Уже четвертый год харьковчанка Карине Казарян живет без руки. Ладонь до кисти девушка потеряла во время работы в супермаркете «Рост». Работодатель обещал новый, современный протез и компенсацию в размере 40 тысяч долларов. Но вместо этого, Карине вынуждена приспосабливаться к жизни с недвижимым протезом и доказывать в суде, что работодатель ее обманул.
MyKharkov.info поговорил с Карине Казарян о подробностях трагедии и попытался разобраться, как защитить свои права после несчастного случая на рабочем месте.
Карина рассказывает, что пришла работать в супермаркет Рост на Холодной горе в 2014 году продавцом продовольственных товаров. В ее обязанности входило фасовать продукцию и выставлять на витрину. Инструкций по правилам техники безопасности в супермаркете, по ее словам, не было. «Работая продавцом, я выполняла функционал мясника. Разделывала свинину, нарезала шашлыки, таскала ящики, крутила фарш и колбасы», — вспоминает Карина.
И в очередной раз перемалывая фарш, перчатка зацепилась, и запястье затянуло в мясорубку. Успела только отдернуть руку до того, как потеряла сознание от болевого шока.
Сразу после выписки с больницы, перепуганные работодатели обещали компенсацию в размере 40 тысяч долларов и современный протез. Но вместо этого, купили устарелый, неподвижный который просто прикрывает голую кисть. Он не сгибается и им невозможно работать. Все, что он позволяет – держать чашку, но гарантии, что она не выскользнет – нет. Денег женщина тоже не дождалась.
Читайте также: Админпротокол за нарушение карантина: как его избежать и что делать, если его все-таки составили
У Карине Казарян на руках письменное соглашение, которое она подписала с владельцами магазина. Оно заверено ее и работодателя подписями работодателя. Пострадавшая говорит, что поверила работодателям зря.
«Даже после того, как я обратилась к журналистам, вышло несколько сюжетов, работодатели все равно молчат и игнорируют меня, как будто ничего не происходит. Уже 4 год пошёл, как я без руки. Да, у меня есть муж и дочь, семья, которая меня любит и поддерживает. Но никто не сможет забрать мою боль, мои комплексы! Конечно, решив все это вынести на публику для меня стало тоже стрессовая ситуация, мне нужно вспоминать то, что я так хотела забыть и не переживать снова», — делится Карине.
Несчастный случай расследовала комиссия управления Гоструда. Вывод – виноваты все, и сама Карине, и администратор зала, и работодатель. Материалы дела передали в полицию, но само дело скоро закрыли.
Пострадавшая Карине добилась, чтобы расследование возобновили, теперь через прокуратуру. По ее словам, ее уже вызывали на дачу показаний, и больше пока новостей нет никаких.
Дмитрий Чубенко, спикер прокуратуры Харьковской области заявил, что женщина получила травму, а по выводам полиции правонарушения не было, поэтому областная прокуратура приняла решение более детально рассмотреть дело.
Что касается работодателя, то он от комментариев отказывается. В супермаркете также никаких комментариев не дают.
Юристы уверяют, в уголовном кодексе предусмотрена ответственность работодателя за несоблюдение требований закона об охране труда. В случае доказательства вины, он будет нести ответственность. Максимальная мера наказания — до 7 лет тюрьмы с лишением права занимать определенные должности на срок до двух лет или без такового.
Читайте также: «Избил щенка табуреткой»: почему в Украине редко судят живодеров
1. Сообщите администрации предприятия
Если травма получена на работе, то, прежде всего, пострадавший должен немедленно сообщить об этом администрации предприятия (если он этого сделать не может, то должны помочь коллеги). Для этого он должен написать объяснительную записку, и в этом случае составят соответствующий акт.
Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве совместно с работодателем в течение 3-х дней с момента получения уведомления создают комиссию по расследованию несчастного случая. На основании ее выводов составляют акт, в котором указывают: связан ли этот несчастный случай с производственной деятельностью или нет.
2. Зафиксируйте факт травмы в медицинском учреждении
Именно здесь пострадавший фиксирует факт несчастного случая на производстве. Медики о поставленном диагнозе сообщают в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и предприятие-работодателя пострадавшего.
Непосредственно в Фонд передают письмо с медицинского учреждения, согласно которому рабочему выплачивают больничный. Его размер зависит от страхового стажа и установленного диагноза.
Первые 5 дней больничного работнику оплачивает предприятие, все последующие — Фонд. Хотя, фиксировать и делать копии в больнице надо со всего: и с чеков, и из рецептов, и из направлений. Только это поможет потом возместить затраченные средства.
3. Травма — производственная или бытовая?
Сегодня производственной травмой считается только та, которую рабочий получил исключительно в результате производственной деятельности. Например, если сотрудник фирмы или организации в рабочее время мыл окно, стоя на столе, упал с него и сломал ногу, то формально такая травма считается бытовой.
Такой факт расследует и доводит специальная комиссия.
Поскольку для предприятия случаи производственного травматизма сопровождаются дополнительными расходами и проверками со стороны контролирующих органов — часто такие случаи замалчивают или записывают как бытовые.
Работники же чаще всего занимают пассивную позицию, не зная ни своих прав, ни условий труда, которые должен обеспечивать работодатель. Поэтому, если работник правильно оформил случай производственного травматизма, он будет иметь право на компенсацию и лечение за счет Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве. В случае инвалидности в связи с причиненным травмой на производстве пенсия также частично выплачиваться за счет вышеупомянутого Фонда, а ее размер будет значительно выше, чем на общих основаниях.
4. За возмещением морального вреда — к адвокату.
Очень часто работодатель пытается «замять» случай получения травмы и уговаривает пострадавшего не жаловаться ни в какие инстанции. На словах могут обещать оплату лечения, а на деле — уволить по состоянию здоровья. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, не стоит идти на поводу у работодателя. Проведение расследования даст шанс получить соответствующие выплаты и сделать работодателя ответственным за причинение вреда здоровью. Возмещение же морального вреда возможно только в судебном порядке.
5. Прокуратура — независимый эксперт по объективности.
Представители прокуратуры выезжают не на каждый случай производственной травмы или несчастный случай на предприятиях. Более того — они работают отдельно от комиссий, которые тоже расследуют несчастные случаи. Практика показывает, что такие проверки способствуют объективному ведению дела.
ВАЖНО: с момента признания Фондом несчастного случая производственной травмой все издержки по лечению больного принимает на себя Фонд. Механизм должен быть такой: лечебное учреждение оказывает помощь своими средствами, а затем представляет счет для оплаты фонда. Поэтому все назначения должны быть отражены в истории болезни или амбулаторной карте больного, с обоснованием необходимости и целесообразности таких назначений. Затем истории болезни и карты амбулаторных больных рецензируются врачом-экспертом Фонда, поэтому в оплате некоторых из приобретенных средств и медикаментов может быть отказано, если их назначение не отражено в медицинской документации или назначение было неоправданным.
Юлия Айдамирова