Одно движение руки – и кукла оживает. Она двигается, разговаривает, живет обычной жизнью, как человек. Немного фантазии и кукла становится актером, играя перед зрителем роль. Но никто не замечает, что за ширмой стоит кукловод, который и является главным в этой сказочной игре. В Харьковском государственном театре кукол действительно попадаешь в сказку, причем вне зависимости от возраста. Просто поразительно – куклы передают настоящие эмоции, их лица разнообразны, наполнены мимикой и как будто отражают внутреннее душевное состояние.
Эта сказка появилась в Харькове 1 июля 1939 года. Первой постановкой стала пьеса «На воле» художественного руководителя театра Струменко Александра Николаевича. Тогда штат театра насчитывал всего 20 сотрудников. До 1941 года театр кукол можно было назвать «кочевым», ведь он не имел своего помещения и постоянно ютился в различных клубах. И только в 1941 году труппа получила постоянную прописку, которая действительна и сегодня. Но радость новоселья омрачила война, театр был эвакуирован и начать плодотворную работу в Харькове смог только в апреле 1944 года.
В 1952 году художественным руководителем театра стал Виктор Андреевич Афанасьев, заслуженный деятель искусств УССР. С его приходом театра получил новый творческий толчок. Он был не только блестящим театральным деятелем, но и замечательным администратором. Именно ему сегодняшняя труппа благодарна за то, что он вывел Харьковский театр кукол на лидирующие позиции в стране и собрал блестящую команду творческих и неординарных людей. Пройдя черед советскую цензуру, Виктор Афанасьев смог поставить на Харьковской сцене довольно неоднозначный в идеологическом плане спектакль «Чертова мельница» И. Штока. Это была первая постановка для взрослых в Украине, которая открыла огромное творческое поле для актеров и режиссеров кукольных театров всей страны. Она сразу пришлась по душе зрителям. Пьеса «Чертова мельница» разрушила стереотип о театре кукол, как о детском театре. Из более 260 постановок за всю историю тетра 20 были рассчитаны исключительно на взрослую публику. Сейчас Харьковский государственный академический театр кукол имеет самый большой в Украине репертуар для взрослого зрителя. Харьковчане смогли увидеть постановки по мотивам произведений Е. Шварца, М. Булгакова, Г. Лорка, Н. Лескова, Дж.Оруэлла, Д.Боккаччо и др.
Виктор Афанасьев также открыл в Харькове единственный в Украине Музей театральных кукол и первую в Украине Высшую профессиональную школу актеров и режиссеров театра кукол.
Попадая в Музей театральных кукол, как бы сталкиваешься с параллельной реальностью. Вроде бы и понимая, что перед тобой неодушевленные кусочки материи, аксессуаров, сшитые нитками и разукрашенные красками. Но все равно видишь живого человека или животного, абсолютно естественного. Здесь есть и шедевры, выполненные харьковскими мастерами изготовления кукол, и подарочные экземпляры. Харьковский музей театральных кукол имел большие возможности, поскольку Виктор Афанасьев был одним из руководителей организации UNIMA (Международная организация деятелей театра кукол), что открыло возможности международного сотрудничества с Польшей, Болгарией, Германией, США, Канадой, Бельгией, Францией и другими странами.
В 1969 году при Харьковском институте искусств (Харьковский государственный университет искусств им. И.П. Котляревского) создана единственная в Украине кафедра актеров и режиссеров театра кукол, отцом которой можно считать Виктора Афанасьева. И сегодня можно смело сказать, что Харьков – это центр театрального кукольного искусства. Здесь работают настоящие мастера с большой буквы. Многие актеры театра получили звания заслуженных артистов Украины — П. Янчуков, Г. Стефанов, Л. Гнатченко, Ф. Грошева, А. Рубинский, В. Бардуков.
Репертуар театра постоянно обновляется, хотя в афишах можно всегда увидеть и уже полюбившиеся зрителям постановки.
Дети могут познакомиться с любимыми сказочными героями: Незнайка, Красная Шапочка, Буратино, три Поросенка, Карлсон, Маугли, Дюймовочка и многие другие. Неожиданным в афише театра кукол могут стать для вас такие постановки, как, например, «Декамерон». Да, неожиданно смотреть постановку бессмертного произведения Боккаччо и видеть на сцене кукол. Это совершенно уникальный театральный эксперимент. Хотя, наверное, неправильно называть экспериментом те удивительные постановки, которые уже многие годы ставятся в театре. Уникальность, совершенно особая подача и атмосфера – вот то, что является постоянным и стабильным в постановках театра кукол.
Открывая дубовые двери театра, видишь две огромные куклы, которые поражают буйством красок и экспрессией. Поднимаешься по мраморной лестнице и оказываешься в фойе театра, где постоянно действуют выставки различных художников. Еще одной изюминкой театра кукол можно назвать множество растений, которые превращают его фойе и коридоры в настоящие цветущие сады. Входишь в зрительный зал, открывается занавес и – начинается сказка. Самая настоящая сказка и для детей, и для взрослых.
Дом Актера, национальное сообщество театральных деятелей Украины
Харьков по праву можно считать театральной столицей. Здесь множество театров, которые работают в совершенно различных направлениях искусства: начиная от легкой оперетты и заканчивая серьезными драматическими произведениями. Одним из самых выдающихся театров Харькова является, кончено же,…
В 1986 году в помещении Успенского Собора Харькова был открыт . Первые упоминание об органной музыке в Харькове датируются 19 веком. В лютеранской церкви под руководством Ф.Шульца первого преподавателя музыки Харьковского университета, композитора и дирижера были…
Спектакль Ежик из тумана.
Впечатления гневно-восхитительные!
Сам спектакль супер, сделан в альернативном стиле (не стандартные куклы, декорации, оформление и т.д.), все очень красиво и интересно, но!!! это не детскией спектакль, так же как и оригинальный мультик, это философский рассказ, но не детская сказка. У нас ребенку два года, любит читать книги, ходим в татры детские, т.е. не на мультиках растем и через полчаса начала проситься домой, т.к. ребенку не интерестн, тексты с глубоким смыслом, все медлительное и меланхоличное, сам спектакль не яркий. В зале был гул как на базаре, дети не знали чем себя занять, и смеялись с чисто детских моментов (ослик испугался, ударился в дерево и упал, и т.д.), а родители постоянно рассказывали детям смысл сказанного, даже если ребенок очень спокойный и молча досидит до конца, смысл «сказки» пройдет мимо.
Вечером, взрослым в спокойной и тихой атмосфере однозначно советую, а ограничение нужно ставить от 9-10 лет, и идти только если ребенок воспитывался не на мультиках. а на книжках и театрах, а так даже позже идти надо.