Какие только люди не лежали в знаменитой Харьковской областной клинической психиатрической больнице №3 (в прошлом больница сменила несколько номеров в своем названии, в 1960-х она носила №36, а с 1970-х до 2004 года — №15), которую в народе называют не иначе как Сабурова дача.
Читайте также предыдущие части:
Один из героев третьей части цикла «Известные пациенты Сабуровой дачи» от mykharkov.info в своем романе написал об некоторых известных пациентах лечебницы:
«Великий поэт Велемир Хлебников оставил в память о своем пребывании там такие проникновенные строки: «Сабурка в нас?.. / Иль мы в Сабурке?..» Великий Врубель демоном томился на излечении в одном из краснокирпичных зданий-корпусов, спрятавшихся в буйной зелени. Тревожный Гаршин выглядывал из мутного окна», — эти строки сложно назвать проникновенными, однако такова специфика их автора…
Заключение «Эдички» в Сабурке
Сегодня «Эдичка», автор вышеприведенных строк, один из известных оппозиционеров в Российской Федерации (основатель оппозиционного общественного движения «Другая Россия»), в 1990-х основатель и председатель запрещенной Национал-большевистской партии. Однако в далеком прошлом Эдуард Вениаминович Савенко, более известный под псевдонимом Лимонов, автор стихотворений, а также ряда автобиографических романов: «Это я, Эдичка», «Подросток Савенко», «Молодой негодяй» и многих других.
В биографических очерках об «Эдичке», как о пациенте психиатрической лечебницы, не сказано ни слова. Однако факт, что Эдуард Вениаминович по юности стал пациентом Сабуровой дачи, остается фактом. Свои переживания Лимонов изложил в романе о себе самом — «Молодой негодяй».
Попал же в харьковскую психиатрическую лечебницу Эдуард Савенко после попытки совершить самоубийство. Будучи 19-летним юношей он вспорол себе руку и упал со стула, потеряв сознание. На шум прибежала мать писателя. На следующее утро после «той странной ночи в октябре 1962 года» Эдичка оказался на «даче» в отделении для буйных. С буйными он промучился около месяца, находясь «в окружении параноиков, шизофреников всех мастей и тяжелых психопатов». Однако своим прилежным поведением молодой поэт (на тот момент Эдичка уже писал стихотворения) заслужил пребывание в «спокойной» части корпуса лечебницы. Его и там окружали шизофреники, параноики и психопаты, но в отличии от прежнего места прибывания они были тихие.
Эдуард Вениаминович считал Харьковскую городскую клиническую психиатрическую больницу №36 (именно так лечебница называлась до 1975 года) хуже мест тюремного заключения: «В тюрьме хоть отсидел свой срок и вышел. А здесь — неизвестно, когда тебя выпустят. И пожаловаться некому». Спустя какое-то время поэт сбежал с помощью своего друга и соседа по палате. Вытащив оконную раму в палате, которая уже была приготовлена для побега, сосед Эдички, огромный грузин Аваз, разогнул прутья, подпиленные накануне другом беглеца, тем самым открыв ему путь на волю.
На утро за беглецом пришли сотрудники милиции в сопровождении его матери Раисы Федоровны, которая привела милицию за сыном. Его отправили назад в ненавистный сумасшедший дом. В Сабуровой даче санитары его встретили «радушно», привязав в отделении для буйных мокрыми полотенцами к кровати. «Вправляли мозги» беглецу, делая инъекции инсулина, что постепенно сделало из Эдички очень вялого и спокойного типичного пациента психиатрической лечебницы.
Спустя пару месяцев такой терапии Эдуард Вениаминович попадает к одному пожилому профессору психиатрии, которого он в романе «Молодой негодяй» назвал «профессор Архипов». Мудрый доктор сделал вывод, что молодой человек не болен, а всего-лишь «авантюрист», который хочет привлечь к себе внимание. На следующий день после беседы со старым профессором Эдуард Лимонов был выписан из Сабуровой дачи.
СУЖЕНИЕ•УМА• НА•ЗЕМЛЕ
Прошло уже около 30 лет с тех пор, как в центре Харькова начали появляться странные надписи, смысл которых для многих нивелируется из-за бессвязности фраз: ВЕК•ВАК; ГДЕ•НА•ЗЕМЛЕ; СРАЗУЖЕ•СУЖЕНИЕ•УМА; НЕ•ТЕРЯТЬ•ВЕРЫ•В•ЛЮДЕЙ•ВСЕМ•ВСЕМУ•ЖИВОМУ; ЛЕНИН•СДЕЛАЛ•ВСЕМ•УКОЛ•В•ГОЛОВУ;
ТИВИТ•НИКОГДА•ЗЕМЛЁЙ•НЕ•БЫЛ•И•НИКОГДА•БЫТЬ•НЕ•МОЖЕТ и многие-многие другие, оставшиеся в районе НТУ «ХПИ» и Худпрома, а также в некоторых других районах центра.
Как многие уже догадались, имя автора этих сакральных надписей Олег Митасов. О нем известно немного. Известно, что он неоднократно лежал в Харьковской городской клинической психиатрической больнице № 15, она же Сабурова дача, где и умер от туберкулеза в конце 1999 года в возрасте 46 лет. Врачи констатировали у Олега Евгениевича шизофрению с элементами шизофазии (речевой разорванности).
История о харьковском сумасшедшем Митасове уже давно стала одной из излюбленных городских легенд. И действительно, дворик блаженного, который в народе называют «Мисасов-ленд», является любимейшим местом харьковской творческой молодежи по сей день.
Правда, помимо его двора, в котором сохранились надписи, известной была и 7-комнатная квартира, в которой жил «художник слова». Дом Митасова располагался по улице Краснознаменной, 18. Парадная его подъезда была усеяна многочисленными надписями, а сама квартира у многих вызывала гнетущее чувство беспокойства, так как все ее пространство, все вещи были усеяны бессвязными фразами надписанными краской и выцарапанными их автором. До сих пор можно отличить, где была квартира городской легенды — балкон усеян знакомыми словами и словоформами.
Почему Олег Евгениевич лишился рассудка достоверно неизвестно. Есть версия, по которой он сошел с ума после того, как потерял свою докторскую диссертацию по экономики, забыв ее в трамвае по дороге в Высшую аттестационную комиссию.
Кто-то утверждает, что экономист и заведующий магазином Митасов превратился в потенциального пациента 15-й больницы во время написания той самой докторской диссертации. Просветление заставило несостоявшегося доктора экономических наук прийти на работу и попросить там ведро белой краски, которой он и воспользовался в качестве материала для изречения своих бессознательных мыслей на стенах. К слову стоит отметить, что впоследствии Митасов просил краску у студентов Худпрома, которые не отказывали безобидному уличному писателю.
Третья версия гласит о том, что помешательством Митасов обязан семейным проблемам — его бросила жена. Разумеется, что истинна где-то между этих версий и одно, в сочетании с другими обстоятельствами привело к подобному результату.
У многих остаются множество вопросов относительно того, что собой представляет творчество Митасова, можно ли это называть творчеством и какова была цель автора? Если на первые два вопроса можно ответить многозначительно и с последующей культурологической (или псевдокультурологической) дискуссией, то на третий вопрос можно ответить однозначно — Митасов хотел оставить себя…•ГДЕ?•НА•ЗЕМЛЕ•
Роман Шемигон