Харьков традиционно город студентов. У нас работает не один десяток интересных и известных вузов. Мы привыкли думать, что первым учебным заведением Харькова был наш знаменитый каразинский университет. Но еще за полтора столетия до основания Василием Каразиным университета дети духовенства и дворянства приезжали в Харьков, чтобы стать воспитанниками Харьковского коллегиума.
В преддверии вступительной кампании 2018 года MyKharkov.info предлагает познакомится с историей Харьковского коллегиума — одного из первых учебных заведений нашего города.
История Харьковского коллегиума началась в Белгороде, где в 1722 году епископ Белгородский и Обоянский Епифаний Тихорский основал славяно-греко-латинскую школу. Согласно Духовному регламенту 1721 года подобные школы для мальчиков начали повсеместно открываться при архиерейским домах.
Предполагалось, что школы позволят очистить духовенство от людей пришедших в церковь из корыстных соображений. Ведь претенденты в ученики проходили экзамен, призванный не столько проверить умственные способности ребенка, сколько его духовные качества.
Если основателем школы выступил епископ Епифаний Тихорский, то ее дальнейшее развитие и превращение в Харьковский коллегиум является заслугой генерал-фельдмаршала князя Михаила Голицына.
Через несколько лет после открытия князь переубедил епископа перенести школу из Белгорода в Харьков. Хотя на тот момент Слободская Украина входила в сферу влияния Белгородского епископа, Харьков выступал вполне рядовым городом со скромными размерами и административным положением.
Для школы белгородский епископ купил в центре города дом полковника Шидловского. В 1729 году к школе присоединили, стоявшую возле школьного корпуса, Свято-Покровскую церковь. Образовавшийся комплекс церковных и духовных учебных заведений получил название Свято-Покровского училищного монастыря (сегодня — Свято-Покровский мужской монастырь), настоятель которого одновременно выступал и ректором Харьковского коллегиума.
Благодаря щедрым пожертвованиям князя Голицына и епископа Епифания, а также жителей Харькова, в течении 1726–1736 годов в собственности Харьковского коллегиума оказались более 30 дворовых мест с различными постройками, сады, огороды, левады, постоялые дворы и другие заведения в черте города и лучшие угодья в окрестностях Харькова.
На пожертвованном вдовой сотника Даниила Леонтиева Черняка Агафьей дворовом месте в 1770 году построили одноэтажный корпус бурсы для размещения сирот, которые учились в коллегиуме (сегодня на этом месте располагается главный корпус Харьковской государственной академии культуры). Учебное заведение получало финансовую помощь от семьи Голицыных.
После смерти епископа Епифания большая часть принадлежащих территорий перешла к Покровскому монастырю. Частично владения продавали чтобы обустроить учебные и жилые корпуса. Нередко коллегиум испытывал недостаток финансирования, следствием которого стало скромное жалование преподавателей и малое число учеников, обучающихся на бесплатной основе. Так, в середине 18 века общее количество воспитанников достигало 400 человек, среди которых только 50–80 учащихся были казеннокоштными.
Читайте также: Все, что было в Харькове, остается в Харькове: правила харьковского студента XIX века
Если бы современные харьковчане посетили урок в одном из классов Харьковского коллегиума, вероятно больше всего их удивила бы картина где за соседними столами азы наук постигал 12-тилетний мальчик и 20-тилетний молодой человек. Возрастной диапазон учеников сильно колебался. Так, в грамматических классах учились юноши в возрасте от 10 до 20 лет, классах поэтики и риторики — от 12 до 22 лет. Возраст воспитанников высших классов колебался в пределах 18–28 лет.
В конце 18 – начале 19 века многие дворянские семьи сознательно выбирали коллегиум местом обучения своих сыновей. Среди учеников встречались представители духовенства, дворянства, казачества, мещанства. Нередко дети разночинцев завершали свое образование классом философии, не поступая в класс богословия. После они могли продолжить обучение в народных училищах и Харьковском университете, поступали на государственную службу или работали домашними учителями.
Следует отметить, что выпускники Харьковского коллегиума на протяжении всего 18 века могли занимать, как духовные должности, так и светские. Это выгодно отличало коллегиум из числа подобных учебных заведений того времени.
Нередкими были случаи, когда выпускников коллегиума отправляли учититься в Европу, преимущественно, в университеты Германии. Подобные стипендиаты, после завершения обучения возвращались в стены родной Альма-матер в качестве преподавателей.
В разные годы в Харьковском коллегиуме преподавало множество талантливых ученых, философов, богословов. Музыку воспитанникам коллегиума преподавали известный украинский композитор, дирижёр, скрипач Артем Ведель и музыкант Максим Концевич, рисование — маляр-портретист Иван Саблучок, художники Василий Неминущий и Лаврентий Калиновский, лекции по архитектуре читал первый профессиональный харьковский архитектор Петр Ярославский.
Вероятно, наиболее известным преподавателем Харьковского коллегиума является первый украинский философ Григорий Сковорода. Следует отметить, что несмотря на талант ученого и его хорошие отношения с воспитанниками, Сковороде приходилось трижды покидать стены коллегиума.
Впервые в Харьковский коллегиум Григорий Сковорода попал в 1759 году. Здесь, по приглашению епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко) философ начал читать лекции по поэтике. Но отказавшись от предложения епископа принять монашеский постриг, уже по окончании первого учебного года Сковорода вынужден был покинуть учебное заведение.
Спустя два года, после знакомства в Белгороде с воспитанником коллегиума Михаилом Коваленским, Григорий Сковорода вновь возвращается к педагогической деятельности. На протяжении 1762–1764 годов философ читал в харьковском коллегиуме курс греческого языка. В это время на Белгородскую кафедру приходит новый епископ и из-за возникших интриг Григорий Сковорода во второй раз покидает наш город.
В 1768 году Григорий Сковорода начал преподавать катехизис в прибавочных классах Харьковского коллегиума, которые формально не зависели от духовенства. Возвращению в Харьков способствовала также дружба философа с харьковским губернатором Евдокимом Щербининым. Но уже спустя год, стараниями епископа Белгородского и Обоянского Самуила его увольняют, после чего Григорий Сковорода к педагогической деятельности не возвращался.
Читайте также: «Порядки были суровые»: женские школы Харькова 19-го века
Первыми преподавателями Харьковского коллегиума стали воспитанники Киево-Могилянской академии, поэтому неудивительно, что и сам учебно-воспитательный процесс строился по образцу этого заведения.
Так, ученики последовательно проходили обучение в грамматических классах, где изучали латинский язык, арифметику, нотное пение, катехизис (основные положения вероучения); в классах поэтики и риторики, где продолжали постигать латынь; посещали уроки русского, немецкого, французского языков, математики, истории, географии. На данном этапе значительное внимание уделялось также морально-этическому воспитанию.
Далее следовал философский класс, где воспитанники знакомились с существующими философскими учениями и концепциями. Завершалось обучение в Харьковском коллегиуме в богословском классе.
Значительное внимание уделялось изучению латыни, русского и иностранных языков. Так, преподавателей французского и немецких языков приглашали из Европы. Для практики разговорного греческого языка воспитанники Харьковского коллегиума ездили в Нежин, где существовала обширная греческая община.
В 1768 году при Харьковском коллегиуме открыли прибавочные классы для дворянских детей. Их также могли посещать воспитанники коллегиума. В программе классов — немецкий, французский, итальянский языки, арифметика, геометрия, живопись, рисование, музыка, архитектура, история, география. В 19 веке ученики коллегиума посещали также лекции по ботанике, медицине, физике в Харьковском университете.
Распорядок дня, время экзаменов и каникул, организация свободного времени во внеурочное время зависели от православного календаря и религиозных праздников.
Кроме предоставления воспитанникам основательного гуманитарно-философского образования преподаватели Харьковского коллегиума также занимались религиозно-моральным воспитанием. Одной из целей учебно-воспитательного процесса выступало формирование у учеников благочестия. Следует отметить, что подобные принципы обучения широко применялись также в иезуитских коллегиумах, где сложилась целая система поощрения и наказания воспитанников с успехом применявшаяся и в Харьковском коллегиуме.
Среди телесных наказаний, по отношению к ученикам применяли: розги палки, удары линейкой по рукам, поклоны, стояние на коленях, иногда на гречке. Некоторые из них, со временем, перестали быть собственно наказанием за провинности, а превратились скорее в своеобразный ритуал. Например, через подобный ритуал проходили только поступившие воспитанники. Также, существовала традиция, еженедельно, в субботу, сечь всех без исключения учеников Харьковского коллегиума. Для старательных воспитанников это была лишь формальность — розги опускались на их спины, не касаясь. А вот, беглецы получали наказание розгами сполна.
Вид и степень наказаний зависели частично и от социального статуса воспитанника. Так, детей из дворянских семей пытались наставить на путь истинный, прежде всего, беседами и уговорами, оставляя розги и палки для крайнего случая.
Следует отметить, что случаи избиения учеников всегда пристально рассматривалось колегиумным руководством. Поэтому сами учителя пытались свести телесные наказания к минимуму. Преподавателей могли уволить не только за злоупотребления розгами, но и в целом за плохое отношение к ученикам.
Кроме того, преподаватели поощряли соревнования между учениками одного класса. Так, учитель регулярно составлял рейтинг воспитанников, при этом каждый мог улучшить свои позиции в нем. Для этого под выполненным упражнением нужно было написать имя того, чье место в рейтинге хотел занять. В случае, когда претендент справлялся с заданием лучше соперника учитель вносил соответствующие правки в общий рейтинг.
Читайте также: Топ-10 худших ВУЗов Харькова
С открытием в городе университета, роль коллегиума, как образовательного и просветительского центра существенно снизилась. В 1817 году Харьковский коллегиум преобразовали в семинарию 3-го разряда, где могли обучаться исключительно лица духовного звания. До 1841 года за учебным заведением по-прежнему сохранялось название Духовный коллегиум.
Духовные, уездные и приходские училища, которые раньше собственно и составляли коллегиум, теперь выделили в отдельные учебные заведения. При этом в коллегиум принимали только окончивших 6-ти летний курс в уездном и приходском училищах. Обучение же в Духовном коллегиуме производилось по трем отделениям: риторики, философии и богословия. Программа каждого отделения была рассчитана на 2 года.
Интересно, что ученики каждого класса делились на три разряда, по уровню успеваемости. Только окончившие курс в первом разряде, то есть лучшие ученики могли называться студентами. Все остальные носили имя воспитанников. Кроме того, самые старательные ученики по окончанию курса также получали серебряные медали.
Организацией училищ, поиском средств для устройства новых корпусов, в 1817–1820-е годы активно занимались Слободско-Украинские епископы, в частности, преосвященный Аполлон и преосвященный Павел (Саббатовский).
Новое преобразование ждало учебное заведения с принятием Устава 1868 года. Согласно новому уставу три отделения харьковской Духовной Семинарии разделили на 6 классов, обучение в которых длилось один год, вместо двух.
В 1918 году, с закрытием Харьковской Духовной Семинарии, прекратилась история одного из старейших учебных заведений города, Харьковского коллегиума.
Алена Маршала
[…] Розгами секли всех: история Харьковского коллегиума […]
[…] Читайте также: Розгами секли всех: история Харьковского коллегиума […]