Сердце Харькова: история Нагорного района

14:19  |  16.08.2019
Нагорный район Харькова

Шумная Сумская и колоритная Пушкинская. Тихие переулки со старинными особняками и скверы утопающие в зелени. Монументальность Госпрома и зданий в стиле конструктивизм. Все это Нагорный район Харькова.

Современный центр нашего города, его сердце. Сегодня здесь бурлит жизнь, а всего полтора столетия назад это была малопривлекательная окраина.

Неприглядная окраина

В начале 19 века вся жизнь в Харькове концентрировалась вокруг рек Харьков и Лопань. Да и сам город состоял из центральной части — она же Университетская горка, и двух районов: Залопань и Захарьков.

Город окружало множество слобод, которым еще только судилось стать частью города. Что касается территорий севернее Университетской горки, где сегодня простирается Нагорный район, то в первой половине 19 века он оставался практически не застроенным.

«Театральная площадь и Сумская были краем города с севера, хотя на этой же безлюдной площади уныло стоял придавленный временем деревянный дом губернатора Бахтина. Острог был обнесен заостренными стоячими бревнами… За ним тотчас начинались ямы бывших кирпичных сараев и ужасные ямы острожных нечистот; за ними печально лежало оставленное лютеранское кладбище с соседнею русскою церковью Жен Мироносиц и расстилалась бесконечная пустошь… Остробревенчатый забор с унылым криком часовых и брязганьем кандалов, деревянный огромный, нелепейшего вида театр с всегдашним опасением пожара…», — такое неприглядное описание Сумской находим в книге «История города Харькова за 250 лет его существования».

Развитие Нагорного района происходило медленно, на протяжении всего 19 столетия. В 1806 году гласные Городской Думы выделили землю для поселения иностранцев, которых в то время приглашали на работу в Университет. Так возникла Большая немецкая улица, которую современные харьковчане знают как Пушкинскую. Строительство в середине столетия шоссейной дороги на Курск ускорило и застройку Сумской.

Всего за десять лет между улицами сформировалась целая сетка из улочек и маленьких переулков.
Технологический и Ветеринарный институты, Институт благородных девиц, каменное здание Драматического театра. Доходные дома и особняки зажиточных харьковчан, банковские здания и финансовые учреждения. Университетский сад и зоопарк. К рубежу 19-20 веков Нагорный район перестает быть окраиной.

Читайте также: Харьковский Подол: забытое название известного района

Новый центр для правительственных учреждений

Новый этап в застройке Нагорного района пришелся на мятежные 20-е годы 20 века. Не смотря на активную застройку Сумской, Пушкинской улиц и их окрестностей, территория современной площади Свободы и пространство за ней так и оставалось пустынным. Хотя и носило название Ветеринарной площади.

В 1923 году Харьков официально становится столицей Украинской ССР. В связи с этим перед руководством города встал вопрос о размещении правительственных учреждений и государственных органов. На Университетской горке административных зданий не хватало. Поэтому нужно было либо рушить старый центр, либо построить новый. К счастью для Харькова, новая власть остановилась на втором варианте. Тем более, что место в городе было — пустырь, именуемый Ветеринарной площадью.

Своей необычной формой нынешняя площадь Свободы обязана архитектору В. К. Троценко. Именно он в далеком 1923 году предложил устроить на этом месте круглую площадь. Его проект предполагал не только строительство площади и возведение административных зданий на ней, но и перепланировку всего северо-западного района Харькова. Но об этом несколько позже.

Читайте также: День в истории Харькова: 7 ноября, сдан в эксплуатацию Госпром

Эпоха конструктивизма

В 1925 году началось строительство первого здания на площади. Им стал Дом государственной промышленности, более известный как Госпром.

Свой вариант Госпрома предложил и известный харьковский архитектор Алексей Бекетов. Но, бывший еще не так давно популярным бекетовский стиль, сейчас оказался старомодным и конкурсная комиссия утвердила проект архитекторов С. С. Серафимова, С. М. Кравца и М. Д. Фельгера в стиле конструктивизма.

Госпром построили в рекордно короткие сроки, даже по сегодняшним меркам. Всего за три года. И это при том, что в начале строительства все работы выполнялись за счет человеческой и лошадиной силы. Вручную копали котлован, выравнивали изрытую оврагами территорию под будущую площадь. Более того, сама технология возведения здания, который по сути является железобетонным монолитом, также разрабатывалась в процессе строительства. В этом значительная заслуга инженера П. П. Роттера, руководившего работами.

Уже осенью 1928 года здание Госпрома сдали в эксплуатацию. Но строительные работы на площади продолжились. В 1930-1934 годах на ее южной стороне появился Дом проектов (сегодня главный корпус ХНУ имени В. Н. Каразина). Здание во многом напоминало Госпром и перекликалось с ним своими формами. И это не странно, ведь его автором также выступил С. С. Серафимов.

В 1929 году в северной части началось возведение Дома кооперации (сегодня Северный корпус ХНУ имени В. Н. Каразина). Из-за недостатка финансирования его строительство затянулось. Затем началась Вторая Мировая война. И только в середине 1950-х годов здание достроили.

Кстати и Дом проектов и Дом кооперации и даже гостиницу «Интернационал» (сегодня «Харьков») вначале строили все в том же стиле конструктивизма. Мода на архитектурные стили меняется, а здания пострадали в годы войны. Вот и решено было восстанавливать их в соответствии с популярным тогда стилем сталинского ампира.

В домах Загоспромья селили по цеховому принципу

Строительство новой площади, которая носила имя Феликса Дзержинского, повлекло за собой и застройку прилегающих кварталов. Со временем эту территорию начали называть Загоспромье. И это не случайно. Полукруглая форма Госпрома задавала тон планировке прилегающих к нему территорий. Здесь возникли радиальные и продольные улицы. Кстати, в 1930-х годах они так и назывались 1-ая радиальная, 2-ая радиальная. И лишь затем получили собственные названия. А сегодня известны харьковчанам, как проспект Науки, улица Ромена Роллана, проспект Независимости, улицы Чичибабина, Данилевского, Культуры.

Здесь строили в основном жилые дома, все в том же стиле конструктивизма. При чем каждое здание имело свое имя, отражающее сферу деятельности его жильцов и строилось соответствующим кооперативом.

Так здесь появились дома «Красный химик», «Красный промышленник», «Красный швейник», «Красный печатник». Нетрудно догадаться люди каких профессий их заселяли. В «Красном бродильщике» жили работники ликеро-водочного завода, а в «Красном партизане» — семьи участников Первой Мировой войны и бывшие политзаключенные.

В первые годы заселение домов по цеховому принципу сохранялось. В самом знаменитом из всех зданий Загоспромья, доме «Слово» жили Иван Багряный, Николай Бажан, Павел Тычина, Остап Вишня, Лесь Курбас, Валериан Пидмогильный, Николай Кулиш, Микола Хвилевой, Владимир Сосюра и многие другие украинские писатели и поэты. Те, кого спустя десятилетия назовут «расстрелянным возрождением».

Архитектор и строители дома пытались обеспечить максимальный комфорт его жителей. Даже само здание возвели в виде буквы С. На крыше обустроили солярий, в каждой квартире установили телефон, а еще средства прослушки. За писателями неусыпно следили соответствующие органы. Спустя пару лет во двор дома чуть ли не каждую ночь начал приезжать черный воронок и почти в каждой квартире у двери появился тревожный чемодан с вещами.

Со временем в дома за Госпромом начали въезжать новые жильцы и цеховой принцип нарушился. Постепенно дома утратили свои названия и сегодня уже мало кто из харьковчан скажет, что живет в «Химике» или «Печатнике».

Читайте также: Харьковский дом «Слово» — элитная «мышеловка» для представителей «расстрелянного возрождения»

Дурноляповка

Говоря о Нагорном районе нельзя не вспомнить об одной маленькой улице, протяженностью всего 400 метров, проходящей в его границах. Речь пойдет о Дурноляповке. Хотя современным харьковчанам это название мало о чем расскажет. Название улица Багалея скажет гораздо больше.

Конечно, в официальных документах улица не называлась Дурноляповкой. Она называлась Бисеревской, по имени владельцев этих земель купцов Бисеровых. Затем Технологической, из-за близости Технологического института. В 20 веке ее назвали Фрунзе. И только в 2015 году улица получила современное название.

Колоритное название «Дурноляповка» улице дали харьковчане во второй половине 19 века. Как предполагают краеведы, из-за плохой дороги или полного ее отсутствия, что для нашего города не было редкостью. В сырую погоду на улице стояла грязь и передвигаться по ней было крайне сложно. Даже извозчики отказывались ехать сюда приговаривая «Чего только дурно ляпать».

Но интересна улица не столько своим названием, сколько своими жителями. В первые годы ее существования здесь селились преподаватели Технологического института. Их дома и сегодня можно увидеть в застройке улицы, которая практически не изменилась за последние сто лет.

Под номером 7 сохранилась усадьба, в 1880-х годах принадлежавшая профессору биологии Харьковского университета Льву Ценковскому. Именно он разработал вакцину против массового мора овец. А на четной стороне улицы сохранился флигель усадьбы профессора университета Г. И. Лагермака. Будучи также гласным Харьковской думы он участвовал в организации городского водопровода. На улице сохранился и двухэтажный дом историка Дмитрия Багалея.

Каждое здание на этой маленькой улице — каменный свидетель истории нашего города. Также как и в целом Нагорный район, прогуливаясь по которому можно ощутить дух различных эпох, увидеть как менялся и продолжает меняться Харьков.

Алена Маршала

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: