Подмена понятий по-харьковски, или кто такие «фашисты», «бандеровцы» и «хунта»?

7:18  |  18.05.2014

Харьковчане очень часто в последнее время слышат такие понятия, как «фашизм», «хунта», «бандеровец» (из уст главного пропагандиста Российской Федерации можно было слышать данный термин с приставкой «жидо-») и так далее. Однако многие из тех, кто рьяно используют данные термины, понятия не имеют, что они означают. Более того, даже не задумываются о том, почему используются именно эти исторические понятия.

Если мы отбросим вопрос о пропаганде, которая приобрела масштабов пандемии не только в российском обществе, но и в русскоязычной части Украины, мы увидим, что данные понятия были выбраны не просто так, а имеют прямую отсылку к коллективной памяти человека советского, взрощенного на борьбе против мирового капитализма и фашизма.

Пропагандисты соседнего государства не зря сделали ставку на ностальгирующие по былому величию Советского государства слои населения, так как именно они являются носителями памяти и «очевидцами» событий, которые послужили возникновению вышеуказанных терминов.

«Бандеровцы», как они есть

Бандера марка

Первым из них хотелось бы затронуть термин связанный с именем героя украинского повстанческого движения Степана Андреевича Бандеры. На сегодняшний день термин «бандеровец» можно услышать в адрес любого, кто поддерживает проукраинскую позицию, кто считает себя патриотом Украины, даже не имея прямого или косвенного отношения к националистическим организациям.

В сознании использующих данный термин бытует мнение, что отряды украинских националистов и их историю можно спокойно приравнивать к «фашизму», однако это логическая ошибка. Подобная подмена понятий – распространенный вид ошибочного силлогизма, активно применяемого, как в советской, так и в современной российской пропаганде. Понятие «бандеровец» часто используется в связке с кардинально противоположными понятиями – «фашизм» и «жидо-». Это связано с тем, что коллективное сознание основной массы людей направлено на упрощение и «элементарную» логику. Просто так легче вычленять врага, не нужно думать над тем, что послужило причиной возникновения повстанческого движения на западной Украине и почему украинские националисты воевали на «360 градусов».

По мнению историка Владислава Гриневича перемешивать «бандеровцев» с «фашизмом» в корне является неверным, прежде всего исторически.

«Утверждение о том, что Бандера – фашист, привлекает к себе скандальное внимание. Но если подходить к вопросу научно, то фашизм – это одно явление, интегральный национализм, к которому относится Бандера, – другое, немецкий национал-социализм – совсем иное. И всех сваливать в одну кучу – неверно. Потому что фашизм и национал-социализм работали на завоевание, на имперское расширение границ, а украинский национализм – это освобождение из-под имперской власти», – поясняет Гриневич.

Украинское национально-освободительное движение, к которому относится Организация украинских националистов (бандеровское крыло) имела своей целью не оккупацию соседних государств, а создание украинского государства («Акт возрождения Украинского государства» от 30 июня 1941 года) на исторической земле. Собственно, после отказа отречься от создания украинского государства Степана Андреевича отправили в концентрационный лагерь Заксенхаузен, где он пробыл до 1944 года.

Украинские повстанцы

Украинские повстанцы

Именно попытка создания независимого украинского государства и делает Степана Андреевича Бандеру героем в глазах патриотов. Другое дело, что отряды «бандеровцев» воевали не только против немецкой армии, но и против советской, что и делает «бандеровцев» в глазах человека советского «фашистами». Чем была вызвана война на два фронта? Насильственной коллективизацией и раскулачиванием жителей западноукраинских земель после 17 сентября 1939 года (ввода советских войск на территорию Галиции и Волыни согласно пакту Молотова-Риббентропа), когда у людей насильственно отнимали все и предоставляли взамен «советской светлое будущее» с колхозами и коммунистической партией.

В советское время термин «бандеровец» фигурировало в качестве обозначения представителей «буржуазного национализма» (всех тех, кто выступал за Украину в качестве независимого или автономного государства). Большая часть украинских диссидентов имели на себе ярлык «бандеровца» за патриотические настроения, что, кстати, имеет место и сегодня.

Спасибо грекам за «хунту»

Далее мы бы хотели коснуться термина, которым на сегодняшний день активно используется пророссийски настроенными жителями Харькова в отношении украинских властей. Речь идет о термине «хунта». Казалось бы, какое отношение к украинскому правительству имеет «группа военных, пришедших к власти насильственным путем»?

Дело в том, что своим появлением и активным употреблением, в качестве обозначения всего контрсоветского, правого и вообще всего несогласного с официальной политикой Кремля стали применять в советской пропаганде, освещая греческие события 1967 – 1974 годов, когда в Греции был установлен режим черных полковников во главе с Георгиосом Пападопулосом.

Греческая Хунта черных полковников

Греческая Хунта черных полковников

Режим полковников в Греции был установлен 21 апреля 1967 года в результате военного государственного переворота. Основным предлогом военных под руководством Пападопулоса стала борьба с «коммуно-анархической» опасностью, к которой относилось все неугодное греческой Хунте. Советский союз потерял очередного перспективного (читать «возможного») партнера и виной тому была Хунта.

Почему на сегодняшний день термин «хунта» активно используется для обозначения официальной украинской власти? Данная терминологическая химера используется в пропаганде еще со времен Советского союза в качестве обозначения негативного образа правительства, которое не признается определенной группой людей или даже отдельной страной.
Исторически некомпетентные люди зачастую не придают значения и не подвергают сомнению понятия, предлагаемые им пропагандой в отношении каких-либо групп.

У настоящего фашизма обличье Муссолини

Наиболее активно используемый термин харьковских пророссийских элементов – это «фашизм». Данным определением называется абсолютно все, что так или иначе не входит в канву коллективной памяти советского прошлого простого среднестатистического человека советского. Любое инакомыслие или историческая критика прошлого СССР воспринимается как акт «фашизма».

На сегодняшний день, истинное значение данного термина девальвировано, превратившись на бытовом, «народном» уровне в пропагандистское клеймо, клише, которое «лепят» без разбора на все, что неугодно и не является «нашим», «традиционным», «русским».

Что такое «фашизм» в историческом понимании? Термин «фашизм» происходит от итальянского слова fascio, что переводится как «пучек, союз, объединение».

Чернорубашечники Муссолини

Чернорубашечники Муссолини

В изначальном употреблении данного термина он относился к итальянскому тоталитарно-корпоративному праворадикальному движению во главе с Бенито Муссолини. Лидер итальянских фашистов в качестве символа своего политического движения использовал фасции (связку прутьев с воткнутым в нее топором) – символ магистральной власти в Римской империи. У Древнеримской политической культуры Муссолини также перенял римское приветствие «от сердца к солнцу», производимое правой рукой.

В более широком политическом контексте понятие «фашизм» охватывает все праворадикальные националистические движения и идеологии с соответственной формой правления диктаторского типа.

Стоит отметить немаловажный факт из советской историографии, а именно почему к нацистской Германии применяли исключительно термин «фашистская»(«немецко-фашистские захватчики», например)? Дело в том, что дружественные отношения с Германией аргументировались Советским союзом как дружба народов социалистического рабочего толка, ведь в Германии была национал-социалистическая рабочая партия, а в стране советов социал-демократическая рабочая партия.

После нападения Германии на СССР 24 июня 1941 года «дружба народов» прекратилась в одностороннем порядке и нужно было объяснить интеллектуально неприхотливому советскому человеку, почему дружественная Германия напала на дружественный СССР. Поэтому, чтобы лишний раз не всплывал вопрос о некогда дружеских отношениях в советской историографии ввели клишированный термин «немецко-фашистские».

Как распознать фашизм? Или «14 признаков фашизма» Умберто Эко

Эко

Умберто Эко

К вопросу о том, что следует называть «фашизмом» стоит обратиться к известной статье итальянского философа и историка Умберто Эко «14 признаков фашизма». Статья написана на основании его доклада «Вечный фашизм», прочитанного 25 апреля 1995 года на симпозиуме итальянского и французского отделения Колумбийского университета. Ценность данной статьи Умберто Эко заключается в том, что готовилась она для студенческой аудитории, что вынудило исследователя несколько упростить подаваемую им схему и язык изложения, сделав статью доступной для понимания рядовым обывателем.

  1. Одой из первых характерных черт «вечного фашизма» (далее: ур-фашизм) Умберто Эко выделяет традиционализм. Из традиционализма, который появился значительно раньше фашизма, вытекает, что в обществе нет места развитию, так как все уже устоялось. «Истина уже провозглашена раз и навсегда; остается только истолковывать ее темные слова», — пишет Эко.
  2. Традиционализм, как форма отказа от развития приводит к неприятию модернизма – «Отрицание современного мира проводилось под знаком отрицания капиталистической современности. Это, по существу, отрицание духа 1789 года (а также, разумеется, 1776-го) – духа Просвещения». Ур-фашизмом век Рационализма представляется как начало современного разврата, поэтому ур-фашизм можно определить как Иррационализм.
  3. Иррационализм фашистского движения в Италии и национал-социалистического движения в Германии 1930 – 1940-х годов прочно связан с культом «действия ради самого действия». Массовые действа производятся ради их динамики, ради самих действий, без какой-либо рефлексии. Думать человеку в обществе ур-фашизма ненужно, за него это делают правители. Так как действие производится ради действия, то культура для такого общества является чуждой, что распространяется и на носителей культуры – интеллигенции. «Подозрительность по отношению к интеллектуальному миру всегда сигнализирует присутствие ур-фашизма».
  4. Синкретизм (нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития), превалирующий во всевозможных формах в ур-фашистском обществе не может вынести критики. Так как критический подход подразумевает различие или даже расчленение явлений в целях их познания (дистинкция). В связи с тем, что дистинкции представляют собой атрибуты современного общества она является ненужной в ур-фашистком обществе, как нечно новое и угрожающее. «В современной культуре научное сообщество уважает несогласие, как основу развития науки. В глазах ур-фашизма несогласие есть предательство», — поясняет Умберто Эко.
  5. Несогласие в понимании ур-фашистского общества – это всегда опасность, так как это проявление инаковости, инородности, что вызывает в коллективной памяти первобытный панический страх перед всем новым. Отсюда вытекает кровавые расправы против всех, кто был не таким, как нужно: истребление евреев, душевнобольных, инвалидов; проявление расовой дискриминации или дискриминации по интеллектуальному показателю (гонение интеллигенции).
  6. Ур-фашистское общество строится на фрустрации основной массы населения, надежды которого были разрушены каким-либо кризисом (экономическим или политическим). Если в первой половине ХХ века итальянский фашизм и немецкий национал-социализм ориентировались на фрустрированные средние классы, то в наше время, «когда прежние «пролетарии» превращаются в мелкую буржуазию, а люмпен из политической жизни самоустраняется, фашизм найдет в этом новом большинстве превосходную аудиторию».
  7. Национализм является одним из составляющих ур-фашизма. Когда челове обездолен ему говорят, что единственным залогом привилегий в данном обществе является рождение в данной стране. Для сплочения нации активно используется образ врага (как внешнего, так и внутреннего). В массовой психологии ур-фашизма заложена одержимость идеей заговора. Как и враги, заговор может быть внутри страны (заговор евреев, интеллигенции и т.д.) или же мировой заговор, угрожающий ур-фашизму со всех сторон. «Люди должны ощущать себя осажденными. Лучший способ сосредоточить аудиторию на заговоре – использовать пружины ксенофобии», — подчеркивает Эко.
  8. Общие враги необходимы не только для того, чтобы подогревать националистические чувства, но также, чтобы общество чувствовало себя оскорбленным «из-за того, что враги выставляют напоказ богатство, бравируют силой». Сочлены чувствуют одновременно и оскорбление и уверенность в том, что смогут победить любого врага. Пропаганда рисует врагов одновременно, как нечто сильное и нечто слабое. «По этой причине, — убежден Умберто Эко, — фашизмы обречены всегда проигрывать войны: они не в состоянии объективно оценивать боеспособность противника».
  9. Для обществ ур-фашизма нет понятия борьбы за жизнь. В их понимание жизнь необходима ради борьбы. Посему любого рода пацифизм выступает однозначным врагом, так как в фашистском обществе все замешано на борьбе. Зато в таком обществе культивируется стремление к перманентной войне.
  10. Также основной чертой реакционных идеологических и политических движений является популистский элитаризм, когда рядовые граждане представляют наилучший народ, из которого выбираются рядовые граждане в качестве членов партий. По сути, любой гражданин такого общества обязан стать членом партии. Модель подобного ур-фашистского общества строится на иерархической милитаристской модели, где каждый отдельный «вождь» питает призрение одновременно и к вышестоящим и к нижестоящим по иерархической лестнице. Сила вождя строится на слабости основной массы, на ее безвольности и желании иметь Погонщика.
  11. Воспитание героизма происходит повсеместно. Героизм становится нормой, а культ героев напрямую связан с культом смерти. Многочисленным героям ур-фашизма смерть представляется наилучшей компенсацией героической жизни. Однако зачастую в героическом нетерпении собственной смерти, героям ур-фашизма «чаще случается умерщвлять других».
  12. Перманентная война и героизм являются достаточно трудоемкими играми и они частично переносятся на половую сферу. Культ мужественности превалирует в ур-фашистском обществе, что проявляется не только в пренебрежении к женщине, но и в преследовании любого рода сексуальных «девиаций»: начиная целомудрием и заканчивая гомосексуализмом. Умберто Эко акцентирует внимание на том, что «Поскольку и пол – это довольно трудная игра, герой ур-фашизма играется с пистолетом, то есть эрзацем фаллоса».
  13. Общество ур-фашизма строится на качественном (квалитативном) популизме – на совокупной воле народа, как единого целого. В ур-фашизме нет места для индивидуальных прав личности. Стоит отметить, что в силу того, что достичь монолитности народа невозможно, то Вождь претендует на представление всего своего народа. Граждане утрачивают свое право делегировать, они только призываются как целое. «Народ, таким образом, бытует как феномен исключительно театральный», — отмечает Эко.
    В современных реалиях качественный популизм осуществляется посредством телевидения и интернет-пространства, где представляются эмоциональные реакции отдельных групп или лиц в качестве «суждения народа».
  14. Последней отличительной чертой Вечного фашизма Умберто Эко выделил Новояз (изобретенный Дж. Оруэллом в романе «1984», в качестве официального языка Ангсоца). Несмотря на то, что термин литературный, он имеет место быть в современных ур-фашистских обществах, лексика которых отличается чрезвычайной бедностью и примитивным синтаксисом. Цель данного изобретения – ограничение набора инструментов критического мышления, которое является главным врагом любого ур-фашистского общества. Упрощение языка, доведение его до широкой массы (народный язык) – вот, что такое Новояз современности. Подобного рода упрощения мы можем наблюдать и сегодня, когда граждане без разбора используют понятия, смысл которых передан неверно.

Глядя на то подавляющее большинство «борцов с фашизмом» и их реакции, их мотивации, можно с уверенностью процитировать сенатора США от Луизианы Хьюи Пирса Лонга, который еще в 1930-х годах произнес фразу преписуемую Уинстону Черчиллю: «Когда придет фашизм он будет называться антифашизмом».

Также читайте цикл статей Известные пациенты Сабуровой дачи, кто они? От писателей и революционеров до городской легенды

И другие интересные статьи.

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: