Харьковчанин Гнат Хоткевич был выдающимся писателем, музыкантом, композитором, организатором театров и культурным деятелем. Он создал харьковскую школу игры на бандуре, поднял исполнение на бандуре до ранга высокого искусства, разработал его теоретико-музыкальную основу.
В 1938 году его расстреляли большевики. Рассказываем, о жизни выдающегося харьковчанина.
В семье Хоткевичей бытовала легенда, что они происходят от славного рода гетманов Литвы Ходкевичей, а отец Гната Мартын якобы был графом. Вот только титула и состояния его лишили «козни родичей», так что обедневший Хоткевич вынужден был работать поваром у харьковского купца. Мама Гната – Ольга, по неподтвержденным сведениям была из крестьян, работала прислугой. Сын настаивал на семейной легенде, она выглядела очень респектабельно.
Гнат родился в Харькове и прожил в родном городе большую часть своей жизни. Он писал, что уже в 6-7 лет пробовал создать драму о приключениях разбойников, а в 11 лет пытался перевести произведения Николая Гоголя на украинский язык.
С раннего детства он интересовался украинской культурой. Каждое лето семья Хоткевичей выезжала в Дергачи, на дачу купца, у которого работали родители. Здесь мальчика покорила игра на бандуре слепого кобзаря Павла Келеберды. Гнат осваивает игру на бандуре, а к 17 годам становится настоящим мастером-бандуристом. Успешно закончив реальное училище, он продолжил образование в Харьковском технологическом институте. Интересно, что в документах Гната иногда встречается другая дата рождения. Он объяснял это тем, что, поступая в институт, добавил себе для солидности один год.
Будучи студентом-технарем, он не только легко познавал науки, но и увлекся изучением украинской литературы и истории, совмещая это с активной практической деятельностью. Прежде всего, он начал участвовать в концертах. С изготовленной известным бандуристом Арсением Остапенко (Мовою) бандурой выступал под псевдонимом Гнат Галагайда. Бывалые кобзари говорили, что этот юноша «очень ловко» играет. «Если бы очи вынуть, знатный кобзарь получился», – толковали они. Первое выступление восемнадцатилетнего виртуоза состоялось на сцене профессионального театра в Полтаве, и оно покорило зрителей.
Читайте также: «Все на баррикады!»: восстание харьковских студентов в октябре 1905 года
Когда Гнат стал студентом, в стране как раз нарастали революционные настроения. Началась новая волна пробуждения национального самосознания украинского народа. Юношу захватила активная культурная, общественная, а позже и политическая деятельность. Он руководит хором, делает первые композиторские пробы, создает любительский театр в Дергачах, а после завершения учебы — крестьянский театр в Печенегах и рабочий театр в Харькове.
В театрах ставили пьесы украинских авторов. Руководителю приходилось совмещать множество театральных функций: от режиссера до суфлера и агента по сбору средств. В Дергачах он познакомился и подружился с Панасом (Афанасием) Матюшенко – одним из будущих организаторов восстания на броненосце «Князь Потемкин Таврический». Вместе они посещают места слобожанской казацкой славы.
Из-за политической активности Хоткевича из института. Юноша не растерялся, взял свою бандуру и поехал в Киев к композитору Николаю Лысенко. После прослушивания нескольких произведений, в том числе и авторских, мэтр предложил молодому бандуристу место солиста, положив ему огромный месячный оклад – 60 рублей! Гнат был счастлив.
Руководители института тоже озаботились судьбой способного студента, и через непродолжительное время его восстанавливают. После окончания института в 1900 году Хоткевич несколько лет работал на разных инженерных должностях Харьковско-Николаевской железной дороги. Гнат и здесь проявил талант, создав первый проект четырехцилиндрового поезда-дизеля, опередив американских изобретателей, запатентовавших свое изобретение.
Но техническая деятельность его мало прельщала, он много времени отдавал выступлениям и театру. Так, в 1902 году он собрал слепых кобзарей-бандуристов и создал музыкальный коллектив, который вступил на ХІІ археологическом съезде в Харькове.
Это было очень большое дело: надо было не только собрать участников со всей Украины, но и объединить их в слаженный коллектив, организовать быт и репетиции слепых людей. Усилия этого стоили: зал долго не отпускал бандуристов, одаривая их овациями. Гнат высказал идею об организации капеллы бандуристов на постоянной основе, что позже было реализовано другими руководителями в Киеве и Полтаве.
Судьба этих бандуристов трагична – большинство уничтожил большевистский террор, уцелевшие позже эмигрировали в США, другие страны, где создали новые коллективы, которые выступают до сих пор, исполняя также многие произведения Хоткевича.
Следующим большим начинанием Хоткевича было создание Рабочего театра железнодорожников (1903). В течение трех лет театр, в котором участвовало около 150 человек, дал более пяти десятков спектаклей украинской драматургии. В это время он написал свою первую книгу «Поезія у прозі». Его, как талантливого бандуриста, часто приглашали в дом известных меценатов и просветителей Алчевских. Здесь он познакомился со своей будущей женой, дочерью купца из Александровска (Запорожья) Екатериной Рубанович. Она не была красавицей, но их свела любовь к музыке.
Общаясь с рабочими, Гнат проникался все большим сочувствием к их тяжелому социальному и материальному положению, и хотя не состоял ни в одной из оппозиционных партий, вел в рабочей среде антиправительственную деятельность. В 1905 году активизировались протестные действия харьковских железнодорожников. Гнат, будучи председателем забастовочного комитета, в это время принимал участие в съезде железнодорожников в Москве. Начались полицейские гонения на мятежников, и Хоткевич вместе с семьей выехал в Галицию. У супругов уже было двое детей – Евгений (1903) и Татьяна (1905). Доехать до Австро-Венгрии помогли рабочие-железнодорожники, а в прохождении границы поспособствовала Леся Украинка, с которой Гнат познакомился задолго до этих событий.
Поселившись вначале во Львове, Гнат быстро нашел единомышленников. Семья жила за счет его концертов с бандурой, он даже издал первый свой учебник бандуриста. А потом они перебрались в красивое гуцульское село Криворивню, которое в то время было Меккой искусства.
Хоткевича удивляла и увлекала карпатская природа, местные обычаи и язык. Они вдохновляли на творчество, и Хоткевич на гуцульском диалекте создал свои лучшие произведения: «Кам’яна душа», пьесу и роман «Довбуш», пьесы «Гуцульский рік», «Непросте», сборники рассказов «Гірські акварелі» та «Гуцульські образки» и др. А еще он создал крестьянский Гуцульский народный театр. Неграмотные актеры учили роли на слух, но играли столь искренне, что театр приглашали по всей Галиции и Буковине, и даже в Польшу. Известная актриса Мария Заньковецкая не только удивлялась этим актерам, но и поддерживала театр своими средствами.
Но культурная деятельность не приносила доходов. Жена, привыкшая жить безбедно, была недовольна ситуацией бедности и одиночества. К тому же, муж постоянно оставлял ее с тремя детьми (здесь родилась Ольга, 1907). А он имел привлекательную внешность, хорошо скроенную фигуру среднего роста, неотразимый шарм, поэтому им часто увлекались женщины. Катерина поехала отдохнуть от такой жизни к своим дядям, которые жили в Москве, и к семье не вернулась. Следующий раз она встретилась с детьми в Каневе через 7 лет. Позже Евгений и Татьяна уехали к матери в Москву.
Гнат через время связал свою жизнь с другой Екатериной – педагогом и писательницей Банах-Гриневичевной. Она оставила мужа и вместе с Хоткевичем и его детьми вернулась в Харьков. У них родился сын Владимир (1913). Но ее, как подданную другого государства, власти выслали из страны, и она уехала во Львов, оставив своего младенца на попечение Гната и его мамы – бабушки Оли. Чтобы иметь более широкое поле своей культурной деятельности, Гнат, оставив детей матери, переезжает в Киев. Он успел организовать гастроли своего Гуцульского театра и музыкального коллектива по ряду украинских городов (в том числе и в Харькове), и даже побывал с ними в Москве. Также пытался возродить народные промыслы, создав мастерскую, куда пригласил мастеров-гуцулов. Но напрасно он надеялся, что власти исключили его из «черного списка». Гната задерживают и высылают в Воронеж на 5 лет (1912-1917).
Эти годы оказались плодотворными: Хоткевич подготовил и издал первый том «Історії України», четыре тома «Богдана Хмельницького», начал большую работу о Тарасе Шевченко («У сім’ї геніїв»), переводил произведения зарубежных драматургов, создал исследования о развитии украинского театра, сочинял музыку для бандуры.
Читайте также: Не смог притвориться советским режиссером: харьковский период в жизни Леся Курбаса
Ссылка не отбила у Хоткевича желание трудиться на благо народа. Он выступает на съезде учителей с защитной речь в адрес украинского языка и культуры, которым нужна поддержка интеллигенции (1917). Через год он организует Харьковский национальный хор, который под его руководством представлял циклы из истории развития украинской музыки. Через четыре года создает художественно-вокальный театр, позже – инструментальный ансамбль села Борки, два ансамбля бандуристов при воинских частях, хор женщин Казачьей Лопани.
Параллельно (1917-1936) Хоткевич – преподаватель ряда учебных заведений: кооперативной школы, зоотехнического техникума, сельскохозяйственного, биологического институтов, а также двенадцать лет преподавал в Музыкально-драматическом институте. Здесь он открыл класс бандуристов, написал несколько учебников по их подготовке. Был редактором литературно-общественного еженедельника «Гасло», активно пропагандировал возрождение украинской культуры.
В 1920 году в техникуме он познакомился со студенткой, полтавчанкой Платонидой Скрипко. Она была замужем, но оставила своего мужа, и связала жизнь с Хоткевичем. Старшие дети плохо уживались с молодой мачехой, но вскоре в семье появилось еще трое детей – Анастасия (1922-1924), Богдан (1925) и Галина (1928). В 20-е годы Хоткевич и его произведения были очень популярны, он получил аванс за издание 8-томника своих произведений. На эти средства он покупает дом в поселке Высоком. Но вскоре начались гонения на украинского гения, как и на других деятелей «українського Відродження»: шельмование в прессе, запрет на печатание книг и др.
После самоубийства Николая Скрыпника (1933), который поддерживал «украинизацию», Хоткевича зачислили в ряды «врагов народа», уволили с работы, а семью лишили продовольственных карточек. К тому же, он попал под поезд, травмировал ногу, год лечился, а в дальнейшем хромал.
Издательство, напечатав два тома сочинений, разорвало договор, поскольку произведения Хоткевича уже не отвечали идеологической направленности, и потребовало возвращение аванса. Удрученный Гнат продавал свои вещи, чтобы его погасить.
В голодные годы семья выживала за счет небольшого огорода, на котором они все трудились. Но жили впроголодь. Гнату удалось получить роль слепого кобзаря в кинокартине «Назар Стодоля» (1936), но это не спасло от нужды. Хоткевич обращался за помощью к властям Харькова, в Академию наук Украины и даже к Сталину. Он с отчаянием писал, что зачастую суп для целой семьи на весь день варили из одного стакана фасоли, нечем было топить дом, а у двоих его детей-школьников была только одна пара сапог.
Он просил академиков посодействовать в печатанье его книг, чтобы поправить материальное положение. И «ответ» властей не задержался: 23 февраля 1938 года Хоткевича арестовали и обвинили в антиправительственной деятельности и участии в националистической организации. Следствие добилось, чтобы он сознался в том, что был немецким шпионом. Через семь месяцев и 13 дней его расстреляли в застенках харьковской тюрьмы НКВД по приговору особой тройки, а его дом и имущество конфисковали. Реабилитировали Хоткевича только во время «хрущевской оттепели».
Во время немецкой оккупации Харькова Платонида вынуждена была работать в библиотеке при немецкой управе, чтобы прокормить семью. При отступлении немецких войск она с дочерью Галиной, забрав архив мужа, эвакуировались сначала во Львов, где некоторое время заведовала реквизитом в немецком театре, а потом – за границу. В Венгрии поезд попал под бомбежку, и мать с дочерью потеряли друг друга.
Галина после нескольких лет скитаний попала во Францию, жила в Гренобле, где вышла замуж, имела троих сыновей. Начала приезжать в родной город после обретения Украиной независимости. Усилиями энтузиастов была выкуплена часть дома, принадлежавшего их семье, и открыта комната-музей Гната Хоткевича, которому она передала часть архива отца. Скончалась в 2010 году.
Платонида поселилась в Чехословакии, но оперативники «Смерша» арестовали ее и отправили в Киев. За сотрудничество с немцами она была приговорена к 10 годам лагерей, освободилась в 1956 году. Поселилась сначала во Львове, а затем друзья из «Просвіти» помогли ей перебраться в село Криворивню, где она работа сотрудницей, а затем – директором музея Ивана Франко. На пенсии ей, наконец, дали однокомнатную квартиру в Ивано-Франковске, где она и прожила до конца жизни (1976).
Сын Богдан после ареста отца отказался вступать в комсомол, за что был исключен из школы. С приходом немцев пошел служить в дивизию СС, за что после войны был осужден на 15 лет. После освобождения женился, но вскоре оставил семью и поехал к матери в Криворивню. Не работал, находясь дома, сочинял, рисовал. В 1961 году уничтожил все свои рукописи и рисунки, и внезапно исчез.
Дочь Гната Татьяна после ареста отца отбыла 20 лет лагерей. Ольга с семьей смогла выехать за границу, и поселилась в Венесуэле. В стране остались Евгений и Владимир. Особенно преуспел Владимир Хоткевич, известный физик, академик, долгие годы возглавлявший Харьковский университет как ректор.
…Гнат Хоткевич был похоронен в братской могиле среди других расстрелянных. Ее вновь обнаружили в начале этого века в лесопосадке под Харьковом, где затем открыли мемориальный комплекс. В НТУ «Харьковский политехнический институт» музею этнографии «Слобожанскі скарби» дали его имя. В Киеве, Ивано-Франковске, Яремче и других городах есть улицы Хоткевича. Его имя продолжает звучать в игре многих бандуристов, которые наследуют манеру игры харьковского виртуоза.
Светлана Лысенко