Возле храма дежурство НКВД: как отмечали Пасху в Харькове при советской власти

12:52  |  01.05.2021

Куряж-Харьков-Куряж: крестный ход с Озерянской иконой

Православный мир завтра отмечает Пасху – древнейший и самый важный христианский праздник. В Харькове люди не всегда имели возможность придерживаться устоявшейся обрядности: взять корзинки и пойти в церковь, а потом сесть с семьей за пасхальный стол.

В советское время пропагандировали атеизм, поэтому религиозные мероприятия праздновали тихо, не афишируя. Мы расскажем вам, как поменялись пасхальные традиции в Харькове за 100 лет.

1920-е: тяжелые времена для церкви

В это время праздничные традиции почитали: нерабочей была Страстная пятница, Великая суббота, сама Пасха, а также два дня Светлой седмицы – понедельник и вторник. С утверждением советской власти в календаре появились новые праздники, зато все религиозные праздники назывались «особыми днями отдыха».

Двадцатые годы стали сложными временами для верующих харьковчан: церкви разрушались или превращались в склады (например, Благовещенский собор использовали как нефтехранилище), а священников арестовывали. Одних расстреливали, других отправляли в ссылку.

До конца 20-х годов еще можно было пойти в церковь, но с началом эпохи Большого террора такая возможность почти исчезла. Окончательно религиозные праздники «убрали» из советского календаря в 1929 году. Тогда же ликвидировали УАПЦ.

Читайте также: Один из крупнейших соборов Восточной Европы: 7 фактов о Благовещенском храме

1930-е: черная Пасха

Очевидно, самая тяжелая Пасха была во время Голодомора 1932-1933 годов, когда дети пухли от голода, взрослые падали и умирали посреди проселков и на улицах города. Вот что пишет крестьянин Нестор Белоус из села Лебяжье Печенежского района (ныне Чугуевский) Харьковской области 20 апреля 1930 года:

Пасха. В этот день раньше веселились и радовались, а сейчас все люди, как будто всех удавило горе, – смутные, разговляться нечем, свиней если кто и зарезал, то не больше 3-4 штуки на все село. Паска была у всех житная и яичная, за исключением – у некоторых была полубелая, и то совсем мало. Ночью под Пасху была поставлена карусель, в саду около церкви, с целью антирелигии, но туда никто не пошел, за исключением некоторых комсомольцев.

1940—1950-е: послабление и последующая борьба с религией

В годы Второй мировой войны власти позволили харьковчанам вернуться в церковь. 4 апреля 1942 года Пасху разрешили отметить официально. Однако в церковь на всенощную службу поспешили не многие, ведь рядом с большими храмами было организовано дежурство НКВД.

3 мая 1945 года в 23:00 разрешили провести ночное пасхальное богослужение. 5 мая большинство предприятий не работало — объявили выходной день. В магазинах даже организовали продажу пасочек.

Новые запреты появились после декабрьского пленума ЦК КПСС 1958 года, когда по инициативе Михаила Суслова было принято закрытое постановление «Об усилении атеистической работы». В это же время вышло постановление правительства об ограничении колокольного звона в пасхальные дни.

Местная власть требовала сокращения времени богослужения, «ибо в церковь приходят трудящиеся, которые до этого занимались общественно-полезным трудом». В случаях, когда Пасха совпадала с Первомаем, власти проводили коммунистический субботник.

Читайте также: «Кровавая Пасха» 1872 года: почему на улицах Харькова избивали полицейских и убивали горожан

1960—1970-е: возобновление производства пасочек

При Брежневе, хоть и не было кровавых репрессий, но существенных положительных изменений в религиозной сфере не наблюдалось. Интересный факт: центральное телевидение составляло программу так, чтобы отвлечь народ от идеи пойти на крёстный ход, но всё равно переманить к телевизору всех не удавалось. Например, давали телеконцерты «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Туда попадали не только «разрешенные» Boney M., ABBA, но и те группы и исполнители, чью музыку обычно в СССР называли «низкопробной» и слушать не давали.
В 1973 году Пасху специально сделали рабочим днем — выходной перенесли на понедельник. В это же время на прилавках советских магазинов начали появляться кексы «Весенние», которые были похожи на пасхальные куличи. Также харьковчанки начали печь паски дома в металлических банках и собирали шелуху от лука, чтобы красить в ней яйца.

1980—1990-е: потепление отношений государства с церковью

Ближе к перестройке борьба режима с религией становилась профанацией. В середине 1980-х отношения государства и церкви достаточно потеплели, чтобы празднование Пасхи перестали запрещать. Все больше людей начали ходить в храм и вернулись к православным традициям. 

После распада СССР в украинском календаре появились три церковных праздника, которые теперь отмечаются на государственном уровне – Рождество, Пасха и Троица. В 1990-х возобновили свою деятельность Благовещенский, Покровский и другие соборы Харькова.

Читайте также: «Христос Воскрес»: традиции и приметы Пасхи, поздравления

Пасхальные традиции в наши дни

Спустя 100 лет пасхальные традиции в Харькове существенно изменились. Если раньше выпекали только куличи, то сейчас готовят также паннетоне — гибрид слоёного круассана и маффина, итальянский пасхальный кекс, шоколадные паски, а также краффины — гибрид слоёного круассана и маффина. В нашем городе устраивают пасхальные пикники, фестиваль в парке Горького и выставки.

Многие харьковчане ходят с корзиной для освящения, куда кладут сдобные куличи, яйца, ветчину, сыр, соль и другие продукты. Этот праздник принято проводить в кругу близких людей. За праздничный стол садятся сразу после церковной службы. Разговение начинают с кулича и яйца.

Как видим, даже запреты и закрытие церквей не помешали харьковчанам праздновать Пасху. Ведь Богу не свечки нужны, ему нужно, чтобы душа горела, как говорил один священник.

Владлена Колесник

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: