В Харькове множество заводов, но один из них выделяется среди всех промышленных монстров. Речь идёт о заводе имени Малышева, построенном ещё в позапрошлом веке и ставшим за эти годы «лицом» производственного Харькова.
Конец XIX века – бум машиностроения и роста промышленности в царской России. Именно по этим временам ностальгируют поклонники имперского прошлого.
Рост стал возможен благодаря масштабным реформам 60-х гг, проникновению новых технологий и открытию неразведанных ранее месторождений полезных ископаемых. Особенную важность имел Криворожский железорудный и Донбасский каменноугольный бассейны, из-за чего фокус промышленного интереса плавно перемещался на южные области империи.
Ввиду этого, было принято решение открыть паровозостроительный завод на землях Слобожанщины. Выбор месторасположения предприятия пал на Харьков. Объяснялось это легко – город был расположен на пересечении железнодорожных путей, связывающих центральные регионы империи с югом. Рядом находились богатые залежи сырья (Кривбасс и Донбасс), а местный Университет вместе с Технологическим институтом гарантировали приток квалифицированных работников.
Участие в создании нового завода также приняли братья Буэ – специалисты-машиностроители, зарекомендовавшие себя на родине, во Франции.
О масштабах будущего строительства и высоком уровне ожиданий от нового предприятия говорит предварительный договор завода с железнодорожным управлением Российской империи, по которому за год планировалось выпускать по 150 паровозов.
20 июля 1895 года началу строительства была дана официальная отмашка – инженер Павел Риццони, впоследствии ставший первым директором предприятия, был отправлен в Харьков с задачей покупки участка земли, что и было совершено 18 сентября. Расположение застройки было максимально удобным – расположенная рядом станция «Балашовская» обеспечивала подвоз сырья и вывоз готовой продукции.
Строительные работы стартовали в октябре. Возводились цеха различного назначения – паровозосборочный, литейные, кузнечный, котельный, модельный и другие. Параллельно с производственными зданиями строились административные помещения, электростанции и жильё для сотрудников – бараки, предназначенные простым работягам, и комфортабельные дома – квалифицированным специалистам.
Официальными датами запуска Харьковского паровозостроительного завода можно считать две – 11 августа 1896 года, когда руководство РПиМО отправило Павлу Риццони открытку с поздравлениями (незадолго до этого заводские литейные выплавили первый чугун), либо 1 ноября 1897 года, когда было завершено обеспечение цехов и помещений оборудованием и были закончены строительные работы. Но первый профильный продукт – паровоз «Од» – вышел из цеха 5 декабря 1897-го, в год открытия ХПЗ.
С первых месяцев работы завод процветал – паровозы пользовались спросом, имелся государственный заказ. В период 1897-1914 гг ХПЗ имел стабильную прибыль в пределах 5-6 миллионов рублей в год, что для тех времён было очень приличной суммой.
Осваивались новые виды производства – запускались котельные цеха, создавалась сельскохозяйственная техника, позже – двигатели внутреннего сгорания. Высоко ценились котлы, разработанные и выпущенные ХПЗ – паровозные, корабельные и другого назначения. Кроме того, литейные цеха полностью обеспечивали завод нужными объёмами литьевых деталей, а излишки продавались по сторонним заказам. Во времена русско-японской войны завод произвёл 10 тысяч артиллерийских снарядов.
Успеху ХПЗ поспособствовало вступление предприятия в 1906 году в «Паровозный союз», объединявший профильные заводы Российской империи. Членство в организации обеспечивало производственные линии заказами, стимулировало обмен опытом между предприятиями.
С началом Первой мировой завод перешёл на военные рельсы, что повысило объёмы производства в 4 раза. На широкую ногу была поставлены выработка снарядов, мин, транспортных вагонов, паровых котлов, комплектующих для подлодок, ремонт и сборка новых паровозов. Цена такого роста – остановка производства сельскохозяйственной техники и перепрофилирование цехов для других целей.
До 1918 года Харьковский паровозостроительный завод сумел зарекомендовать себя исключительно с лучшей стороны, его продукция отмечалась многочисленными государственными наградами. О предприятии высоко отзывались в военном ведомстве –здесь стабильно заказывалась здесь продукция, в том числе паровые котлы для будущего флагмана Черноморского флота – линкора «Императрица Мария».
Читайте также: Game over: пять обанкротившихся харьковских заводов
Грянувшие в 1917 сначала Февральская, а затем, и Октябрьская революции не стали для коллектива завода неожиданностью – с начала XX века среди рабочих бурлила подпольная деятельность. Например, в 1905 году на ХПЗ трудился Фёдор Сергеев, более известный как «товарищ Артём» – видный большевистский деятель, именем которого до недавнего времени называлась улица в центре Харькова.
Заводчане активно поддерживали большевиков. Коллектив завода стал фундаментом Харьковского боевого полка, принявшего активное участие в кровавых столкновениях Гражданской войны.
Увлечение рабочих революционными идеями и общая разруха хозяйства негативно сказались на продуктивности завода. За время Гражданской войны значительно упала производительность. Выпуск высокотехнологичной продукции практически остановился. До 1920 года ХПЗ занимался литьём и единичными заказами на ремонт военной техники – танков, бронеавтомобилей и бронепоездов.
После кровавой Гражданской войны началось восстановление хозяйства по новым правилам. Централизованное планирование на фоне жёсткой экономии финансов давало о себе знать. ХПЗ стал частью «Южмаштреста», подчинённого Высшему Совету Народного Хозяйства, а через него – Совнаркомату СССР. Между всеми заводами, входящими в структуру, чётко распределялись не только сырьевые ресурсы, но и рабочая сила, смен и наряды. С развитием системы централизованного управления хозяйством ХПЗ перешёл в 1925 году «под крыло» «Союзмаштреста».
«Звёздное» время ХПЗ начинается с 1932 года, когда предприятие перепрофилируется на выпуск военной продукции. Отныне завод выпускает танки, двигатели для них и артиллерийские тягачи. Из старого «ассортимента» остаются только паровозы, но им уделяется всё меньше внимания.
В связи с переходом на принципиально новую продукцию разворачивается масштабное строительство новых цехов и корпусов. На завод широким потоком устремляются молодые кадры, что способствовало внедрению целого ряда инноваций – использования газовой и электрической сварки, газовой резки металла, производства новых видов литой брони и множества других. С 1932-го по 1941 годы ХПЗ создал целый ряд значимой для СССР продукции – дизели Д-40, тракторы/тягачи «Коминтерн» и «Коммунар», судовые дизели «Зульцер», знаковые для мирового двигателестроения танковые дизели В-2 и, конечно же, легендарные танки Т-34.
В связи с крайне неудачным началом боевых действий во Второй мировой, ХПЗ (в то время «завод № 183») вместе со своим филиалом (моторный цех №75) эвакуировались на Урал. Вывоз цехов и отделов производился в сентябре-октябре 1941 года, для чего понадобилось 43 эшелона. Танковый отдел с частью рабочих паровозостроительного цеха отправился в Нижний Тагил, на Уралвагонзавод. Там харьковчане стали ядром, объединения танкостроительных предприятий. Именно тогда конструкторское бюро ХПЗ («отдел 520») возглавил А. А. Морозов.
Под названием «Уральский танковый завод №183» объединение приступило к массовому производству танков Т-34, внеся неоценимый вклад в разгром вторгшегося врага.
Моторный завод №75 отправился из Харькова в Красноярск, где в сотрудничестве с местными работниками занимался производством вооружений и паровозов.
Война триумфально завершилась, но отдых работникам ХПЗ мог только сниться – необходимо было восстанавливать разрушенное за годы боёв хозяйство. Перевод на мирные рельсы произошёл без потрясений – завод занялся выпуском тепловозов и танков. Лишь в 1969-м году производство железнодорожного транспорта было полностью прекращено, в связи с переходом исключительно на военные рельсы (с 1966 года завод перешёл под управление Министерства оборонной промышленности СССР).
Имя одного из «сталинских наркомов» ХПЗ получил в 1957 году, когда погиб Вячеслав Малышев. В 1978 году предприятие стало называться так, как известно всем сегодня – «Завод имени Малышева».
С конца Второй мировой и до развала СССР предприятие пережило золотые годы, пиком которых стал 1991-й – было выпущено 800 танков. Это рекорд производительности завода, который вряд ли когда будет превзойдён.
Читайте также: Лицо бизнеса: Топ-10 известных в Украине компаний Харькова
Девяностые стали для Завода имени Малышева суровым испытанием, как и для всей промышленности Украины, угодившей в жесточайший кризис. Предприятие пережило сокращение персонала, для выплаты долгов и заработной платы руководство распродавало недвижимое имущество, пустующее в связи с частичной остановкой производства. За это время были попытки перепрофилирования – выпускались комбайны, техника для бурения шахт, артиллерийские орудия, но все потуги не могли вытащить завод из глубокой ямы.
Светлым пятном в 90-е является заключение контракта с Пакистаном на 550 миллионов долларов в 1997-м, по которому харьковское предприятие обязалось поставить заказчику 320 танков Т-80УД. Но даже выполнение столь масштабного заказа не улучшило положение завода.
Ситуация стала улучшаться в 2010-е годы, когда завод перевели в «Укроборонпром». Заявлялось о начале производства танков «Булат» и «Оплот» для нужд украинской армии и на экспорт. Также можно вспомнить контракт на поставку БТР в Ирак и Таиланд.
Новый расцвет «Завод имени Малышева» пережил по грустному поводу – 2014-й год ознаменовался началом войны. В короткие сроки производственные линии предприятия оказались полностью загружены, были набраны новые работники, а также организованы выездные бригады для починки техники прямо на фронте.
При этом парадоксально выглядит тот факт, что с 2009 года по нынешнее время завод выпустил только один танк – в основном сейчас не производится новая техника, а чинится и модернизируется старая, бывшая на сохранении завода.
Читайте также: Заработали: пять новых заводов Харьковской области
В последнее время предприятие переживает новый виток роста, хотя политические изменения не прошли мимо. Неизвестно как повлияет смена руководства завода на текущее положение вещей, но судя по обстановке в стране, производство и модернизация вооружений в ближайшее время всё ещё будут актуальными направлениями госзаказа.
Михаил Татаринов
Не надо врать, завод выпустил 50 танков, а не 1, и расцвет он переживал из-за нового гендиректора и иностранных контрактов, от войны на Донбассе ему ни холодно ни жарко, а сейчас он как раз снова падение переживает, по причине смены руководства.
Нельзя поверхностно вникать, потом писать для людей.