а уж сколько работ – не сосчитать: от землемера до бухгалтера. Когда родился Марьян, отец был псаломщиком, то есть церковнослужителем, помогающем совершать обряды священнику в православной церкви села Пылява. Сейчас это село в Тернопольской области, а раньше это была территория Австро-Венгрии.
Михаил часто переезжал, организовывал избы-читальни, объяснял крестьянам политические вопросы и законы, организовывал драматические кружки, ставил постановки, даже декоративно расписывал хаты и предметы быта. Занимался просветительской работой, не сильно заботясь о материальной стороне жизни семьи.
Мать Марьяна, Мария, была соратницей и помощницей мужу во всех его делах. Она тоже принадлежала к интеллигенции, работала учительницей польского языка и пения. Пела она прекрасно, и при других обстоятельствах могла бы стать знаменитой певицей. Не удивительно, что у таких родителей сын стал артистом.
Со своих первых дней мальчик окунулся в творческую атмосферу семьи, впитывая практику актерской игры и музицирования. Семейная легенда гласит, что, по существующей тогда традиции местный юродивый предсказал, смутившись, его судьбу: «Будет … музыкантом». И это не удивительно, ведь в их роду была оперная певица, будущий заслуженный деятель искусств Украины, тетя мальчика Саломея Крушельницкая.
Через несколько лет Крушельницкие осели в селе Глещава, расположенном возле древнего городка Теребовля, где родители занялись привычными делами: преподавание, разъяснение, организация избы-читальни и любительского театра. Михаил сам переделывал сценарии и режиссировал спектакли. Это были постановки по произведениям Василия Стефаника, украинские водевили и драматургические произведения Именно в этом селе заболела туберкулезом и умерла мать Марьяна (1928), а отец женился во второй раз. В новом браке у него было два сына, и прожил он до 1959 года.
Читайте также: Не смог притвориться советским режиссером: харьковский период в жизни Леся Курбаса
В детстве Марьян был веселым и динамичным ребенком, увлекавшимся различными играми и захватывающими историями. Он много читал на украинском и польском языках, слушал интересные истории, притчи, которые рассказывали местные жители. Любил смотреть ярмарочные представления, народные празднества и обряды, постановки художественно-драматического кружка своих родителей. Был такой же непоседа, как и отец. Однажды семилетнего мальчика так захватили песни и пляски бродячих цыган, что он чуть не уехал вместе с ними.
Родители с малых лет привили ему любовь к музыке, обучили нотам и игре на скрипке. Мать научила его вокалу, и он стал петь по-женски высоким тонким голосом. Если к этому добавить его небольшой рост, миловидное розовощекое лицо с привлекательной ямочкой на подбородке, то станет понятным, почему в подростковом и юношеском возрасте Марьянчику предлагали играть женские роли.
Его внешность пробуждала в людях доверие, симпатию и доброжелательное отношение. Но первый театральный опыт был неудачным. Родители поручили пятилетнему малышу роль маленького чертенка, и он, загримированный, взволнованно ожидал свой выход. Ждал, ждал, прилег за кулисами… и проспал все действо. И хотя от дальнейшего участия он был отстранен, но это не уменьшило его увлеченности театром.
После окончания начальной школы Крушельницкие отдали сына в классическую гимназию во Львове, а в 1910 году перевели в украинскую гимназию Тернополя. В этих гимназиях превалирующими были гуманитарные предметы, которые Марьян, имея прекрасную память, легко осваивал.
Он учил немецкий язык, получал системное музыкальное образование: совершенствовал игру на скрипке, пел в хоре. Посещал научный кружок, его литературно-историческое отделение, прекрасно декламировал стихи, отдавая предпочтение поэзиям Ивана Франко и Николая Вороного. К своим прежним прозвищам (Малюська, Крош) прибавилось Ворон, которое стало его первым театральным псевдонимом. Юный Ворон имел широкую известность в гимназии как непревзойденный инициатор и организатор театрализованных действий, концертов, поэтических вечеров, пользовался славой автора песен и стихов.
В любительском гимназическом театре ему преимущественно доставались женские роли. На одно из представлений «Тартюфа» гимназисты пригласили профессиональных артистов театра «Руська бесіда» со Львова, которым руководил Василь Юрчак. Его очень впечатлила игра «девочки» в роли Валера. Он был удивлен, когда к нему подвели Марьяна. Разглядев в подростке искру таланта, он долго беседовал с ним, раскрывая достоинства и недостатки профессии актера, и гимназист запомнил этот урок на всю жизнь.
Первая мировая война заставила восьмиклассника Марьян оставить гимназию и жить почти два года с родителями. В Тернополь он вернулся весной 1916 года и присоединился к товариществу «Тернопільські театральні вечори», который организовал Лесь Курбас, собравший артистов, которые покинули Львов, и актеров-любителей из гимназистов. Но к приезду Крушельницкого Курбас уже работал в Киеве, куда его пригласил создатель первого украинского театра Николай Садовский.
Марьян «пришелся ко двору» театру: хорошо пел, играл в оркестре на скрипке, танцевал, исполнял роли, был обаятельным весельчаком. Но ему пришлось учиться у опытных актеров. Руководитель театра Николай Бенцаль обратил внимание Марьяна на важность раскрытия образа «маленького человека» через трагикомичность ситуаций и эксцентрику. У ведущего актера Ивана Рубчака он учился импровизировать на сцене, а также умению вовлечь зрителя в свое действо. Первые значительные и главные роли Марьяна с успехом состоялись тоже в этом театре.
Во время войны деятельность театра была прервана, поскольку многих артистов мобилизовали в музыкальную команду австрийской армии. Крушельницкий получил чин ефрейтора, и он с командой выступал перед военнослужащими, играя на барабане. Все попытки уволиться пресекались, и актеры смогли освободиться от постылой службы, когда была создана Западно-Украинская республика (ноябрь, 1918 год).
Затем в жизни Марьяна появилось несколько кратковременных проектов. Сначала был «Украинский театр», созданный Николаем Бенцалем, Теофилем Демчуком и Крушельницким. Это начинание не имело особого успеха, и через год его преобразовали в товарищество «Новый Львовский театр», которое возглавил уже известный тогда Амвросий Бучма. В театре стремились ставить лучшие отечественные и зарубежные драматургические произведения. Они гастролировали по городам Западной Украины, и актеры были настроены очень патриотично, принимали участие в народных манифестациях, проводили концерты, а часть заработанных денег отдавали для организаторов политических акций.
Жизненный и театральный опыт помог Марьяну неординарно сыграть ряд главных ролей в спектаклях: Стругу из «Зимнего вечера» Михайла Старицкого, Куксу из «Остались в дураках» Марка Кропивницкого, Ивана в «Бесталанной» Ивана Карпенко-Карого и другие. Он был окрылен не только новыми ролями, мастерски исполняемыми в трагикомическом стиле, заставлявшем зрителей то плакать, то смеяться. Его окрыляло первое любовное чувство, пленила партнерша – талантливая актриса Катерина Рубчакова, которую за незабываемую игру называли «Галицкая Заньковецкая». К величайшему огорчению несчастного Марьяна, Катерина внезапно умерла на гастролях в Каменец-Подольском.
В феврале 1920-го года произошло слияние Нового Львовского театра с некоторой частью актеров распавшегося Молодежного театра под руководством Леся Курбаса, которую возглавил Гнат Юра. Новый проект назвали Театром имени Ивана Франко.
Вновь начались трудные гастроли, на которых актеры пытались заработать на существование и деньгами, и натуральными продуктами. Марьян играл здесь недолго. Одна из польских газет сообщила, что Крушельницкий и Бучма были расстреляны большевиками. Сын узнал, что мать заболела, прочитав сообщение. Он вернулся к родителям и был мобилизован революционным комитетом для организации народного образования. В это время Крушельницкий принимает участие в открытии школ в селах, в подготовке учебников на украинском языке, а когда состояние образования стабилизируется, уезжает в Тернополь. Здесь со знакомыми актерами по «Театральным вечерам» Крушельницкий создал новое товарищество – «Драматический театр». Наконец-то он попробовал себя в роли режиссера, но опыт не особенно удался. К тому же, с захватом города польскими войсками, театр закрыли.
Марьяна пригласил руководитель «Руської бесіди» Александр Загаров во Львов, поскольку Крушельницкий был уже известным в Галичине актером. Здесь он прошел прекрасную актерскую школу игры с психологическим подтекстом. Но публика предпочитала видеть его в комических ролях, что не давало возможности осваивать серьезные образы.
Марьян вел активную общественную работу, и его избирали секретарем, а затем председателем Союза работников театра Галичины. Под цензурой польских властей работать становилось все тяжелее. Известность Крушельницкого проникла в Польшу и распространилась на всю Украину, его приглашали в польские театры, а он мечтал попасть на «Большую Украину», где в то время активно развивался украинский театр. Поляки закрыли «Руську бесіду», и это ускорило отъезд Марьяна. В октябре 1924 года состоялся его прощальный концерт, и он отбыл сначала в Прагу, затем – в германский порт, оттуда – в Ленинград, а потом – в Киев.
«Березиль» Курбаса к этому времени стал известным культурным центром со значимым репертуаром и прекрасной актерской труппой. Здесь работали известные актеры Амвросий Бучма, Иосиф Гирняк, Януарий Бортник и другие. Курбас был рад, как он говорил своей труппе, что пригласил Крушельницкого – великолепного европейского комика. Всех поразили аристократические манеры и элегантность прибывшего актера.
В своем дебютном спектакле он мастерски и эксцентрично раскрыл известный ему образ Куксы. Затем стал включать в свою игру новые репризы и клоунские трюки, чем побудил публику считать его одним из зачинателей не только клоунско-театральной манеры исполнения, но и украинского цирка. После ряда ролей, в особенности аббата Гонория («Жакерия» Проспера Мериме) и Победоносцева («Накануне» Ивана Поповского), публика старалась попасть «на Крушельницкого». Через год Марьян, как особенно творческая личность, вошел с состав режиссерского штаба театра.
Настал 1926 год, когда театр перевели в новую столицу Украины – Харьков. Поначалу быт актеров был неустроен. Комнаты в общежитии были небольшими, без удобств, а декорации и костюмы приходилось делать самим актерам. Обедали все вместе поздним вечером, поскольку времени не хватало.
Крушельницкий был уже женат на актрисе «Березиля» Евгении Петровой. Им отвели большую комнату. Марьян был очень востребован и занят почти во всех спектаклях театра. При такой огромной занятости Крушельницкий смог в 1930 году осуществить свой новый удачный режиссерский опыт – он поставил в Театре музкомедии осовремененный вариант «Запорожца за Дунаем».
Отзывы зрителей и критиков были положительными, газеты даже приравняли это событие к рождению украинской советской музыкальной драмы. Но основой созидания Марьяна оставалась актерская игра, в которой он настолько преуспел, что многие его находки сразу стали классикой, и были переняты другими актерами.
Особенно это проявилось в роли Малахия по сценарию Мыколы Кулиша «Народный Малахий» в постановке Леся Курбаса. Марьян раскрыл огромную широту эмоций своего персонажа от воодушевленной патетичности до глубочайшей скорби. Творческий и новаторский дуэт Кулиша-Курбаса представил еще несколько спектаклей, среди которых – последняя и самая значительная совместная работа «Маклена Граса». В этом спектакле Марьян великолепно сыграл роль Падура. О его игре сатирик и любитель театра Остап Вышня писал, что непонятно, кто освещает сцену: то ли прожектор, то ли Крушельницкий. В это время Крушельницкий начинает сниматься в кино.
Читайте также: Расстрелянное возрождение: как Лесь Курбас изменил украинский театр
1933 год стал для многих театров и актеров переломным как год свертывания политики украинизации. Не обошел он и «Березіль».
Леся Курбаса отстраняют от руководства театром, обвиняют в национализме, формализме, символизме и других отступлениях от правящей идеологии. В этом же году его арестовали в Москве, якобы за участие в военной украинской организации, а в 1937 году – расстреляли.
Курбаса поддержал актер «Березіля» Иосиф Гирняк, который тоже в знак протеста покинул театр, а позже отбыл 6 лет сталинских лагерей. На заседании, когда областное театральное руководство низложило корифея, состоялось и другое событие – руководителем театра назначают Крушельницкого, а сам театр переименовывают в Харьковским драматический театр имени Тараса Шевченко.
По требованию властей и новой должности Крушельницкий до середины пятидесятых годов во множестве статей разоблачал курбасовские сценические и режиссерские идеи, а с другой стороны, сам, воспитанный его театром, всячески старался их сохранить.
Новый режиссер пытался высоко держать знамя одного из лучших театров Украины, но он был вынужден убрать из репертуара лучшие пьесы «Березіля», прежде всего по произведениям Мыколы Кулиша, репрессированного и в 1937 году расстрелянного на Соловках.
Негласный запрет был наложен на многие новаторские находки курбасовских актеров: экспрессию, символизм, аллегорию, гротеск и другие, поскольку они могли послужить причиной обвинений в отходе от реализма. Репертуар театра был переориентирован на произведения советских драматургов, ведущим из которых стал Александр Корнейчук («Гибель эскадры», «Платон Кречет» и др.). Театр покинули талантливые актеры Наталья Ужвий, Бучма, Гирняк. Жена Крушельницкого Евгения Петрова заняла пьедестал примы театра, потеснив жену Курбаса Валентину Чистякову, которая продолжала работать в этом же театре.
Крушельницкий не считал себя выдающимся режиссером, и первые два года не ставил спектаклей. Режиссуру первого спектакля нового театра «Гибель эскадры» заложил еще Курбас. Крушельницкий, мечтая о создании нового «украинского поэтического театра», для заявления о таком выбрал пьесу «Дай серцю волю, заведе в неволю» Марка Кропивницкого, с премьерой которой театр отбыл в Ленинград.
Марьян изменил текст и акценты пьесы, сделав своего героя, который вместо жениха уходил в солдаты, главным персонажем. Постановка была наполнена органичным украинским колоритом, песенным и танцевальным творчеством, психологически-философским осмыслением многих жизненных категорий, и имела успех. Вершиной трагикомического исполнения Марьяна Крушельницкого стала другая роль – Аркаши Счастливцева в пьесе Александра Островского «Лес». В истории советского театра созданный им образ считается самым жизнеутверждающим и эксцентричным.
Еще одна выдающаяся роль противоположного по психологии героя Крушельницкого – это Тевье-молочник. В театральных кругах жива история о том, как на эту роль Марьяна отреагировал Соломон Михоэлс, который играл ее Еврейском театре. Когда харьковчане гастролировали в Москве, он отменил спектакль в своем театре и повел всех артистов смотреть представление харьковчан. Когда закончился третий акт спектакля, Михоэлс пошел за кулисы в сопровождении своих коллег с поднятыми руками. Он остановился перед Крушельницким и харьковскими артистами и произнес: «Сдаюсь!»
Перед захватом Харькова немецкими оккупантами театр эвакуировали. Сначала артисты сотрудничали в Ашхабаде с Киевской киностудией, на которой работал Александр Довженко, пригласивший харьковчан, а позже давали спектакли в разных городах страны. В родной город театр возвратился в начале 1944 года, и Крушельницкий развернул активную подготовку к выпуску актуального спектакля «Генерал Ватутин», в котором он сыграл главную роль.
За этот спектакль театр был награжден Государственной (Сталинской) премией, а в 1947 году ему присвоено звание академического. Это событие совпало с полустолетним юбилеем выдающегося актера Крушельницкого, и его отметили новым спектаклем «Ярослав Мудрый». Марьян уже несколько лет занимался обучением будущих актеров в театральном институте, и в этот же год ему присвоили звание профессора.
Через пять лет после этих событий Крушельницкие переехали в Киев, где Марьян всеми силами пытался построить и создать новый по духу украинский театр. Но это ему не удалось, и через два года он принял предложение стать главным режиссером театра имени Ивана Франко. С художественным руководителем Гнатом Юрой они редко приходили к согласию, что расшатывало творческие устои коллектива. На сцене Марьян продолжал удивлять зрителей оригинальными образами. Одной из последних ролей был король Лир, за которым зритель следил на одном дыхании.
Крушельницкий очень уповал на молодую театральную смену, руководил театральной студией при своем театре, преподавал курс актерского мастерства и режиссуры в театральном институте. Студенты его обожали, несмотря на строгое отношение преподавателя.
Читайте также: «Не с вашей биографией»: король оперы Борис Гмыря
Выдающийся актер умер 5 апреля 1963 года, не выдержав операции на мозге. В последние дни он часто думал о малой родине, поэтому не удивительно, что накануне ухода ему приснилась картина страшного суда, где его судили за то, что покинул и предал родную Галичину. Крушельницкий покоится на Байковом кладбище в Киеве. Детей в семье Крушельницких не было, а жена Евгения Петрова, Народная артистка Украины, пережила своего мужа на 26 лет.
Светлана Лысенко