В советское время харьковский врач Любовь Малая имела множество наград и медалей. Она была обласкана советской властью, как мало какой другой доктор в СССР.
Ее имя присвоили Национальному институту терапии Национальной академии медицинских наук Украины и бывшему проспекту Постышева в Харькове. Рассказываем о жизни Любови Малой, которая считается создательницей харьковской кардиологической и терапевтической школы.
Любовь Малая родилась через два года после Октябрьского переворота 1917 года и провела детские годы в селе Копани Запорожской области. Она выросла в крестьянской семье. Родители с малых лет приучали детей к труду. В начале 1930-х гг, чтобы выжить и не умереть от голода, семья перебралась в Запорожье, где отец устроился рабочим на железнодорожной станции. Люба училась на отлично, закончила «семилетку» и прошла в течение полугода подготовку на специальных курсах к поступлению в высшее учебное заведение.
Ее мечтой было выучиться на врача. Еще не имея полных 15 лет, она поступила в железнодорожный медицинский институт, проучилась один курс, а затем этот вуз присоединили к Харьковскому медицинскому институту. Чтобы не обременять семью дополнительными расходами, девушка после занятий работала уборщицей. Но это не мешало ей отлично учиться и посещать научные кружки.
Девушка с юности проявляла трудолюбие, настойчивость и стремление достигать поставленных целей. На лечебном факультете читали лекции замечательные преподаватели: патофизиолог Даниил Альперн, инфекционист Илья Брауде, специалист по гигиене и санитарии Василий Жаботинский, хирург Платон Шупик и др. В неполные 19 лет Люба блестяще окончила институт по специальности «терапия» и поехала работать по государственному распределению.
Любовь Малая начала свою карьеру врача в участковой больнице и амбулатории села Петровеньки (ныне Луганская область). Жители быстро прониклись уважением к молодой докторше, удивляясь ее обширным знаниям, участию и заботе о больных, спокойствию и терпению.
Став известным ученым, она не забыла больницу, где началась ее успешная карьера, и всегда радушно помогала этому учреждению оборудованием и консультациями, принимала тяжелых больных из села.
Читайте также: Кто такой Василий Юрьев, в честь которого назван бульвар Юрьева в Харькове
Вскоре началась Вторая мировая война, и врач Любовь Малая в первый ее день должна была по предписанию прибыть в Ворошиловград для прохождения воинской службы.
По воспоминания Любови, она чувствовала прилив энергии, но не страха. Во-первых, она была счастлива и горда тем, что идет защищать Родину, а во-вторых, верила, как и большинство советских людей, что вскоре придет победа над фашизмом.
Вначале ее определили военврачом в медсанбат, а затем, оценив высокий профессионализм и организаторские способности молодого доктора, назначили помощником начальника сортировочного госпиталя. Такой госпиталь должен был находиться на любой площадке рядом с эшелоном раненых бойцов. Под октрытым небом, с которого сыпались немецкие бомбы, доктора должны были мгновенно осматривать раненых и распределять их для дальнейшего лечения. Они должны были также, грузить раненых солдат и офицеров в санитарные поезда, оказывать на месте первую медицинскую помощь и отправлять их в госпитали.
В наградном листе молодого врача так описывается героический эпизод, случившийся 10 ноября 1941 во время вражеской бомбежки одной из станций Донбасса. Вспыхнул последний вагон санитарного эшелона с тяжелоранеными бойцами. Доктор Люба, пренебрегая опасностью, не растерялась и организовала дружинниц для выноса бойцов. Солдат эвакуировали из горящего вагона через окна и двери. В тот день удалось спасти 17 советских воинов. А затем врач привлекла рабочих, которые помогли отцепить уже пылающий вагон и спасти эшелон от огня. Вспоминая это событие, она впоследствии сама удивлялась: откуда только взялись силы и понимание того, что и как надо делать.
В дальнейшем капитан медицинской службы Любовь Малая была начальником отделений эвакуационных госпиталей № 1602 и № 3416, обслуживающих бойцов нескольких фронтов: Южного, Закавказского, Северо-Кавказского. На фронте она заслужила свои первые награды – медали «За боевые заслуги», «За участие в героической обороне Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и ордена Отечественной войны II степени, Богдана Хмельницкого III степени.
Завершилась ее карьера военврача в должности заместителя начальника лечебного отдела Харьковского военного госпиталя в сентябре 1946 года. На то время это военно-медицинское учреждение обслуживало бойцов из 8 областей, входивших в состав военного округа. Страшный изнурительный труд военного времени завершился. Любовь Малая получила серьезный и редкий для врача опыт медицинской практики в условиях боевых действий.
После демобилизации Любовь Малая преподает в медицинском институте Харькова. Работа клиническим ординатором, а затем ассистентом кафедры госпитальной терапии не помешала ей за 4 года подготовить и защитить кандидатскую, а спустя 5 лет – и докторскую диссертацию.
Первая была посвящена туберкулинодиагностике внутренних заболеваний, а вторая раскрывала сущность изменений сердечно-сосудистой системы при туберкулезе. Известный терапевт, академик Александр Мясников, подчеркивая важность работы докторанта, отметил, что в мировой медицинской науке не было работы на эту тему, которая была бы выполнена «столь тщательно и широко». Защитившись, Любовь Малая погрузилась в лечение туберкулезных больных, число которых стремительно увеличилось в послевоенные годы. Ей удалось внести свои новшества в курсы лечения тяжелых пневмоний.
Еще через год ей присвоили звание профессора кафедры факультетско-госпитальной терапии, и в этом же году она возглавила указанное подразделение лечебного факультета, которое с 1961 года поменяло название на кафедру госпитальной терапии и клинической фармакологии. Любовь Малая заведовала этой кафедрой до конца своей жизни. Кафедра стала первым научным центром страны, приглашенным к сотрудничеству с Всемирной организацией охраны здоровья.. Этому способствовало изучение сотрудниками под руководством Малой проблемы предупреждения болезней внутренних органов.
Любовь Малая передавала молодым врачам не только опыт профессионала, но учила сопереживанию, доброте, гуманности, терпению, а также, по свидетельству ее подопечных, «учила жизни». У нее самой был прекрасный учитель и наставник, выдающийся терапевт, профессор Соломон Штейнберг, мудрость и доброе сердце которого она очень ценила. Он имел талант жить жизнью своих учеников, вникать в их проблемы и помогать им. А его ученица собственном примере показывала коллегам, как надо внушать больным надежду и веру в исцеление. Беседуя с пациентами, она интересовалась не только самочувствием и ходом болезни, но и их жизнью, семьей, интересами, врачевала не только сердце, но и душу.
Круг научных интересов и практической деятельности доктора был очень широк. Он охватывал фтизиатрию, пульмонологию, гастроэнтерологию, клиническую фармакотерапию, но постепенно центр смещался в область кардиологии. Ее направлениями становятся: изменения сердечно-сосудистой системы при атеросклерозе, ишемия, гипертония, острый инфаркт миокарда, сердечная недостаточность и др.
Ставить точные диагнозы и назначать эффективные планы лечения ей помогала широкая профессиональная эрудиция, знание особенностей протекания и лечения множества заболеваний внутренних органов и интуиция, основанная на многолетнем опыте. Тщательное изучение истории болезни, скрупулезный анализ, проводимый профессором Малой, был и для молодых, и для опытных врачей замечательной школой.
Вместе с тем она сама постоянно училась, интересовалась новыми исследованиями и методиками лечения, читала медицинскую литературу и журналы. Любовь Малая владела английским языком и читала иностранную медицинскую периодику. С прочитанным знакомила коллег и студентов.
Ее собственное научное наследие огромно. Разные исследователи ее творчества насчитывают от 500 до 700 научных работ, из них только солидных монографий 28. Она руководила подготовкой 38 докторских и 187 кандидатских диссертаций, все из которых были успешно защищены, потому что содержали медицинские инновации. Любовь Малая выступала с докладами на 39 европейских и международных научных конгрессах, была избрана членом многих отечественных и зарубежных научных обществ.
При всей своей занятости известный кардиолог и терапевт имела увлечения: астрофизика и история Древней Греции и Рима.
Читайте также: Кирилл Синельников: ученый, отстоявший Харьковский физико-технический институт
К концу 60-х – началу 70-х годов Любовь Малая становиться известным и авторитетным ученым, академиком АМН СССР.
Она организовала работу реабилитационного отделения городской больницы № 27 с блоком интенсивной терапии для лечения больных, перенесших инфаркт миокарда. По этому образцу стали создавать аналогичные отделения в других лечебных заведениях. Любовь Малая иницировала запуск работы кардиологических бригад скорой помощи и открытие пригородного кардиологического санатория. Она разработала и внедрила методику лечения людей с инфарктом миокарда, включающую три этапа: стационарный, санаторно-курортный, амбулаторно-клинический. Одновременно с академиком Евгением Чазовым и независимо от него она начинает использовать антикоагулянты, растворяющие тромбы в артериальных сосудах и предохраняющие от стенокардических усложнений.
Академик Любов Малая понимала, что для координации развития здравоохранения, разработки новых методов лечения, более быстрого введения инноваций необходим научно-координационный центр. Ей стоило многих сил, чтобы в Харькове с 1981 года начал работать филиал Научно-исследовательского института кардиологии им. Н. Стражеско. Тем не менее все его вопросы решались в Киеве. Малая хотела, чтобы харьковский филлиал имел автономию и мечтала о полноценном местном научно-исследовательском центре.
7 марта 1986 года, после очередного заседания партийного съезда, делегатом которого она была, ее представили Председателю Совета Министров СССР Николаю Рыжкову. На его вопрос о том, что подарить знаменитому доктору к 8 Марта, Малая полушутя попросила то, что было ее заветной мечтой: «Подарите институт терапии».
Рыжков пообещал это сделать, но будущему директору института пришлось немало износить обуви, обивая пороги высоких кабинетов. Вот как описывали ее ученики один из многих дней академика, посвященный делу организации института: на такси к аэропорту, самолетом в Киев, снова на такси в Министерство охраны здоровья УССР получить подпись министра, вновь на такси в «Борисполь», самолетом в Москву, на такси в МОЗ СССР за подписью министра, на такси во «Внуково», самолетом в Харьков – домой, куда, изможденная поездками и напряженным общением, но счастливая, торопилась Любовь Малая.
Конечно, поддержка Рыжкова сыграла свою роль, и основные разрешения были подписаны. Но ей, как директору будущего учреждения, еще нужно было воплотить их в жизнь, чтобы построить здание, закупить оборудование, открыть вакансии и найти достойных кандидатов. Для 67-летней женщины это было не так просто.
Она начала с изучения с проекта, и добивалась, чтобы проектировщики предусмотрели все условия для комфортной работы персонала и лечения больных. Много сил и времени отобрало у академика создание зимнего сада, где можно было отдохнуть душой от тяжелых трудов и забыть о болезнях.
В открывшемся Харьковском НИИ терапии было достаточно большое число палат не только для кардиологии, но и для новых отделений – гастроэнтерологии, пульмонологии, нефрологии. Благодаря признанному международному авторитету Малой в исследованиях гемостаза при инфаркте миокарда, новый институт вскоре принял участие в программе международных испытаний тромболитических средств.
Институт, которому после смерти руководителя было присвоено имя академика Любови Малой, и сейчас продолжает многопрофильные исследования, лечит до 10 тысяч пациентов каждый год, оказывает консультативную и другую помощь около 27 тысячам пациентам.
Светлана Лысенко