Харьков велосипедный: Донецкое городище и Сковородиновская криница

18:07  |  10.08.2015

Донецкое городище сегодня.

Маршрут, пролегающий из Харькова через Донецкое городище и Сковородиновскую криницу, является одним из легких и рекомендован для начинающих велолюбителей. Его общая протяженность составляет около 20 километров.

Итак, отправная точка нашего маршрута лежит на пересечении улицы Кибальчича и Карачевского шоссе. Далее едем по Карачевскому шоссе на юг, спустя 1,86 км начнется спуск. Дома по левую сторону закончатся и начнут виднеться возвышенности, собственно, Донецкое городище.

Начало пути:

Начало пути: по Карачевскому шоссе к Донецкому городищу.

Стоит отметить, что Донецкое городище является одним из важнейших археологических памятников ранних славян на территории Харьковской области. Оно расположено на возвышении, находящемся над рекой Уды в северо-западной части поселка Покотиловка.

Ко второй половине Х столетия Донецкое городище практически прекратило свое существование, оно обезлюдело от постоянных набегов кочевников. Киевские князья считали необходимым предприятием оборону пограничья, поэтому на окраинах Переяславского княжества (частью которого были нынешние земли Харьковской области) стали возводить города-форпосты.

Город Донец (реконструкция).

Одним из таких городов был древнерусский Донец, возникший на месте городища. Этот город упоминается в Ипатьевской летописи под 1185 годом в связи с походом на половцев новгород-сиверского князя Игоря Святославовича. Кочевники пленили князя и держали в Донце, от куда князь вскоре и бежал, согласно «Слову о полку Игореве».

Донецкое городище сегодня.

Однако город Донец был не только оборонительной крепостью, но и достаточно развитым экономическим центром, что обусловлено, прежде всего, удобным месторасположением и близостью к Сиверскому Донцу. Однако с приходом на эти земли татар в первой половине XIII столети, город постигла участь многих славянских поселений —  он был сожжен дотла.

Полюбовавшись очертаниями данного архитектурного памятника мы возвращаемся на Карачевское шоссе и спустя 250 метров от городища поворачиваем налево. Проехав до конца улицы мы сворачиваем вправо на тропинку, которая идет вдоль реки Уды. Тропинка проходит мимо частного сектора — он будет по правую руку от вас — и выходит к лугу. Проехав мост на Мерефянском (Симферопольском) шоссе тропинка перейдет в грунтовую дорогу, по которой доедем до небольшой дамбы, а за ней будет развилка.

Основная дорога будет уходить вправо, однако нам следует ехать дальше по прямой и через сотню метров (после того, как дорога закончится) необходимо свернуть направо на непримечательную тропку, которая приведет к накатанной грунтовой дороге. Проехав вдоль реки примерно 320 метров на пересечении дорог стоит повернуть направо (ориентир: огромный ствол дерева перед поворотом слева).

карта-02

После поворота направо едем на запад, вскоре дорога перейдет в тропинку. Будьте бдительны — на данном участке маршрута две сточные канавы, которые необходимо преодолевать пешком. Далее, проезжая мимо фермы, которая будет по правую сторону от вас, выезжаем на бетонную дорогу возле Бабаев. На ней поворачиваем налево, а за недостроенным зданием — направо и вверх. На перекрестке бетонки и асфальтированной дороги поворачиваем налево, затем на первом же перекрестке делаем поворот направо и едем вверх.

Спустя 1,2 км пути дорога примкнет к другой. На перекрестке делаем поворот направо, на улицу, в конце которой будет лес. Сворачиваем направо, в этот самый лес и спускаемся вниз. Держимся левее, а на ближайшем перекрестке поворачиваем направо (в юго-западном направлении). Вы будете проезжать мимо поляны, за которой следует вырубка. Там спуск прекращается и дорога следует прямиком к Черному озеру. Озеро следует объехать слева по тропинке, после чего повернуть направо. Переехав через два небольших мостика вы окажетесь у  Сковородиновской криницы.

Сковородиновская криница

По легенде Григорий Саввич Сковорода собственноручно раскопал данный родник, который питает Черное озеро. Над родником можно увидеть памятную табличку, на которой поясняется, что Сковородиновская криница является историко-культурным памятником Слобожанщины.

Бабаи1

Стоит отметить, что выдающийся украинский философ часто гостил у своих друзей и учеников в Бабаях. Считается, что именно здесь он написал свои знаменитые «Басни Харьковские» и трудился над философскими трактатами.

карта-03

Возвращаемся обратно к озеру, вновь проезжая по мостикам, далее поворачиваем направо и едем по тропинке, которая проходит мимо большой поляны (будет с правой стороны). С левой стороны будет виднеться склон леса, вам необходимо ехать к его подножию. После того как лес закончился тропинка будет проходить вдоль пруда, в нем вы сможете освежится, отдохнуть и двигаться дальше. Проехав вдоль пруда, поворачивайте направо на дамбу, в конце которой вам следует повернуть налево, под трубу. Вы окажитесь на развилке в низине леса, где вам следует свернуть налево, на узкую тропинку, пролегающую посреди склона. Вскоре вы окажитесь на асфальтированной улице, в конце которой будет перекресток. На перекрестке сверните направо, вам придется проехать в горку.

Дорога выведет к перекрестку с центральной улицей поселка Бабаи. Вам стоит повернуть направо и спустя 300 метров повернуть влево и вниз. В конце спуска дорога сворачивает направо, затем, на перекрестке, сверните влево к мосту через реку Уды, переехав который, вам следует повернуть налево на дорогу к жилым домам. Вы выедете на въезд Циолковского. С правой стороны от вас будет Ващенков бор, в конце улицы въезжайте в него, взяв на перекрестке левее и двигаясь строго на северо-восток.

карта-04

Будьте внимательны, в лесу множество дорог, которые выходят на улицы частного сектора. Придерживайтесь западного направления и вы выедете к карьеру, неподалеку от него начинается пересечение с асфальтированной дорогой и автобусная остановка. Отсюда по тропе, идущей по лесу вы будете ехать вдоль улицы Шаумяна. На пересечении данной улицы с Симферопольским шоссе сворачивайте вправо, по направлению к Харькову и через 2,5 км вы окажетесь на пересечении с проспектом Гагарина.

Удачных вам покатушек!

Источник: Харьков велопрокат.

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: