Харьков по праву считается колыбелью конструктивизма. Такую концентрацию авангардных зданий редко найдешь не только в Украине, но и на просторах бывшего СССР. Рассказываем об одном из самых ярких образцов конструктивизма в Харькове — здании Главпочтамта.
Принято считать, что конструктивизм, по крайней мере, в архитектуре — явление советское, возникшее в самом начале 20-х годов прошлого столетия. «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…», — писал Владимир Маяковский.
Правда, мода на авангардистское течение прошла быстро — буквально за 10 лет. Но и за это время конструктивизм оставил заметный отпечаток в облике Харькова. А Главпочтамт на Привокзальной площади — один из самых выдающихся примеров строительства той эпохи.
Почтово-телеграфное отделение при вокзале в Харькове было и до революции — с начала XX века. Но в 20-х годах существующие технологии обработки писем, бандеролей и посылок уже отстали от времени.
В нашем городе ситуация усугублялась еще и его статусом — в те времена Харьков был столицей советской Украины. Поток корреспонденции очень большим, и существующие службы с ним не справлялись. «Письмо, отправленное с Пушкинской на улицу Либкнехта, получают лишь на 11-й день!» — возмущалась местная пресса.
Современный центр сортировки и распределения корреспонденции был крайне необходим. Интересно, что Главпочтамт возвели на участке, который первоначально был отведен под здание Госпрома. В итоге Госпром разместили в центре города, а для Главпочтамта лучшего места, чем рядом с железнодорожным вокзалом, и быть не могло.
Читайте также: «Грандиозное здание»: главный вокзал Харькова
В 1926 году был проведен конкурс на лучший проект Главпочтамта. Его выиграл известный, маститый архитектор, профессор Московского архитектурного института Пантелеймон Голосов. Выиграл, но не победил. В качестве рабочего утвердили проект другого архитектора, Аркадия Мордвинова.
Как такое могло произойти? Рассказывают, что на некоем митинге, посвященном началу стройки, Аркадий Григорьевич выступил с зажигательной речью. В числе прочего он посетовал на то, что проектам молодых дорога перекрыта и настоящим талантам пробиться невозможно. Потому-то, дескать, и отдали победу Голосову. После этого народ на митинге поддержал Мордвинова и… как в старой песне — «Молодым везде у нас дорога…».
Так это было или не совсем так, но в итоге именно мордвиновский проект воплотили в жизнь.
Пара интересных фактов. Разница в возрасте у двух архитекторов была не столь уж большой — Голосову на тот момент было 44, а Мордвинову — 30. Оба они являлись последователями конструктивизма. Причем новатор и авангардист Мордвинов уже в 1929 году выступил с резкой критикой авангардных течений в архитектуре, называя их «мелкобуржуазными» и «вредительскими». Как говорят, «времена меняются, и мы меняемся вместе с ними…». Впрочем, отдадим молодому зодчему должное — проект Главпочтамта был действительно хорош.
Позже Мордвинов строил дома в основном в духе сталинского ампира, стал академиком и даже президентом Академии архитектуры СССР, дважды лауреатом Сталинской премии. Голосов не достиг таких высот, но, как и более молодой коллега, всегда был «в тренде», строил много, не бедствовал.
Перед началом строительства Народный комиссариат (министерство) почт и телеграфов СССР направил ряд специалистов за рубеж — в Швецию и Германию, для изучения опыта работы почтовых служб.
Строиться начали в 1927 году. Работы шли очень и очень непросто. Грунты в этом месте были рыхлыми и влажными. Для их укрепления в почву вбили 660 свай. Работали, как тогда было принято, «по-ударному» и качественно. Здание возводилось из железобетона, при строительстве использовались самые передовые, для своего времени, технологии, а число рабочих занятых на стройке, превышало 1300 человек.
В эксплуатацию объект был сдан уже в 1930 году, в сентябре. Получилось самое большое почтовое здание в Украине, его суммарный объем составлял около 92 тыс. куб. м.
Внешне Главпочтамт — типичный представитель «чистого» конструктивизма. Его характеризуют строгость, лаконичность, динамизм, отсутствие декоративных украшений. Здание и сегодня выглядит весьма выразительно, а тогда, на фоне привычных архитектурных форм, оно смотрелось «по-революционному» броско и необычно.
При этом функционально харьковский Главпочтамт был еще более новаторским. Все процессы здесь были максимально механизированы. По общему признанию, на тот момент, он был самым современным почтовым сервисом в СССР.
Каждая из служб — почтовая, посылочная, газетная занимала свой этаж. Все было связано сетью подъемников и транспортных лент. Специальный транспортер служил для рассылки корреспонденции сотрудникам.
С вокзалом почтамт связали подземным тоннелем, по которому специальные электровозы перевозили корреспонденцию.
Интересно, что практически все оборудование было произведено в СССР, и лишь один подъемник доставили из заграницы.
Помимо рабочих цехов, в Главпочтамте размещалась столовая для сотрудников на 500 мест и хорошо оборудованная кухня, большой зал заседаний, который можно было использовать как кинозал, душевая.
Особое внимание уделили вентиляции, кондиционированию и очистке воздуха от пыли. Система включала в себя масляные фильтры и нагреватели, за счет этого в здание подавался свежий, а зимой еще и подогретый, воздух.
Пресса описывала новое сооружение с восторгом: «Новый почтамт явится крупнейшим в Украине… Сооружение грандиозное, что и говорить… Механизирован по последнему слову техники…».
В общем, после введения в эксплуатацию нового почтамта, Харьков едва ли уступал Европе по части работы с корреспонденцией.
Читайте также: Здесь живет история: десять старинных усадеб Харьковской области
В годы войны Харьков был сильно разрушен. Пострадал и ансамбль Привокзальной площади. В первозданном виде Главпочтамт восстановили в 1950 году. В последующие годы почтовая служба переезжала в другое здание и вновь возвращалась на прежнее место.
К европейскому футбольному чемпионату 2012 года само здание и окружающую его территорию на Привокзальной площади привели в порядок. Вокруг вместо асфальта уложили плитку, в здании поменяли все остекление, отремонтировали внутренние помещения.
Что очень важно, при реконструкции общий облик здания, построенного более 80 лет назад, был сохранен. Уцелели и некоторые детали. В частности, в левой верхней части башни даже можно видеть небольшие балкончики. Многие утверждают, что когда-то их смонтировали для почтовых голубей, но скорее всего, это легенда.
Вот только жаль, что надписи «Почтамт» и «Телефон» в нынешнем варианте дизайна решили не сохранять. А они добавляли зданию определенный флер, работая на общую композицию, подчеркивая стиль. Также приходится сожалеть о больших часах, в прежние времена украшавших башню. Кто знает, быть может, при следующей реконструкции реставраторы придадут нашему Главпочтамту изначальный вид.
Александра Павлий
Цікава інформація ,дякую .